ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ.


Дата добавления: 2014-01-04; просмотров: 5; лекция была полезна: 0 студентам(у); не полезна: 0 студентам(у).
Опубликованный материал нарушает авторские права? сообщите нам...

Детская библиотека им. Ю.Д. Дмитриева

всегда рада своим старым и новым друзьям!

 

Предмет, основные понятия и термины. Методологические основы истории науки, ее всеобщий характер. Взаимоотношения, взаимозависимость науки и техники. Модели их взаимоотношений: линейная, эволюционная, ориентация на технику. Автономия и единство науки и техники.

Научно-техническое развитие – начало освобождения человека от стихийных сил природы. Степень познания человеком законов природы – пути и их использование в интересах первобытного человека.

Орудия и средства производства, труд человека: виды техники, передвижение грузов. Сферы материального производства: добывающая промышленность, земледелие, обрабатывающая промышленность, транспорт. Ступени технического развития: ремесленная, мануфактурная, машинная.

Равные творческие способности и возможности, таланты народов. Роль географического положения и природно-климатических условий. Вклад народов мира в развитие науки и техники. Значение арабской системы знаний в истории науки.

Миф и знания, наука и магия.

История науки и техники в системе современного научного познания. Генезис истории естествознания и техники как самостоятельной научной дисциплины: концепции Уильяма Уэвелла, Пьера Дюгема, Александра Койре. Различные задачи, типы и жанры историко-научных и историко-технических исследований. Опыт создания науковедения как комплексной научной дисциплины. История науки и техники как фундаментальная эмпирическая безе для науковедческих обобщений. Соотношение истории науки и техники и философии науки и техники, а также социологии науки и техники..

Общие принципы периодизации исторического развития науки и техники Роль и значение периодизации для описания истории отдельных областей научного познания. Проблемы и принципы периодизации развития техники.

Общая классификация исторических источников и ее приложение в области историко-научных и историко-технических исследований. Методологическая специфика анализа историко-научных и историко-технических источников. Анализ научных текстов, мемуаров, интеллектуальных автобиографий, интервью, социологических опросов в качестве исторических источников. Роль и значение «устной истории» естествознания и техники. Особенности работы исследователя с различными видами и группами источников по истории науки и техники (вещественные, письменные, изобразительные, комплексные, кино-, фото- и фонодокументы). Основные этапы источниковедческого анализа. Понятие «Источниковая база» истории науки и техники; ее структура и ее содержание.

 

ТЕМА 2 Наука и техника как особый социальный институт.

Основные этапы институционализации науки в истории Западной Европы. Различные исторические формы организации научных исследований: общества, университеты, академии, научно-исследовательские институты; их историческое и функциональное своеобразие. Первые объединения естествоиспытателей во Франции, Италии и Германии в XVI—XVII вв. (Академия Деи Линчеи, общество «Леопольдина», академия М. Мерсенна и Монмора, Академия дель Чимента). Основание лондонского Королевского общества (1660 г.) и парижской Академии наук (1666 г.). Историческая специфика Санкт-Петербургской императорской Академии наук (1725 г.). Становление профессии инженера: основные этапы. Понятие «научно-техническая политика» в историческом и современном значении.

Социокультурные проблемы развития науки и техники. Наука и общество, наука и государство, наука и культура. Основные факторы развития науки и техники. Соотношение науки и техники в историко-культурной динамике развития цивилизации. «Сциентизм» и «антисциентизм» как общественное умонастроение, позитивные и негативные влияния социокультурной среды на развитие науки и техники. Специфика естественных, общественных и технических наук. Проблема оценки социальных, экологических и других последствий развития науки и техники в XX веке.

Динамика методологических идей «философии науки» и «философии техники» и их влияние на развитие историко-научных и историко-технических исследований в XX веке. Проблема демаркации науки от ненауки в позитивизме Венского кружка (1920-е гг.). Концепция развития науки Карла Поппера. Структура научных революций: концепция Томаса Куна. Методология научно-исследовательских программ Имре Лакатоса и его концепция рациональной реконструкции исторических путей развития науки. Концепция науки как социо-культурной традиции Пола Фейерабенда. Концепция «неявного знания» Майкла Полани. «Этнометодология» науки Бруно Латура. Современная социология знания и ее значение для методологии историко-научных исследований; понятие «социальной истории науки и техники». Развитие основных идей в сфере социологии науки в XX веке: от «нормативной социологии науки» Роберта Мертона - к «дескриптивной» социологии науки (Найджел Гилберт, Майкл Малкей и др.). Знаменитые предшественники социологии знания: Карл Маркс, Макс Вебер, Карл Манхейм и др. Наука и общечеловеческие ценности; аксиологическкие аспекты развития науки и техники, этика современных научных исследований.

Ретроспективы и перспективы развития истории науки и техники как специфической области знаний и деятельности – эволюция социальных и когнитивных функций.

Наука и техника в контексте развития цивилизации. Связь науки и техники с социо-культурными условиями различных эпох в истории человечества.

 

ТЕМА 3. УРОВЕНЬ ТЕХНИЧЕСКОГО И НАУЧНОГО РАЗВИТИЯ В ДРЕВНЕЕ ВРЕМЯ. НЕОЛИТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ. ПЕРВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.

Антропогенез и знания первобытного человека о природе. Классифицирующая деятельность и практическая направленность мышления. Культ животных и идеи творения. Мезолит и «неолитическая революция» Материальная и социальная основа жизни первобытного общества. Значение охоты, земледелия, доместикации животных. Древнейшие центры происхождения культурных растений. Первобытные представления о мире.

Населенные пункты патриархальных общин и их особенности.

Начало изготовления орудий труда. Трудовая деятельность – приспособление к среде с помощью природных орудий. Деревянные, костяные, каменные орудия. Членораздельная речь, появление огня и способы его добывания. Выделка шкур, появление лука, освоение плетения как элементарной основы текстильного производства. Пещерная живопись.

Начало земледелия (10-7 тыс. лет до н.э.). Первые керамические изделия. Приручение животных. Пастушеские племена, первое разделение труда. Меднокаменный век. Использование металла.

 

ТЕМА 4. ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОСТИЖЕНИЯ И НАУЧНЫЕ ЗНАНИЯ В ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЯХ