Культура и быт в XIV—XVI вв. § 23-24


Дата добавления: 2014-01-04; просмотров: 304; лекция была полезна: 0 студентам(у); не полезна: 0 студентам(у).
Опубликованный материал нарушает авторские права? сообщите нам...

Русская культура чутко отражала все новшества в жизни страны, а главное — изменившееся настрое­ние народа, его патриотический порыв в пору борьбы с Ордой и в период создания и развития единого Рус­ского централизованного государства. Летописи и другие исторические сочинения. В первую очередь это относится к возрождению и развитию лето­писания, созданию крупных сочинений, посвящённых историческим судьбам народа.

Новые летописные своды создавались при дворах князей — во Владимире, Ростове, Рязани, Твери, по­зднее в Москве. Не прерывалось летописание в Новго­роде и Пскове.

Поначалу эти сочинения были проникнуты мест­ными интересами. Рассказывая о событиях русской истории со времён Рюрика и включая в свой состав знаменитую «Повесть временных лет», летописи в дальнейшем повествовали о деяниях своих князей. Авторы связывали древнюю историю Руси с историей собственного княжества и часто делали вывод, что именно их князьям суждено возглавить процесс объе­динения русских земель.

Со второй половины XIV в. ведущее место в летопи­сании перешло к Москве. В московских летописях проводилась идея единства Руси, общности её киев­ского и владимирского периодов, ведущей роли Моск­вы в объединении русских земель и в борьбе с Ордой. Таким летописным сводом стал «Русский хронограф».

Под руководством митрополита Макария, а порой и самого Грозного создавались летописи и другие ис­торические сочинения, в которых проводилась мысль о преемственности власти византийских им­ператоров и русского царя, идея самодержавной вла­сти. Этими идеями был наполнен Лицевой свод, или Никоновская летопись, в которой было 16 тыс. цветных лиц (миниатюр-иллюстраций). Вся русская история в этой летописи неукоснительно шла, по мысли авторов свода, к царской власти Ивана IV.

Идеи самодержавия, божественного происхожде­ния царской власти проводились также в «Степенной книге», где шаг за шагом показаны все степени ди­настии Рюриковичей, а также в «Казанской исто­рии», рассказывавшей о взятии Казани.

Исторические повести и сказания сообщали о важнейших событиях времён Ивана Грозного. Так, «Повесть о Молодинском сражении» воспевает блес­тящую победу русских над крымским ханом в 1572 г. «Повесть о прихождении Стефана Батория на Псков» посвящена героической обороне города.

XVI в. оставил для будущих поколений и такой вид литературы, как публицистика, т.е. произведе­ния, написанные на злободневную тему.

Такова «Челобитная дворянина Ивана Пересвето- ва царю», в которой он призывал молодого монарха к решительной борьбе за укрепление своей власти, к ограничению влияния бояр. При этом Пересветов в качестве образца выдвигал Турцию, где все поддан­ные считались слугами султана. Такой же самодер­жавной страной автор хотел видеть и Россию. Жития, сказания и «хождения». Жития — это церков­ные сочинения о выдающихся русских людях — князь­ях, деятелях Церкви. Их героями становились личнос­ти, чья жизнь оказалась связана с эпохальными событиями в истории Руси, чей жизненный подвиг явился примером для многих поколений русских лю­дей. Многих из них Церковь причисляла к лику святых.

|/'пкФНлпiham iib<it,nfitnm,iH(4t,\y I] li$y4HUkU-AtKI ННЛП , II кш>1Л1мг<М/К>:>мг<А«'/>(рл

 

Миниатюра из «Жития святого Александра Невского»

«Сказание о Мамаевом побоище». Миниатюра. XVII в.
л \

Закладка Троицкого собора в Троице-Сергиевом монастыре. Миниатюра. XVI в.

«Житие святого Александра Невского» рассказы­вало о замечательных подвигах князя в борьбе со швед­скими и немецкими завоевателями, о его дипломати­ческой деятельности и отношениях с Золотой Ордой, о его загадочной смерти на пути из Сарая. Русские лю­ди, читая «Житие...», проникались высокими идея­ми служения Родине.

В «Повести о жизни и трагической смерти тверско­го князя Михаила Ярославича» даётся высокая оцен­ка жизненного подвига князя.

Любимым чтением русских людей стало «Житие Сергия Радонежского», написанное его учеником. Со страниц сочинения встаёт образ высоконравствен­ного, трудолюбивого, глубоко религиозного человека, для которого высшее счастье — вершить благие дела и трудиться во имя благополучия родной земли.

