Г. ф. Ильин 17 страница
IV, 165-166. См. также XI, 206-207.
IV, 168. CM. XI, 208.
IV, 174. ...с корнем-с детьми, родственниками и имуществом.
IV, 175. ...учит-глагол ",is означает и "учить" и "наказывать".
IV, 180. Прислуга (dasavarga)-совокупность слуг в доме, безразлично рабов или свободных.
IV, 182. Учитель-владыка в мире Брахмы-т. е. избегающий ссор с учителем достигает мира Брахмы; далее подобный же смысл (см. II, 244).
IV, 183. Вишвадевы (vi^vadeva) — так называли группу из девяти или десяти низших богов.
IV, 184. Бедные (kr^a) — букв. "слабый, истощенный". IV, 192. ...дваждырожденному-в данном случае имеется в виду только брахман.
Живущий подобно кошке-см. IV, 195.
Живущий подобно цапле-см. IV, 196.
IV, 198. ...прикрывая грех исполнением обета-суровое покаяние может быть совершено только или грешником для искупления вины, или безгрешным для приобретения духовной заслуги.
IV, 200. ...не будучи учеником (alifigin) — букв. "не имеющий знака"; lifigin — это не только ученик, но и отшельник, аскет и т. д., каждый из которых носил отличительный знак: ученик- пояс, отшельник — шкуру в качестве одеяния, аскет — желтую одежду и посох и т. д. В тексте имеются в виду обыкновенные нищие, просящие милостыню под видом исполняющих обет.
IV, 203. ...в прудах, выкопанных богами (devakhatesu tadagesu),-т. е. в естественных водоемах.
IV, 208. Брахман (bhi-una) — это слово значит и "зародыш", и "брахман".
IV. 209. Объединение (^апа)-Кул. и Гов. указывают, что это может быть община брахманов, живущих при храме.
IV, 212. Угр а-возможно, член касты утра (см. X, 9); ugra значит вообще жестокий.
...после прихлебывания веды-имеется в виду пища. не съеденная во время трапезы: свидетельством окончания трапезы было прихлебывание воды для полоскания рта.
...н е являющуюся нечистой в течение десяти дней (anirda^a) — пища в доме, где родился ребенок или кто-либо умер, считалась нечистой в течение десяти дней (см. IV, 217).
IV, 215. Ниш ада (nisada) — одна из низших каст отверженных: согласно брахманской классификации нишада считался сыном брахмана и щудрянкн (см. X, 8). IV, 218. Пища царя-царь ранее не упоминался; но в стихе 213
фигурировал правитель города; видимо, считалось, что пища, данная правителем города, является фактически данной царем. Может быть, под правителем города понимается царь. Кожевник (carmavakartin) ранее не упоминался. IV, 222. Криччхра-см. XI, 212.
IV, 223. ...щудру, не исполняющего щраддхи,-это про. тиворечнт IV, 211, где никаких оговорок нет. Ночь-здесь "ночь" означает сутки.
IV, 234. Согласно Кул. он получает в следующей жизни те же дары, которые дает другим в этой.
IV, 242. Труднопроходимая тьма- подразумевается тьма ада IV, 248. См. IV, 210-213.
IV, 253. Тот, кто нанимается (atiTianarri nivedayet),-букв. "объявляет себя", "предлагает себя". Имеются в виду наемные работники, о которых идет речь в следующих стихах.
IV, 256. ...кто же нечестен в речи, тот нечестен во всем,-букв.: "Кто же ворует то слово, тот человек ворует все".
IV, 257. Уплатив долг великим риши, предкам и божествам, -уплатив долг великим риши изучением Веды, предкам — рождением сыновей, божествам-принесением жертв.
V, 1. Происшедший от огня (analaprabhava)-в 1, 35 он был назван сыном Many. См. также V, 3.
V, 6. Щелу (?е1и)-растение Cordia mixa. Многие виды животных и растений, упоминаемые далее в V, II-16 и др., или вовсе не идентифицированы, или в отношении их существуют большие расхождения В дальнейшем будет даваться только русская транскрипция. V, 20. С амтапан а-см. XI, 213.
Лунное покаяние-см, прим. к VI, 20; также XI, 219. V, 21. Криччхра-см. XI, 212.
V, 27. ...о кропленное- оставшееся после жертвоприношений. ...по желанию брахманов-с разрешения брахмана, на авторитет которого в данном вопросе можно положиться (Медх.).
...при опасности для жизни-т.е. лучше вкусить мяса, чем умереть с голода.
V, 31. Нетрудно заметить несоответствие этого стиха предыдущим (особенно V, 22). Вообще этот раздел изобилует противоречиями (см., например, V, 52 и 56).
V, 34. Убивающий животное ради добычи-т. е охотник по роду занятий.
V, 44. Убийство животных вообще противоречит дхарме. но убивать для жертвоприношения предписано Ведой и, значит, не может противоречить дхарме, так как сама дхарма произошла от Веды.
V, 52. CM. явно противоречащий стих V, 56.
V, 55. Объяснение, конечйо, фантастическое.
V, 58. Пострижение — обряд первого пострижения волос (см. II, 35).
...то же объявлено и относительно рождения — относительно сроков нечистоты в этих случаях см. V, Ь2, 67-TU.
V, 59. ...до собирания кистей-индусы сжигают покойников на костре, а оставшиеся кости собирают и бросают в реку или захоранивают в урне; кости брахмана собирают на четвертый день после сожжения.
V, 60. Саманодака (samano(laka) "букв. "совместно [льющий) воду", родственник до 14 колена; первые семь поколений считаются сапиндами и саманодаками, вторые только саманодакамн.
V, 64. ...iio истечении дня и ночи, [присоединенных к.] трем трехдневным периодам- следовательно, всего деся гь дней.
...по истечении трех дней-видимо, в первом случае речь идет о сапиндах, а цо вторим — о саманодаках, совершающих совместное возлияние воды во ьремя погребальной церемонии (см. V. 69).
V, 65. Питримедха (pitrniedlia) — жертвоприношение при похч ронах.
V, 68,...в чистую землю-т. е. в землю, в которой нет костей другого человека (Медх.).
V, 69. Огненный обряд-т.е. сожжение трупа. Возлияние воды (udakakriya) — обряд возлияния воды в честь умерши-'; предков (см. V, 64).
...как полено (kasthavat) — т. е. не плача и не выказывая при знаков сожаления.
V, 71, Отдаленный родственник (ekodaka) — термин соответствует samanodaka (см. прим. к V, 00).
...о чищение- так объясняют Медх. и Кул.; ksapana- букв. "пост" (см. IV, 222).
V, 72. ...в соответствии с ранее указанным правилом- некоторые комментаторы ссылаются H"I V, 67, другие — на правило, содержащееся в первой половине этого же стиха, указывающее срок очищения в три дня.
V, 74. ...с апиндам и с аманодакам-- переведено в соответствии с толкованием Кул.; в тексте sarnbandhibandhavaih.
V, 78. Отдаленный родсгыенник--не сапинда tpnhakpipda).
V, 82. ...пока есть свет -имеется в виду свет солнца или звезт. смотря по тому, днем или ночью произошло событие. ...так же как гуру, изучившего В еду,-по-видимому.
были гуру, исполнявшие роль воспитателя и наставника, но не учившие Веде; в этом случае необходим был "учитель" (асагуа).
V, 86. Очистившись прихлебыванием воды- перед началом жертвоприношения в честь богов и предков. Мантр ы, посвященные Солнц у,- Рнгведа 1, 50, 1 и далее. М а нтр ы, посвященные Соме (pavamani), — имеются в виду гимны в IX книге Ригведы.
V. 89. Родившийся напрасно (vrthSjata) — согласно Медх. пренебрегающий исполнением своих обязанностей.
Родившийся от смешанного брака (samkarajata) — родившийся от матери, муж которой был более низкой варны, сыновья вдов, внебрачные дети и т. д.
Бродячие отшельники (pravrajya) — согласно Медх., Кул. и Рам. еретики, занимающиеся религиозным нищенством не по правилам: согласно Нар. пребывающие в четвертой ащраме.
V, 90. Еретик (pasanda) — так брахманы называли буддистов. джайнов и т. д.
V, 91. Исполняющий обет (vratin) — имеется в виду ученик. V, 92. ...городские ворота- согласно Медх. здесь имеется в виду и деревня.
...через западные, северные, восточные-т.е. вайтиязападными воротами, кшатрия — северными и брахмана — восточными.
V, 93. С аттра (sattra) — великое жертвоприношение в честь Сомы, продолжающееся от 13 до 100 дней; термин применяется и для обозначения других жертвоприношений, равных по значению саттре.
...соединены с брахмой (brahmabhuta)-это значение дано по Медх.; согласно Кул., Нар. и Parx. этот термин значит "чистый, подобно брахме".
V, 94. ...для царя-кшатрий ли он, это не имеет значения (Мелх.).
V, 95. Убитый во время бунта (dimbahata)-так понимает Кул. и Нанд.: по Медх., это убитый в схватке, в которой не применялось оружие (a^astrakalaha). По-видимому, имеется в виду участвовавший в подавлении бунта.
...ради спасения коровы и брахмана-см. XI, 80. ...кого царь желает (видеть чистыми]-слуги и советники царя, необходимые ему для ведения дел. Чистота царя (см, прим. к V, 97) распространяется и на них, поскольку они исполняют поручения даря.
V, 96. Анила (anila)-одно из имен бога ветра Вайю. Владыка богатств (vittapali)-Куверз. Владыка вод (appati) -Варуна.
V, 97. Только люди подвержены чистоте и нечистоте, но не боги, гак как природа царя божественна, то на него чистота и нечистота не распространяются.
V, 98. ...т ут же совершается жертвоприношение, а также очищениесогласно Медх. своей смертью на поле битвы кшатрий, если он сражался храбро, приобретает такую духовную заслугу, какая достигается жертвоприношениями и очистительными обрядами.
V, 102. Но если он ест их пишу-имеется в виду сапинда умерших.
V, 104. ...ж ертвоприношение на огне (ahuti) — таким образом, сожжение трупа рассматривалось как разновидность огненного жертвоприношения.
V, 106. Т. е. труднее всего не слукавить в делах, касающихся материального интереса.
V, 112. [Всё], происшедшее из воды,-кораллы, раковины и т. д.
V, 115. Очищение (utpavana) — ритуальное очищение вообще; комментаторы объясняют его различно.
V, 124. Земля очищается- ритуального очищении требует та земля, на которой были нечистоты, проживали щудры и т. д. (Кул.). ...о кроплением-водой, коровьей мочой или молоком (Медх.). ...и пребыванием на ней коров-в течение дня и ночи (Медх.).
V, 129. Всегда чиста рука ремесленника- это относится только к сделанным им вещам.
Товар, выставленный [на продажу],-он не оскверняется от прикосновения трогающих его покупателей, от размещения на неподметенной земле и т. д.
V, 136. ...к одной руке-подразумевается левая рука (Медх.).
V. 140. Щудра, живущий праведно (nyayavratin), — живущий служением ариям; так объясняет большинство комментаторов,
V, 151. Примечательно, что у Ману нет и намека на самосожжение вдовы вместе с телом ее умершего мужа. Этот же стих, а также V, 153, 157, 160 и многие другие с несомненностью доказывают ограниченное распространение этого обычая в древней Индии.
V, 152. Основание собственности (svamyakarana)-жена становится собственностью мужа вследствие передачи ее отцом мужу. Свадебный же обряд производится только для счастья новобрачных. Совершен он или не совершен, это сути дела уже не меняет (Медх.).
V, 153. Муж, совершивший священнодействие, сопровождаемое чтением мантр.-т. е. муж, который при бракосочетании совершил должным образом полагающиеся обряды, законный муж.
И в [надлежащее] время и не ко время-имеется и виду время, разрешенное для супружеских сношений.
V, 154. См. также IX, 78 и др.
V, 157. В комментарии к этому стиху Медх. решительно выступает против обряда самосожжения вдовы.
V, 160. Стихи V, 160-164 явно отвергают обычай иийога (niyoua), по которому жена умершего бездетного мужа обязана была прижить от родственника мужа сына, который в этом случае считался сыном не действительного отца, а умершего мужа своей матери (см. IX, 59-63); цель этого обычая — обеспечить умершего номинальными приношениями.
V, 163. Низкий (apal"i-sta)-Кул. объясняет этот стих, как осуждение женщины, оставляющей мужа низшей касты ради мужа высшей; Рагх. — оставляющей бедного ради богатого.
VI, 3. Деревенская пища (gramyarn aharam) — нища, добываемая обработкой земли.
...в месте с ней-в этом случае требуется согласие жены. VI. II. Весенние и осенние чистые виды пищи отшельников-в данном случае имеется в виду дикий рис весеннего и осеннего сбора.
VI. 15. Ащваюджа-месяц ащвин (сентябрь-октябрь), См. прим. к III, 217.
VI, 18. Т. е. он может собирать столько, сколько достаточно на один день.
VI, 19. Индийцы обычно принимали пищу два раза в день — утрем и вечером. В этом стихе речь идет о разных видах поста; или он может есть один раз в сутки, или один раз в двое суток, или один раз в четверо суток.
VI, 20. Лунное покаяние (candrayanal-iipii исполнении его прием пищи изменяется каждый день, уменьшаясь или увеличиваясь на одно наполнение рта, в зависимости от того, уменьшается или увеличивается месяц (см. XI, 219).
VI, 21. Учение В а и к ха и ас ы- все комментаторы, кроме Нар., считают, что имеется в виду сутра, содержащая правила для отшельников; автором ее называется Вайкханаса.
VI, 23. Летом следует подвергаться жару пяти огней- расположившись между четырьмя огнями и имея пятый, солнце, сверху.
VI, 25. Поместив в себя священные огни согласно правилу-глотая пепел и тому подобное по правилу, излагаемому в одной из сутр (Медх., Гов., Кул.).
VI. 27. ...может собирать милостыню-в стихе VI, И предписывается ничего не брать у других.
VI, 28. ...принеся [пищу] из деревни-в стихе VI, 3 предписывается отказаться от деревенской пищи.
VI, 31. ...на северо-восток (aparajitarn... di^am)-так толкуют все комментаторы (букв. "в непобедимую страну").
VI, 32. ...избавившись от тела одним из тех многих подвигов, [практикуемых] великими риши,-утопившись в реке, бросившись с горы, путем сожжения или истощив себя голодом (Медх.).
VI, 35. Уплатив три долга-по отношению к риши, предкам и богам.
VI, 38. Поместив в себя огни-проглотив пепел от жертвенных огней.
VI, 39. ...дав всем живым существам безопасностьт. е. дав обет не убивать живые существа.
VI, 41. Средство очищения (pavitra) — посох, сосуд для воды, трава куща и т. д., а также очистительные тексты.
VI, 46. ...ногу, очищенную взором,-т. е. следует следить за тем, чтобы не раздавить ногой какое-либо живое существо (см. VI, 68).
...воду, очищенную тканью,-т. е. процеженную, чтобы не проглотить плавающие в воде живые существа,
VI, 48. Мирские дела (saptadvaravakirna)- букв. "рассыпанное у семи врат". Относительно общего смысла комментаторы согласны, но выражение "семь врат" толкуют по-разному.
VI, 50. По-видимому, такая практика все же имела место.
VI, 66. Даже украшенному-т, е. имеющему знаки, характерные для переживаемого им периода жизни пли указывающие на принадлежность его к какой-либо религиозной секте.
VI, 67. Плод к атаки- -считалось, что если семенами этого растения натирать внутренность сосуда для воды, то это осаждает частицы земли, находящиеся в воде.
VI, 74. ...не связывается деяниями-т. е. он освобождает ся от действия закона кармы.
