Теория перевода и сопоставительная стилистика 2 страница

Более того, сопоставление оригинальных текстов позволяет избежать некоторых опасностей, которым подвержено сопостави­тельное исследование текстов оригиналов и текстов их переводов, И в известной степени располагает более объективными данными Для анализа.

Сопоставление оригинального (исходного) текста с текстом перевода ставит исследователя в некоторую зависимость от язы-

1 Федоров А. В. Очерки обшей и сопоставительной стилистики. С. 44.

2 Шадрин Н. Л. Сопоставительная стилистика и теория перевода // Изв.

АН СССР.Сер. Литературы и языка. 1982. Т. 41. № 1. С. 13.


 




кового опыта переводчика. Мальблан, показывая схему процесса перевода, отмечал, что представление об объекте мысли, имею­щееся в голове автора исходного текста, адресанта (сигнификат 1) в процессе перевода может быть подвержено трем видам искаже­ний. Во-первых, искажения могут быть обусловлены неверным восприятием переводчиком исходного текста, т.е. возникновени­ем сигнификата 2, отличного от сигнификата 1. Во-вторых, они могут быть вызваны неспособностью переводчика адекватно пе­редать на языке перевода корректно воспринятый исходный текст, отчего прежде всего страдает индивидуальное своеобразие подлинника. И наконец в-третьих, искажения возможны в случае, если язык перевода не предоставляет переводчику необходимых средств для точной передачи содержания адекватно воспринятого им исходного текста. В конечном итоге у получателя речи — ад­ресата — текст перевода вызовет представление об объекте мысли (сигнификат 3), отличное от представления, которое стремился передать адресант1.

Если искажения, вызванные асимметрией систем средств вы­ражения сопоставляемых языков (сигнификат 3), не препятству­ют сравнительному анализу, даже, напротив, представляют собой один из объектов сопоставительной стилистики, которую в этом случае более точно будет определить как контрастивную, то иска­жения информации, возможные в результате неверного восприя­тия или некорректной передачи исходного текста переводчиком, т.е. зависящие от индивидуальности переводчика, представляют собой серьезную помеху объективному сопоставительному анализу. Именно поэтому Мальблан полагал, что для сопоставительного анализа необходимо выбирать только «как можно лучше переве­денные тексты»2.

При оценке качества, «правильности», перевода исследователь вынужден опираться на свою интуицию, что также представляется весьма индивидуальным. Но даже тогда, когда переводчиком пол­ностью и корректно передано своеобразие оригинального текста, при сопоставлении текста подлинника с текстом перевода иссле­дователь всегда ощущает индивидуальность третьего лица — пе­реводчика — и в некоторых случаях вынужден противопоставлять представление об объекте, вызванное у него исходным текстом, представлению, вызванному текстом перевода.

Вторым недостатком использования для сопоставления тек-' стов оригинала и перевода, если можно так выразиться, техни­ческого порядка является известная ограниченность переводного


материала текстами художественных произведении и текстами лишь немногих жанров научной речи. Видимо, по этой причине большинство известных до сих пор работ по сопоставительной стилистике в основном было ограничено материалом текстов ху­дожественных произведений, что, однако, не препятствовало по­ставленной перед исследователем задаче — нахождению адекват­ных средств выражения того или иного значения. Ограничение сопоставительного исследования только текстами художествен­ных произведений и некоторых жанров научной речи не дает возможности в полном объеме сопоставить «жанры и стили» язы­ков, иначе говоря, не позволяет решить задачу, стоящую перед исследователем на втором этапе сопоставительно-стилистического исследования, вскрыть функционально-стилистическую систему сопоставляемых языков.

Более того, художественные тексты несут на себе глубокий отпечаток авторской индивидуальности. В этой связи интересно высказывание И.Р. Гальперина в отношении функционально-сти­листической нормативности текстов: «Большинство текстов с точки зрения их организации стремится к соблюдению норм, уста­новленных для данной группы текстов (функциональных стилей), и тем самым как бы сопротивляется нарушению правильности текста. Это, однако, не всегда относится к художественным тек­стам, которые, хотя и подчиняются некоторым общепринятым нормам организации, все же сохраняют значительную долю "актив­ного бессознательного", которое нередко взрывает правильность и влияет на характер организации высказывания»1.

Для сопоставительного изучения функционально-стилисти­ческих систем языков требуется привлечь к исследованию разно­образные речевые произведения официально-делового, публици­стического, научно-технического и других функциональных стилей речи. Материалом такого межъязыкового сопоставления, прово­димого на уровне целостного речевого произведения, могут по­служить так называемые специальные, или «прагматические»2, тексты, т.е. речевые произведения, порожденные с определенны­ми, вполне конкретными и легко поддающимися идентификации Целями, в определенных условиях коммуникации, адресованные определенным получателям речи и зафиксированные в письмен­ной форме.

Как известно, контрастивные исследования чаще всего свя­зывают с задачами преподавания иностранных языков. И не без оснований. В эволюции методов преподавания иностранных язы-


 



1 MalbiancA. Op. cit. P. 19.

2 Ibid


1 Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. С. 25.

2 См.: Раис К. Классификация текстов и методы перевода // Вопросы тео­
рии перевода в зарубежной лингвистике. М., 1978. С. 203.


 

ков, как в зеркале, отражается эволюция сопоставительных мето­дов в языкознании.

Современные методы преподавания иностранных языков, на­чавшие бурно развиваться еще в 70-е гг. XX столетия, основыва­ются на деятельностной концепции языка, прочно утверждаю­щейся в языкознании в настоящее время. Деятельность!и подход к изучению иностранных языков предполагает создание в про­цессе обучения (имитации) реальных речевых ситуаций с привле­чением в качестве учебного материала подлинных (аутентичных) текстов, извлеченных из реального речевого общения (вплоть до сохранения в письменных текстах их экстралингвистической формы: особенностей шрифтов, расположения, иллюстративного оформления). Соответственно этому коммуникативно-деятель-ностная концепция в контрастивной лингвистике выдвигает се­годня в качестве непосредственного объекта сопоставительного исследования аутентичные тексты, создающиеся в аналогичных ситуациях общения, с аналогичными коммуникативными целями и задачами.

Описание контрастных и конвергентных черт в организации средств выражения в подобных текстах с последующим обобще­нием полученных сравнительных данных — центральная задача сопоставительной стилистики той или иной пары языков.

Являясь одной из основ лингводидактики, сопоставительная стилистика оказывается непосредственно связанной и с теорией перевода, точнее с частными теориями перевода, изучающими возможности межъязыковых преобразований в пределах конкрет­ной пары языков. В самом деле, данные, полученные в результате сопоставительно-стилистических разысканий, оказываются необ­ходимыми для определения степени адекватности перевода той или иной ситуации общения. Они позволяют переводчику сво­боднее оперировать речевыми средствами переводящего языка, используя те формы, которые оказываются наиболее приемлемы­ми в повторяющихся ситуациях речевого общения. Они дают воз­можность также определенным образом взглянуть и на проблему единицы перевода. Ситуативные клише, т.е. готовые речевые формы, регулярно воспроизводящиеся в определенных речевых ситуациях (например, военные команды, формы вежливости, формы общения в определенных ролевых ситуациях: покупатель и продавец, инспектор дорожного движения и водитель и т.п.), составляют одну из единиц перевода. Сопоставительная стилис­тика позволяет также выбрать адекватные формы текстов перевода, если переводу подлежат речевые произведения, характеризующие­ся жесткой формальной структурой, особенно часто функциони­рующие в официально-дел обо и сфере: приказы, уставы, инструк­ции, кодексы и пр.


Таким образом, сопоставительная стилистика и теория пере­вода оказываются взаимосвязанными, но не взаимозаменяемыми, дублирующими друг друга отраслями одной обширной науки о речевой коммуникации. Теория перевода позволяет сопостави­тельной стилистике опираться на категории эквивалентности и адекватности, предоставляя для сопоставительно-стилистических разысканий обширный материал, априорно воспринимаемый ис­следователями как аналогичный, а следовательно, и поддающий­ся сравнению. Категории обшей теории перевода лежат в основе одного из основных методов сопоставительной стилистики, назы­ваемого «методом перевода».

Со своей стороны, сопоставительная стилистика, особенно то ее направление, в рамках которого исследования ведутся «мето­дом параллельного сравнения» текстов, имеющих функциональ­ную аналогию, предоставляет частным теориям перевода чрезвы­чайно важную информацию о вариативности речевого общения. Она обращает внимание переводчиков и теоретиков перевода на закрепленность традициями речевого общения определенных форм за теми или иными ситуациями коммуникации. Сопостави­тельная стилистика обогащает теорию перевода категорией рече­вых жанров, т.е. неких ядерных классов функционально-стили­стических вариантов речи, соотнесенных с ядерными классами коммуникативных ситуаций. Она обогащает теорию перевода стилистической категорией речевой нормы как нормы речевого поведения в определенных, регулярно повторяющихся ситуациях коммуникации.