Особую популярность в это время обрели сказания. Это истории, посвящённые знаменательным событи­ям в жизни страны. Софроний Рязанец, автор «Задон- щиныъ, повествует о нашествии Мамая на Русскую землю, о подготовке Дмитрия Донского к отпору вра­гу, о сборах рати, о ходе и результатах Куликовской


Максим Грек. Рисунок из рукописи. XVI в.


 

битвы. Повесть проникнута высоким патриотическим духом.

Сказание «О нашествии хана Тохтамыша на Моск­ву» воссоздаёт события, потрясшие Русь после блестя­щей победы на Куликовом поле. В сожжённой и раз­грабленной Москве, пишет автор, были «плач, и рыдания, и вопль мног, и слёзы, и крик неутешный, и стенание многое, и печаль горькая, и скорбь не­утешная, беда нестерпимая, нужда ужасная, и го­ресть смертная, страх, ужас и трепет».

В XIV—XV вв. на Руси дальнейшее развитие полу­чил жанр хождения — сочинения о дальних путеше­ствиях. В «Хождении за три моря» рассказывалось о многолетнем путешествии русского купца Афана­сия Никитина по странам Востока в 1468—1474 гг.


 

 


Афанасий первым из русских людей проделал грандиоз­ный путь от тверской пристани на Волге до Калькутты. За долгие годы хождения Афанасий Никитин потерял счёт дням, а утратив церковные книги, перестал ориентиро­ваться и в церковном календаре. «А великого дня Воскре­сенья Христова не ведаю, а по приметам гадаю», — писал он. — Русская земля да будет Богом хранима! На этом све­те нет страны подобной ей, хотя бояре Русской земли не­справедливы. Да станет Русская земля благоустроенной и да будет в ней справедливость!»

Грамотность и книгопечатание. Создание централизо­ванного государства, реформы центрального и мест­ного управления требовали всё большего количества грамотных людей. Они нужны были и в земских из­бах, и в приказах. Появились мастера грамоты, которые помогали написать людям челобитную ца­рю, составить завещание или купчую грамоту.

Появились учебники по грамматике и арифметике. Первую русскую грамматику составил выходец из греческих земель Максим Грек.

Памятник Ивану Фёдорову в Москве. Скульптор С.М. Волну хин

Всё чаще в домах богатых людей появлялись биб­лиотеки, включавшие как русские рукописи, так и книги, переведённые с греческого, латыни, древне­еврейского языков. Иван Грозный владел огромной библиотекой.


«Апостол». XVI в.

 

Важной вехой в истории русского просвещения стало появление на Руси книгопечатания. Через 100 лет после Гутенберга, в 1564 г., русский мастер Иван Фёдоров напечатал книгу «Апостол», своеобраз­ный сборник, содержавший употреблявшиеся во время богослужения тексты Нового Завета. Затем он выпустил ещё несколько книг.

Однако церковники начали преследовать русского первопечатника, обвиняя его в ереси и колдовстве. Они считали, что религиозные тексты можно было перепи­сывать только от руки. По их подстрекательству толпа разгромила первую русскую типографию. Иван Фёдоров вынужден был переехать в Литву. Там он издал первый русский «Букварь».

Среди первых русских изданий выделяется «Домо­строй», содержавший руководство по поведению пра­вославного человека в семье и обществе. Его создателем был священник Сильвестр, истовый поборник патри­архальных порядков. Сильвестр всячески ратовал за укрепление роли отца и родителей в семье, за неукос­нительное исполнение церковных обрядов.

Обращаясь к детям, «Домострой» провозглашал: «Чада <...> любите отца своего и матерь свою, и послушайте их, и повинуйтеся им по Боге во всём. И старость их чтите».


«Домострой» поучал «не красти <...>, не со- лгати, не оклеветати, не завидети, не оби- дети, не клепати... не бражничать... не по­мнить зла, не гневатися ни на кого, к большим быти послушну и покорну, к сред­ним — любовну, к меньшим и убогим — при- ветну и милостиву».

Стена и башня Московского Кремля

«Домострой» призывал растить детей в страхе Божьем и приветствовал телесные наказания. «Детей надо учить страхом: каз­ни сына своего от юности. Бия <...> по телу, и душу его избавляешь от смерти <...> Обу­чая детей, люби их и береги. Отец должен быть строг и деятелен, жена добра, страдо- любива и молчалива, дети — послушны и богобоязненны».