VI, 75. ...тогосостояни я-соединения с брахмой, пребывания в мире Брахмы.
VI, 81. Двойственность-наличие противоположностей: голо; да и сытости, чести и бесчестия и т. д.
VI, 83. Ведийский текст, относящийся к жертве приношению,-Брахманы (предписания о жертвенном ритуале).
...относящийся к божествам-мантры, стихотворные тексты Вед.
...относящийся к атману, изложенный в Веданте,- Упанишады, религиозно-философские части ведийской литературы. VI, 86. Отказавшиеся от [порядка, предписанного] Ве-
д о и (vedasamnyasika), — Гов. считает, что имеются в виду лица, упоминаемые в IV, 22; Кул. считает их аскетами. Но если судить по VI, 94-95, это брахманы, отрекшиеся от всех мирских дел, но не ушедшие в отшельники или аскеты, а оставшиеся жить дома под опекой своих детей.
VI, 87. По мнению комментаторов, стихи VI, 87-93 имеют целью показать: 1) что имеется только четыре ащрамы и что vedasamnyasika не составляют пятой и не состоят вне их; 2) что, поскольку ащрама домохозяина — самая важная, человек может продолжать жить в своем доме под опекой сына.
VI, 94. Свободный от долгов-см. IV, 257, VI, 35-36.
VI, 97. ...и зложен а... дхарма брахмана- некоторые комментаторы считают, что все это относится только к брахманам, другие включают и прочих дваждырожденных.
VII, 2. Посвящение-имеется в виду коронация. ...как положено-т. е. согласно с правилами, изложенными в щастрах.
VII, 4. Владыка богатств (vitte^a) — одни из эпитетов бога Куверы.
VII, 7. Царь дхармы-один из эпитетов Ямы, почитавшегося богом правосудия.
VII, 10. ...различный вид-вид друга для друга, врага для врага и т. д.
VII, II. Падма-Щри-богиня счастья, то же что Лакшми.
VII, 14, Наказание (dan-da) — букв. "палка". Здесь наказание персонифицируется; этот образ не редок в древнеиндийской литературе (см. также VII, 18, 25).
VII, 15. ...служат пользе (bhogaya kalpante) — согласно большинству комментаторов это значит: "допускают, чтобы ими пользовались" (см. VII, 23).
VII, 21. Перемещение высших и низших- согласно Медх. и Рам. даже щудры (vrsala) стали бы выше брахманов.
VII, 24. Возмущение всего народа (sarvalokaprakopa)- Нар. объясняет prakopa, как anyonyavaira (вражда друг к другу).
VII, 28. Неопытный (akrtatman) — не изучивший щастр (Кул., Гов.).
VII, 31. Чистый (^licin) -- большинство комментаторов толкуют это как "нестяжатсль".
VII, 33. ...существующего сбором колосьев-т. е. располагающего скудными средствами.
VII. 37. Тройстпенное знание (traividya) -знание трех Вед
VII, 41. Вена (vena) — нечестивый царь, требовавший, чтобы жертвы приносились ему, а не богам. Нахуша (nahusa) — царь, преследовавший брахманов; он даже заставил их везти свою колесницу.
Суда с, сын Пиджаваны (sudas paijavana)-царь, упоминаемый в Ригведе.
Сумукха (surnukha) — об этом царе ничего неизвестно. Ними (nimi) — царь древней области Видсха.
VII, 42. Притху (prth")-древний легендарный царь. Сын Гадхипрославленный риши Вищвамитра.
VII, 43. Искусство управления (dandaniti) -букв. "руководство [во владении] палкой".
VSI, 52. Группа из семи-пороки, перечисленные в VII, 50-51.
VII, 66. Стхана (sthana) — термин, которым древнеиндийские теоретики называли основные четыре элемента, составляющие государство и находящиеся в распоряжении царя,-армию, сокровище, город. территорию.
VII, 58. Шесть форм политики (sadgunya) — это samdhi — союз. vigraha-война, yana-поход, asana-выжидание, sari^rayaпоиски покровительства, dvaidha — разделение [вонска).