§ 5. Междисцишинарный подход к изучению переводи

Еще в начале 70-х гг. А.Д. Швейцер, определяя статус общей теории перевода, писал: «По сути речь идет о приложении(выде­лено мною. — Н.Г.) лингвистической теории к конкретному виду речевой деятельности — переводу. Поэтому можно охарактеризо­вать общую лингвистическую теорию перевода как отрасль при­кладного языкознания, если под последним понимать не только вычислительную лингвистику (computational linguistics), но и лю­бую область применения языковедческой теории к решению кон­кретных задач»1.

Но узость рамок лингвистики для всеобъемлющего изучения перевода ощущалась уже в тот период. Социальный статус пере­вода как общественно значимой деятельности требовал изучения с привлечением научного аппарата социологии. Особенности по-

Швейцер А.Д. Перевод и лингвистика. М., 1973. С. 16.


 




ведения и психического состояния устных переводчиков, работаю­щих, как правило, в условиях жестокого стресса, привлекли внима­ние психологов. Необходимость разработки специальных методов обучения переводу, направленных на формирование специфиче­ского переводческого билингвизма, сделали перевод объектом пе­дагогики и методики.

Как мы уже отмечали, современная теория перевода является молодой и стремительно развивающейся отраслью знаний. Ее ис­тория укладывается в период творческой жизни одного поколе­ния. Это неизбежно приводит к эволюции взглядов исследователей на одно и то же явление. Изменяется положение теории перевода среди других наук, изменяются и взгляды ученых на ее статус.

Если еще в 70-е гг. Швейцер был склонен рассматривать тео­рию перевода как прикладную отрасль науки о языке, то уже в конце 90-х он утверждал, что теория перевода является, безуслов­но, наукой междисциплинарной,что она смогла преодолеть линг­вистический и литературоведческий «изоляционизм», что в ней развиваются тенденции к выработке интегрированного и много­мерного подхода к анализу перевода. Стимулом для такой мето­дологической ориентации, справедливо отмечал исследователь, послужили «расширение горизонтов самого языкознания, его от­каз от "сепаратистских" традиций, установление тесных связей с другими науками и появление новых "дефисных" (hyphenated) направлений, способствующих взаимообогащению языкознания и ряда смежных дисциплин»1. Как ни парадоксально, но в эгом ут­верждении о междисциплинарном характере теории перевода от­четливо прослеживается лингвистический подход. В самом деле, Швейцер видит причину междисциплинарности теории перево­да в расширении горизонтов науки о языке. Не теория перевода преодолела рамки лингвистики, а сама лингвистика расширила свои границы, вышла за пределы изучения системных явлений в языке, обратилась к речи, порождение и восприятие которой обусловлены не только собственно лингвистическими, но и куль­турными, социальными, психологическими, эстетическими и др. факторами. Иначе говоря, те явления, что ранее находились в сфере компетенции разных наук, вошли в круг интересов совре­менной науки о языке.

Сегодня достаточно оснований для того, чтобы рассматривать теорию перевода как самостоятельную научную дисциплину, не ограничивая ее только областью лингвистической науки. Такое ограничение неизбежно привело бы к обеднению этой отрасли


 


знаний, к сужению ее предмета. Более того, нет никакой уверен­ности, что теория перевода, опирающаяся исключительно на категории лингвистической науки и следующая в фарватере линг­вистических течений, не окажется односторонней и будет обла­дать достаточной объяснительной силой, а следовательно, и боль­шей ценностью для переводческой практики.

Всякое новое знание при условии, что оно научно обосновано, позволяет полнее понять сущность объекта научного исследова­ния. Поэтому пренебрежение ими нерационально. Вместе с тем не исключено, что подобные знания войдут в науку о переводе после очередного сочинительного союза «и», свидетельствующего о новом приращении научных данных, но не выведут ее на но­вый уровень научного обобщения. А именно в таком обобщении и нуждается современная наука о переводе или по крайней мере та ее часть, которая называется общей теорией перевода.