Зодчество. Зодчество конца XV и начала XVI в. как бы венчало усилия Ивана III по созданию могучей и единой Россий­ской державы. Был создан краснокир- пичный Московский Кремль, замеча­тельный архитектурный ансамбль, который и в наши дни поражает своей красотой и величавостью. Его архитек­торами и инженерами были приглашён­ные на службу в Россию итальянские мастера, а исполнителями — русские мастера каменных дел. Кремль сочетал в себе достижения итальянской крепо­стной архитектуры и традиции строи­тельства русских деревянных крепос­тей. Этот сплав европейского и русского искусства и превратил Кремль в шедевр мировой архитектуры.

Английское подворье в Москве. XVI в.

В 1475 — 1479 гг. по проекту итальян­ского архитектора Аристотеля Фиораван,- ти был построен Успенский собор Мос­ковского Кремля. Домовую церковь великокняжеской семьи, Благовещен­ский собор Кремля, возвели псковские умельцы в 1484—1489 гг. Архитектором



 

 

1. Успенский собор Московского Кремля 2. Архангельский собор Московского Кремля 3. Благовещенский собор Московского Кремля 4. Грановитая палата Московского Кремля


кремлёвского Архангельского собора, усыпальницы князей династии Рюриковичей, был итальянец Алоизо де Каркано, или Алевиз Новый, как его звали на Руси.

В 1485 г. началось строительство новых кремлёв­ских стен. Над их сооружением трудились Антон и Марк Фрязины и Алевиз Миланец.

Строительством знаменитой Грановитой палаты, места торжественных приёмов царём иностранных послов, руководили также итальянец Марк Фрязин и Пьетро Антонио Солари.

Москва принимала облик величавой и царственной столицы.

В честь рождения Ивана IV Василий III повелел построить церковь Вознесения в селе Коломенском, ставшую чудом тогдашнего каменного зодчества. Это был яркий пример так называемой русской шат­ровой архитектуры, когда строители создавали однокупольные храмы в виде каменного шатра.

С XVI в. такие храмы украшают Русскую землю. В подобном же стиле, но с девятью каменными шат­рами был построен и знаменитый собор Василия Бла­женного в Москве.

Живопись. Общий подъём духовной жизни Руси в XIV—XV вв., бурное развитие зодчества в сильной степени повлияли на становление новой русской жи­вописи. От этого времени до нас доходят замечатель­ные творения Феофана Грека, Андрея Рублёва к Дани­ила Чёрного. Все они были иконописцами, мастерами фресковой живописи. Как известно, создание икон подчинено определённым правилам, канонам. Вели­чие русских живописцев состояло в том, что, не выхо­дя за церковные рамки, они умели создавать подлин­ные художественные шедевры.

Как же удавалось этого достигнуть? Прежде всего за счёт глубоких гуманистических идей, вложенных в творения. За счёт собственного неповторимого худо­жественного стиля, сочетания красок, самой манеры письма, при помощи которых эти идеи выражались.

Церковь Спаса на Ильине улице в Новгороде
Церковь Вознесения в селе Коломенском. Москва

Лики святых Феофана Грека (1340 — после 1405) потрясали людей. Несколькими сильными, на пер­вый взгляд грубыми мазками, игрой контрастных


Спас Вседержитель. Фреска Феофана Грека

 

Успение Богоматери. Икона Феофана Грека. XIV в.

красок (белые, седые волосы и коричневые морщини­стые лица святых) он создавал образ святого. Каждый лик, написанный Феофаном, исполнен человеческих страстей, переживаний, драматизма. Его произведе­ния отличались монументальностью, внутренней си­лой и свободной живописной манерой.

Младшим современником Феофана Грека был крупнейший мастер московской школы живописи Андрей Рублёв (ок. 1360/1370 — 1430), монах сначала Троице-Сергиева монастыря, потом московского Спасо-Андроникова монастыря.

Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря. XV в.

Вместе с Феофаном Греком Рублёв расписывал фресками ещё деревянный Благовещенский собор Московского Кремля. Вероятно, старший по возрасту и имевший на Руси большой авторитет Феофан Грек многому научил молодого мастера.


Благовещение. Икона Андрея Рублёва и Даниила Чёрного. XV в.