VII, 62. Мастерские (karinanta) — Нар. объясняет как мастерские по производству украшений и оружия: по Медх., сахароварни, винокурни', Гов. и Кул. добавляют: зернохранилища.
VII, 70. Крепость, защищенная... людьми (nrdurga)- может быть, город, являющийся крепостью, вследствие наличия военного гарнизона или большого числа горожан, способных носить оружие.
VII, 75. Машины-метательные орудия: катапульты и т. д.
Vii. 7S. Пупохита (purohita) — придворный жрец, советник царя по делам культа.
VII, 80. Ежегодный налог (bali) — налог о виде одной шестой урожая (Медх.).
Обычаи, [существующие] в народе,- имеется в виду недопустимость взимания пошлин и податей в размерах, превышающих установленные обычаем.
VII, 82. Брахманы, вернувшиеся из семьи гуру,- прошедшие курс обучения.
VII, 85. Брахман [только] по имени-брахман, уклоняющийся от изучения Веды и т. д.
VII, 85а. Этот стих имеется только в издании Джол.-ш.
VII, 93. ...в затруднительном положении-если сломалась колесница, оружие и т. д.
VII, 96. Деньги (dhana) — по мнению некоторых комментаторов, это коровы, буйволы и т. р..
Женщины (strT) — согласно Медх. имеются в виду только рабыни ...э то его- все прочее — золото, серебро, земля, строения, оружие — принадлежит царю.
VII, 101. Неясно, зачем понадобилось помещать вскоре после VII, 99 этот стих, являющийся почти дословным его повторением.
VII, 102. ...быть готовым к войне (u(lyatadanda) — букв. "быть] с поднятой палкой".
VII, 107. ...и прочими- расколом, подкупом и силой.
VII, 119. Кула (kula) — в данном случае технический термин, означающий согласно большинству комментаторов участок земли, который может быть обработан упряжкой быков в 12 голов. Согласно Медх. — часть дерспни (grarnaikane';."). Нанд. считает это участком одного земледельца (ekakrsivalabhaga).
Vii, 121. Планета-здесь имеются в виду Марс, Солнце или Луна.
VII, 126. Пана (рапа) — см. VIII, 136.
...шесть-для высшего-абсолютные цифры, видимо, не следует принимать буквально. Большинство комментаторов считает, что высший служащий должен получать в шесть раз больше низшего. Средние служащие, следовательно, получали жалованье от двух до пяти пан
Дрона (drona)-Mepa веса: равна 512 палам (см. VIII, 135), т. е. примерно 20 кг (Гов.), или 200 палам, т. ". 7,8 кг (Кул.).
Vii'. 141. Таким образом, верховным судьей считался царь; только при невозможности исполнения этих функций им непосредственно он назначал особого сановника.
VII. 143. Враги (dasyu) — переведено в соответствии с комментарием Нар. По Кул. — это разбойники (taskaradibhih).
VII, 144. ...плоды-имеются в виду налоги, которые он собирает с подданных (см. VII, 127 и далее).
VII, 149. ...животных-попугаев, скворцов и других птиц, способных воспроизводить звуки человеческой речи,
VII, 154. Восемь видов деятельности--толкования комментаторе" различны: один Медх. дает три варианта. Вот два из них: доходы, расходы, увольнение плохих слуг, пресечение плохого поведения слуг, наставление их в правильном поведении, решение спорных дел, наказание, наложение искупительных обетов; или: земледелие, торговля, сооружение мостов и насыпей, сооружение крепостей или ремонт их, ловля слонов, устройство рудников, заселение пустынных районов, рубка лесов.
Пять видов [шпионов]- действующие под личиной учителя, нищенствующего аскета, земледельца, купца и подвижника.
VII, 155. ...находящийся посередине (madhyama) — имеющий владения, которые граничат и с территорией данного государя и его врага.
VII, 156. ...другие восемь-каждый из перечисленных в VII, 155 имеет и друга и врага.