Некоторые исследователи ставят под сомнение возможность создания некой «монистической» теории перевода, т.е. теории, предполагающей рассмотрение многообразия проявлений перево­да в свете одного начала, единой основы. М.Я. Цвиллинг полага­ет, что в связи «с отсутствием единой теории языка и мышления (и человеческого сознания как такового)... и с обнаружившейся иллюзорностью попыток методологической унификации языко­вед ения-филологии, да и общественных наук в целом»1 создание такой теории вряд ли возможно. В самом деле, построение мони­стической теории столь сложного объекта, имеющего бесконеч­ное число проявлений, затруднительно. Очевидно и то, что мно­жество моделей, теорий перевода, отражающих и объясняющих тот или иной аспект этого сложнейшего явления, разрозненные, часто даже очень интересные эмпирические наблюдения, полез­ные для развития переводческой практики, нуждаются в опреде­ленном обобщении. Обобщение непременно предполагает единую основу, единые «начала». И если теория языка не предоставляет теории перевода необходимых оснований для теоретических обобщений, то это еще не свидетельствует о невозможности по­строения монистической теории перевода на иных основаниях. Проблема состоит в том, чтобы эти основания были выбраны до­статочно точно, т.е. чтобы предмет теории перевода имел четкие очертания. Иначе говоря, невозможность построения «монисти­ческой» лингвистической теории перевода не предполагает невоз­можности построения такой теории на иных основаниях, выходя-за пределы лингвистики. Теория перевода должна иметь


 


1 Швейцер А.Д. Междисциплинарный статус теории перевода // Тетради переводчика. М,, 1999. С. 21.


1 Цвидлииг М.Я. Переводоведсние как синтез знания // Тетради переводчи­ка. М., (999. С. 35.


 




свой предмет, отличный от предмета лингвистической науки, а не подчиненный ему как часть целому. В противном случае тео­рия перевода, оставшись в русле лингвистики, будет подстраивать свой предмет к предмету науки о языке, то расширяя, то сужая его, либо вновь сместится в область литературоведения и литера­турной критики, «выхватывая» фрагментарные знания, полученные другими научными дисциплинами, и объединяя их союзом «и».

Р.К. Миньяр-Белоручев, констатировав в конце 90-х гг. с известной долей пессимизма, что теория перевода (или переводе-ведение), все еще «остается областью лингвистики, а рассматрива­емые проблемы перевода обычно не выходят за рамки сопостави­тельного изучения двух языков»1, предпринял попытку построить теорию перевода как самостоятельную научную дисциплину на более широкой, нежели собственно лингвистическая, платформе. Эта попытка уже свидетельствовала о том, что наука о переводе выходит за пределы лингвистики. Современная теория перевода вряд ли ассоциируется сегодня только с сопоставительной линг­вистикой. Сопоставительная лингвистика, разумеется, остается одной из основ формирования переводческого билингвизма, а со­ответственно одним из путей познания механизма перехода от языка А к языку В в переводе. Но она не покрывает собой всю проблематику современной науки о переводе.

Идея междисциплинарного подхода к переводу, по мнению Швейцера, впервые высказана и аргументирована Ю. Найдой в 1986 г. Найда признавал, что все известные подходы к переводу — филологический, лингвистический, коммуникативный, социосе-миотический — в равной степени приемлемы в изучении перевода, так как освещают разные аспекты этого объекта2.

На самом деле о разностороннем подходе к переводу говори­ли значительно раньше, еще в начале 50-х гг., когда лингвисти­ческая теория перевода делала первые шаги. Ведь о возможностях изучения перевода разными науками писал еще А.В.Федоров, а для А.А. Реформатского в тот же период необходимость изучения перевода разными науками служила аргументом для отрицания самой возможности построения самостоятельной теории перевода. Попытки преодоления «лингвистической узости» теории перевода обнаруживаются и в «сопоставительных стилистиках» Мальблана, Вине и Дарбельне, вышедших в свет в конце 50-х — начале 60-х гг. XX столетия.

1 Миньяр-Белоручев Р.К. Теория и методы перевода. С. 5.

2 Швейцер ссылается на работу: De Waard J., Nida E.A. From one language to
another. Functional Equivalence in Bible Translating. Nashville, 1986. См.: Швей­
цер А.Д.
Междисциплинарный статус... С, 22,


В то же время нельзя отрицать того факта, что перевод явля­ется речевой деятельностью, одной из ее форм, пусть своеобраз­ной и наиболее сложной, но тем не менее возможной главным образом на основе языка. Поэтому многие категории лингвисти­ки, безусловно, приемлемы и в теории перевода. Однако извест­но, что помимо так называемого «межъязыкового» перевода, т.е. собственно перевода, которому и посвящено большинство теоре­тических исследований, существуют также «межсемиотический» и «внутриязыковой» переводы. Р. Якобсон определял внутриязыко­вой перевод как переименование, а межсемиотический — как трансмутацию1. Уже само наличие этих разновидностей перевода ставит под сомнение правомерность включения теории перевода в качестве составной части в лингвистику. Ведь, как справедливо отмечал Якобсон, и межъязыковой, и межсемиотический переводы имеют в своей основе одни и те же закономерности.

Таким образом, общая теория перевода оказывается научной дисциплиной, изучающей функционирование и взаимодействие семиотических систем, возможности и закономерности передачи смыслов знаками, принадлежащими разным языковым системам как вариантам единой семиотической системы, которой является естественный человеческий язык. Основное внимание этой науч­ной дисциплины сосредоточено на межъязыковом переводе. По­этому категория лингвистики в широком смысле слова как науки о речевой коммуникации занимает в общей теории перевода ве­дущее место. В то же время для познания процесса перевода «важно исследовать не только лингвистическую часть объекта на­уки о переводе, а весь объект науки о переводе в целом»2.

Теория перевода пользуется данными, полученными лингви­стической наукой, приспосабливает ее методы для решения соб­ственных задач, подобно тому как пользуется, например, данными лингвистики теория психоанализа, интерпретирующая поведение человека через факты речи. Теория перевода далеко выходит за рамки лингвистики, так как специфика изучаемого объекта тре­бует привлечения данных и методов других научных дисциплин, а именно логики, культурологии, антропологии, этнографии, психологии, социологии и др. Свидетельствует ли это о междис­циплинарном статусе теории перевода, о том, что она является одним из так называемых «дефисных» научных направлений? Пожалуй, нет. Это свидетельствует лишь о том, что перевод как объект может изучаться с разных сторон, разными научными дис­циплинами. Теория перевода как самостоятельная научная дис-

1 Якобсон Р. Указ. соч. С. 362.

2 Миньяр-Белоручев Р. К, Указ. соч. С. 7.


циплина не может быть ни междисциплинарной, ни дефисной. В последнем случае она напоминала бы ежа с множеством торча­щих из него дефисов. Признание междисциплинарного статуса теории перевода удобно лишь для того, чтобы уйти от решения весьма сложного вопроса о том, что же является собственным предметом этой науки, ведь междисциплинарность — это не что иное, как рассмотрение объекта сквозь призму предметов разных наук. Разумеется, изучение перевода требует междисциплинарно­го подхода, но междисциплинарый подход к изучению объекта и междисциплинарный статус того или иного научного направле­ния суть вещи разные. Междисциплинарный статус характеризует некую научную область, определившую уже свой объект, но не сформулировавшую свой предмет.

Следует уточнить, что под объектом как конкретного научного исследования, так и научной дисциплины в целом понимается не­кая реальная сущность, подвергающаяся научному анализу. В на­шем случае этой сущностью оказывается перевод как обществен­ное явление. Предмет же отличается в общегносеологическом плане от объекта тем, что включает в себя лишь основные, наи­более существенные для данного исследования или научной дис­циплины стороны объекта. Поэтому один и тот же объект пред­стает как предмет разного вида исследований, предмет разных наук. Если говорить о переводе как об объекте, то в этой научной области оказываются такие аспекты, как «лингвистика перевода», «философия перевода», «социология перевода», «психология пе­ревода», «сравнительное литературоведение» и др., которые, стро­го говоря, являются предметами соответствующих научных дис­циплин.

Состояние междисциплинарное™ характерно, видимо, для научного направления, покинувшего лоно какой-либо научной дисциплины в связи с тем, что ее границы стали слишком узкими, но еще не определившего своего отношения к другим научным дисциплинам, не нашедшего своего места среди них.

На современном этапе теория перевода только начинает оформ­ляться в самостоятельную научную дисциплину. Самостоятель­ность же любой науки определяется тем, имеет ли она четкие объект и предмет исследования. «Свои объект, предмет и терми­нологию должна иметь и наука о переводе, если она претендует на самостоятельность»1, — справедливо утверждал Миньяр-Бело-ручев.

Миньяр-Белоручев Р.К. Указ. соч. С. 5.

Глава 2