В дальнейшем Андрей Рублёв стал наиболее изве­стным русским живописцем. Его вместе с Даниилом Чёрным (ок.1360—1430) пригласили расписывать Успенский собор во Владимире, который позднее по­служил моделью для создания Успенского собора в Московском Кремле. Он украшал фресками Троиц­кий собор в Троице-Сергиевом монастыре, а также Спасский собор в Спасо-Андрониковом монастыре.

В творчестве Андрея Рублёва до совершенства до­ведена идея сочетания живописного мастерства и ре- лигиозно-философского смысла. Особенно это видно в знаменитой «Троице», созданной в 1420-е гг. для Троицкого собора в Троице-Сергиевом монастыре.

Спас Вседержитель. Икона Андрея Рублёва. XV в.

Изображённые на иконе в виде ангелов трое стран­ников, присевших за трапезой, по мысли художника, воплощают в себе Святую Троицу — справа сидит Свя­той Дух, слева — Бог Отец, а в центре Бог Сын — Иисус Христос, который придёт в мир людской, чтобы своими страданиями направить человеческий род на


путь спасения. Все три фигуры и по облику своему, и по движению тел составляют единое целое. В то же время у каждого из персонажей — свои размышления, своя судьба. Икона пронизана идеей высокого гуманизма, жертвенности.

Троица. Икона Андрея Рублёва
Оклад Евангелия. XV в.

В XVI в. в живописи, а точнее сказать, в иконопи­си появились элементы реализма, перехода от ико­ны к портретной и жанровой живописи. Фольклор. Устное народное творчество — песни, пословицы, поговорки, былины, сказки, как и в про­шлые века, были составляющей частью русской куль­туры XIV—XVI вв.

 

Иллюстрация к былине «Илья Муромец и Идолище поганое». Художник Э.К. Соколовский

В фольклоре ярко звучала тема трагедии, пережи­той народом в связи с монгольским нашествием. Он пронизан любовью безымянных авторов к своей мно­гострадальной земле, в нём отражена борьба за осво­бождение Родины от ордынского ига и гордость за ге­роев этой борьбы.

В былинах о Владимире Святославиче и Владимире Мономахе, слившихся в народном сознании в одно ли­цо, рассказывалось о схватках со степняками. Склады­вались былины об Илье Муромце, олицетворявшем рус­скую силушку, и о других богатырях Русской земли. В этих былинах отразились как ранние периоды герои­ческой борьбы народа, так и поздние боевые свершения: здесь и сечи с половцами, и битва на Калке, и Куликов­ская битва, и освобождение от ордынского ига.

Исторические песни полны воспоминаний о вос­станиях против Орды. Одна из них посвящена траги­ческим событиям 1327 г. в Твери: «И поворотися весь град, и весь народ том часе (тотчас) собрашася, и бысть в них замятия. И кликнуша тверичи и начаша избива- ти татар».

Слагались в народе и лирические, и свадебные песни, остроумные пословицы и поговорки, весёлые частушки.

Фольклор XVI в. в полной мере отразил героев той бурной поры. В сказках выступает в первую очередь яркая, противоречивая фигура Ивана Грозного.

С одной стороны, он воспевается как борец с боярами, как защитник бедняков, всех униженных и оскорблён­ных. С другой стороны, это грозный деспот, который не терпит возражений. В исторических песнях царь, его стрельцы и пушкари прославляются за взятие Казани.

Перстень с изображением льва

Любимым героем сказок и песен стал легендарный покоритель Сибири Ермак Тимофеевич. В глазах народа это идеальный герой, смелый, мудрый и справедливый. Быт. В XIV—XVI вв. быт народа менялся медленно, новшества касались крупных городов, в первую оче­редь Москвы. Там в богатых княжеских и боярских


домах, обнесённых высокими и плотными заборами и состоявших из двух-, трёхэтажных теремов со мно­гими жилыми палатами, светлицами, где вышивали женщины, сенями и переходами, для украшения ис­пользовались восточные ковры, употреблялась дорогая металлическая (золотая, серебряная, медная, оловян­ная) посуда. Там хранились рукописные книги. Пере­плетённые в кожу, с дорогими серебряными и золоты­ми пряжками, они представляли огромную ценность. Их наличие в доме говорило не только о культурном уровне его обитателей, но и об их богатстве. Такие хоро­мы освещались сальными свечами, стоявшими в ме­таллических подсвечниках.