VII, 157. Другие пять [элементов],-помимо царя; вместе с самим царем — шесть элементов каждого из двенадцати государств,
VII, 160. Это технические термины; они объясняются дальше.
VII, 166. ...из-за прежних деяний,-совершенных в прежних существованиях или вследствие не"'лагоразумня.
VII, 168. Помощь бывает двух родов-это шестая форма политики (см. VII, 1СО).
VII, 173. ...разделив войско-рекомендуется царю оставив войско, укрыться с небольшим отрядом в крепости.
VII, 181. Город врага-здесь и далее понимается, вероятно столица противника.
VII, 182. ...и чайтра,--когда фураж в изобилии, дороги сухи жара спала. Маргащирша — ноябрь-декабрь, пхальгуна — февраль-март, чайтра-март-апрель (см. прим. к III, 217).
VII, 185. Три рода дорог-пути через равнины, леса и по воде.
...из шести частей-т. е. из боевых слонов, конницы, колесниц, пехоты, начальника и мастеровых, находившихся в обозе.
VII, 187. Палка (danda) — строй линии. Повозка (cakata)-строй клина. Вепрь (varaha) — построение в виде ромба.
Макара (makara) — строй в виде двух, соединенных вершинами треугольников. Игла (siici) — вытянутая линия.
Гаруда (garuda) -построение в виде ромбоида с далеко выдающи. мися флангами.
Vll, 188. Лотос (padma) — построение в случае опасности в виде круга; царь должен был располагаться в центре.
VII, 191. Ваджра (vajra) — мифическое оружие Индры.
VII. 193. Курукештра-.см. прим. к II, 19. Матсьи-племя, насел-.'BUice район совр. Джайпура (Раджастхач) Панчалы-племя, жившее в районе Канауджа. Щурасена-племя, населявшее район Матхуры (Маттра).
VII, 201. ...почтить богов-по мнению Кул., богов запоевапной страны.
Льготы (parihara) — освобождение от налогов и повинностей на год или два (Медх., Нанд.), дары богам и брахманам (Кул.), земельные дарения брахманам (Нар.).
VII, 205. ...свершение зависит от человек а-веления рока все равно непознаваемы, деяния же людей имеют очевидные резуль-
таты, поэтому нужно поменьше доверяться суяьбе и больше полагаться на свои усилия (Кул.). VII, 207. Круг-см. VII, 154-156.
VII, 215. Исполнитель-сам царь или его доверенное лицо.
VIII, 2. ...стоя-в особо важных случаях. ...п одняв правую руку- держа ее открытой.
VIII, 8. Далее разбирается значительно большее число вопросов, чем
упомянуто в VIII, 4-7. VIII, 16. Презренный (vrsala) — это слово значит также щудра; объяснение слова, конечно, искусственное.
VIII, 17. См. IV, 238-243.
VIII, 20. ...но щудр а-никогда-таким образом в крайних обстоятельствах за объяснением закона можно обратиться к кшатрию или вайщию.
VIII, 23. Хранители мира (lokapala) — боги.
VIII, 27. Малолетство считалось оканчивающимся на шестнадцатом году жизни.
VIII, 28. ...для жен-имеются в виду жены, мужья которых отсутствуют.
VIII, 33. Размер пени зависит от времени хранения.
VIII, 34. ...посредством слона-т. е. путем растаптывання слоном.
VIII, 35. ...шестую или двенадцатую часть-в зависимости от достоинств нашедшего клад.
VIII, 36. Размер пени зависит от обстоятельств дела или качеств виновника.
VIII, 37. [Скрытое] ранее сокровище-спрятанное его предками.
Властитель всего-см. 1, 100 и прим.
VIII, 38. ...дважды рожденным-имеются в виду, конечно, брахманы.
VIII, 41. Щрени (^reni) — объединения ремесленников, купцов т. д.
VIII, 45. ...себя самого-поскольку он справедливым решением желает достигнуть неба.
VIII, 49. Дхармой-здесь нравственным убеждением, уговорами.
