Из Конъюнктурного обзора Госплана СССР о выполнении народнохозяйственного плана за 1931 г. Не ранее 1 января 1932 года

Печатается по: Индустриализация СССР. 1929—1932 гг. Документы и материалы. М., 1970. С. 272—324.

Промышленность.

Общая часть.

Истекший год в области промышленного производства прошел под знаком гигантских качественных сдвигов на базе расширения и модернизации производственной базы. Количественное развертывание промышленности сопровождалось освоением новой техники и новых производств в масштабах, резко превосходящих все прошлые годы. В ряде отраслей: сельскохозяйственное машиностроение, автотракторное и т. д. 1931 г. уже явился годом массово-серийного выпуска, в других отраслях он был периодом освоения новых производств. (...)

Удельный вес промышленной продукции в совокупной продукции страны достиг 63 %. (...)

Энергетика.

Наряду с увеличением основных фондов промышленности существенные изменения претерпела энергетическая база промышленности: расширение объема мощностей против прошлого года на 39,8 %, причем удельный вес районных электроцентралей повышается до 50,9 % против 44,8 % в 1930 г. В результате энерговооруженность одного списочного рабочего возрастает против прошлого года на 11,9 % (в. тыс. кВт/час по потребной энергии). (...)

Черная металлургия.

Продукция 1928–1929 гг. 1929–1930 гг. 1930–1931 гг.
Чугун. Выполнение в % к плану     97,5     98.8    
Сталь. Выполнение в % к плану         105,7     82,8
Прокат. Выполнение в % к плану     108,3         81,6

 

Отставание металлургической базы было одним из основных лимитирующих факторов в развитии всего народного хозяйства и в первую очередь машиностроения, причем сдерживающее влияние металлургии здесь сказывалось не только в количественном недоснабжении, но в ухудшении качества металла, литья и некомплектности его. Особо чувствительным в текущем году было отставание металлургической базы на Востоке, ибо 1931 г. был годом возросшей потребности в высококачественном металле, а между тем восточная группа заводов отстала в выпуске металла в значительно больших размерах, чем другие районы. (...)

Машиностроение.

Текущий год внес значительные сдвиги в области машиностроения. Это на многих участках сильно ослабило зависимость страны от импорта. Удельный вес импортного оборудования в общей массе промышленного оборудования в 1912 г. достигал 55 %, в 1928/29 гг.— 21 %, в 1929/30 гг.— 23 %, а истекший год понижает эту величину до 19 %. (...)

Истекший год характеризуется не только дальнейшим ростом производства, но и значительным повышением удельного веса новых производств. Общий объем продукции всего машиностроения возрос к прошлому году на 34,7 %, а соответствующий показатель по новым производствам увеличился больше, чем в 5 раз, причем удельный вес производств в общем выпуске машиностроительных отраслей повысился с 9,2 до 25,4 %. (...)

Новые производства.

Если в ряде отраслей реконструкция технической базы и освоение новых производств протекали главным образом по линии копирования европейских образцов, то в других отраслях (электротехника, слаботочная промышленность и т. д.) мы уже имели освоение советской конструкции.

В области транспортного машиностроения имело место освоение мощных паровозов серии «СУ» с нагрузкой на ось 18 т, а также впервые был выпущен образец мощного американского паровоза типа 1-5-1 с механизированной подачей топлива, с нагрузкой на ось 20 т.

Наряду с паровозостроением в истекшем году мы имели освоение серийного производства сварных большегрузных цистерн, а также саморазгружающихся 60-тонных полувагонов (типа Хоппер) и 10-тонных опрокидывающихся вагонов (типа Дупкар)... Еще большие достижения в освоении новой техники мы имели в тех областях, кои обслуживают энергетическую базу страны. Так, впервые было налажено производство паровых турбин мощностью в 25 тыс. кВт и освоена была первая мощная турбина в 50 тыс. кВт. (...)

Если в большинстве отраслей те достижения, которые имели место в последнем году в части освоения новых производств, уменьшают нашу зависимость от мирового рынка, то это нельзя сказать в отношении станкостроения. Эта отрасль машиностроения при значительных темпах развертывания еще отстает от потребностей народного хозяйства. Если здесь технические достижения в области освоения новых производств имели место, то в большинстве случаев это относится пока к освоению новых типов станков, зачастую протекающему весьма долго и болезненно. Этот весьма сложный вид производства в части новых типов станков не носит еще характера массового серийного выпуска…

Особо выделяется сельскохозяйственное машиностроение, где удельный вес механизированного инвентаря достигает 65 % при предусмотренном в пятилетнем плане на конец пятилетки 40 %. (...)

Недостатки освоения новых производств.

Производственная программа по новым видам машин оказалась в значительной мере недовыполненной, ибо в ряде случаев внедрение новых производств и типов машин проходило без должной подготовки в отношении обеспечения их необходимыми проектными эскизами, чертежами и т. д.

Анализ причин и факторов, обусловивших недовыполнение программы по машиностроению, говорит о том, что производственная мощность оборудования недоиспользовалась, и в ряде случаев весьма значительно. Наряду с теми причинами, которые были указаны выше, следует прибавить еще следующие:

а) несоответствие уровня материального снабжения производственной программе;

б) разрыв между сложными задачами, подлежащими разрешению в сфере производства, и уровнем организации труда;

в) значительные трудности в комплектности поступающего металла;

г) значительное нарушение производственной деятельности в первой половине года по причине отставания транспорта;

д) отсутствие достаточной проработанности плана машиностроения, несвоевременность его спуска на предприятия и отсутствие полной специализации и кооперирования заводов. (...)