...принуждением (acarita) — когда кредитор принуждает должника к уплате долга захватом его сыновей, жены, животных или осадой
его дома (Кул., Par.). ...силой (bala) — когда кредитор, схватив должника, приводит его в свой дом и держит его у себя, моря голодом и избивая до тех пор, пока тот не уплатит долг (Кул., Par,).
VIII, 51. Относительно размера штрафа см. VIII. 139.
VIII, 58. ...истец не говорит-т.е. если истец отказывается давать показания по предъявлении иска.
...проигрывает дело (dharmarn prati parajitah) — букв.: "Он в отношении дхармы побежден".
VIII, 64. Изобличенные (drstado^a) — уже изобличавшиеся в даче ложных показаний.
Опороченные (dusita) — совершившие тяжкие грехи.
VIII, 65. Ремесленник (kai'uka)-вследствие зазисимостн oi клиентуры ему трудно быть беспристрастным.
VIII, 66. Раб (adhyadhina) — букв. "полностью зависимый"; все комментаторы толкуют как "урожденный раб" (garbhadasa).
Д асью (dasyu) — согласно Медх. в данном случае это наемный работник.
Низкорожденный (antya) — чандала и пр.
VIII, 69, Обстоятельства дела в этих случаях таковы, что не позволяют быть очень разборчивыми в выборе свидетелей.
VIII, 71. Эти свидетели могут дать неверное показание даже ненамеренно.
VIII, 72. Считалось, что показания по этим делам не требуют слишком больших умственных способностей или большого благородства.
VIII, 74. ...не лишается дхармы и имущества,-т. е. не лишается духовной заслуги и не штрафуется.
VIII, 78. ...естественно (svabhavena), — не подвергаясь давлению, запугиванию и т. п.
VIII, 82. Путы Варуны-змеи, которые связывают, как веревки, или болезнь водянка (Медх., Кул.).
VIII, 87. ...в присутствии богов-перед изображениями или символами божеств.
VIII, 92. Подобное поведение дает такую же духовную заслугу, как если бы верующий совершил паломничество к Гангу или на Курукшетру (II. 19: VII, 193).
VIII, 98. ...относительно людей-имеются в виду рабы (Медх., Нанд.).
VIII, 99. ...убивает все-все живое.
VIII, 100. ...относительно воды-имеются в виду колодцы, пруды и пр.
Драгоценности, зародившиеся в воде,- жемчуг, кораллы и пр.
VIII, 102. ...как к шудрам-только при свидетельских показаниях, ордалиях и т. д.
VIII, 105. Сарасвати-богиня красноречия, искусств и музыки. См. II, 17; XI, 78.
VIII, 106. Ведийский стих, посвященный Варуне,- Ригведа, 1, 24, 15.
Гимн, восхваляющий в оды,-Ригведа, X, 9, 1.
VIII, 107. ...десятую часть всего-как штраф царю.
VIII, 108. Происшедшие со свидетелем несчастья рассматриваются как доказательство того, что он дал ложные показания.
VIII, 110. Клятвы-в "Махабхарате" (XIII. 93) рассказывается, как семь великих риши очистили себя клятвами от обвинения в краже стеблей лотоса.
...клялся царю, сыну Пиджаваны,-риши Васиштха очистился перед царем Судасом от обвинения, выдвинутого против него риши Вищвамитрой, будто он, будучи ракшасой, пожрал сто своих сыновей:
VIII, 112. ...женщин-ложные клятвы в любовных делах не считались грехом.
VIII, 113. ...коровами, зерном и золотом-кшатрий и вайщий должны прикоснуться к упомянутым предметам и сказать: "Да будут они бесполезны для меня" (Медх. и др.).
VIII, 116. ...обвиненного младшим братом-Майтрея, сводный брат рнши Ватсы, обвинял последнего в существовании у него потомства от шудрянки. Для опровержения такого обвинении Ватса прошел через огонь.
Vlll, 120. Относительно трех видов штрафа см. VIII, 138.
Vlll, 123. ...членов трех варн-кшатриев, вайщиев и шудр.