Открывались кованные железом дубовые ворота такого двора, и из него выезжал либо в карете, либо верхом на снаряжённых дорогой сбруей лошадях, в сопровождении слуг домовладелец. Ходить пешком зажиточному человеку считалось зазорным.

Знатные люди, как правило, носили длинные, до пят, одежды — кафтаны, шубы, они украшались драгоценными камнями, дорогим серебряным и золо­тым шитьём, вышивкой. Эти одежды шили из замор­ских тканей — сукна, бархата, атласа, камки. Шубы были тяжёлые, с отложными собольими воротника­ми, с длинными и намного прикрывающими кисти рук рукавами. Считалось, что чем богаче, тяжелее, длиннее шуба, тем больше достоинства придаёт она владельцу, хотя двигаться в ней было неудобно.

Головы таких знатных людей во время выходов бы­ли покрыты даже в летнее время высокими меховыми Изба русского шапками. Чем выше шапка, тем больше почёта и ува- крестьянина, жения воздавалось князю или боярину. Реконструкция

Русские женщины в XIV—XV вв. без меры белили лица и красили свёклой щёки, выщи­пывали брови.

Мужчины и женщины носили украшения — перстни и монисты, цепи и пояса с пряжками из золота и серебра. На ногах были надеты сапоги из тонко выделанной кожи — сафьяна разных цветов. Они нередко также отделывались золо­том, серебром, жемчугом.


Питание богатых людей включало мясо, птицу, рыбу раз­ных сортов, в том числе и дорогую красную, всевозмож­ные молочные продукты. На столах в княжеских, боярских хоромах можно было увидеть не только домашние меды и пиво, но и заморские вина. Ценились хорошие повара, а пиры продолжались по многу часов. Блюда подавались переменами, т.е. шли одно за другим. Иногда таких пере­мен было до двух десятков.

Еда в небогатых семьях была самая простая — ржаной хлеб, квас, каша, овсяные и гороховые кисели, капуста, репа, редька, свёкла, лук, чеснок. Из молочных продук­тов — масло, молоко, сыр и творог. Всё это было собст­венного производства. Мясо появлялось на обеденном столе нечасто, только по праздникам. Зато в изобилии употребляли лесные дары — ягоды, грибы и орехи.

Русские люди всех сословий, как и прежде, цени­ли хорошую баню. В богатых городских дворах и сельских имениях это были удобные и чистые мыленки, иногда с металлическими стоками. Воду туда приносили из колодцев. Позднее в великокня­жеские хоромы и боярские дома были проведены во­доводы, через которые вода поступала из реки или ко­лодцев при помощи насосов, работавших на ручной или конской тяге.

Существенные изменения в быту произошли преж­де всего у богатых людей. Быт же простого народа, крестьян, ремесленников и работных людей, отличал­ся своей традиционностью. По-прежнему строились деревянные рубленые избы с двускатной тесовой или соломенной крышей. Глинобитные печи топились по-чёрному — дым выходил наружу через верхнее оконце. Избы зажиточных крестьян иногда имели клети с подклетями — летними неотапливаемыми помещениями. Такие же дома строились и в городах. Бедные селяне и горожане по-прежнему сооружали себе избы-полуземлянки (низ, вырытый в земле, с де­ревянной надстройкой) с глинобитными печами.

И в рубленых избах, и в полуземлянках мебель была само­дельной — деревянной. Вдоль стен стояли лавки, в центре избы находился стол с посудой из обожжённой глины и де­
рева. Ложки также были деревянными. Освещались избы лучиной, которую вставляли для безопасности в печную щель. Лучина горела медленно, коптила, потрескивала. Когда она догорала, на её место ставили следующую. При свете лучины женщины пряли и шили, мужчины чини­ли конскую сбрую, делали другую работу. По вечерам при свете лучины люди отдыхали — пели, любили слушать раз­личные истории, сказки, былины.

Люди труда и одевались соответственно. Одежда не должна была мешать им во время работы. Это были рубахи из домотканого холста или сукна (зимой), стя­нутые в талии поясами, такие же домотканые порты. На ногах крестьяне носили лапти, сплетённые из лы­ка, а городские жители — кожаную обувь. Лапти бы­ли лёгкой и удобной обувью в лесной, болотистой мест­ности. Богатая кожаная обувь утяжеляла шаг, быстро портилась, а лапти можно было тут же выбросить и надеть свежие, сухие. Зимой поверх рубахи надева­ли овчинные тулупы, а на ноги — валяную обувь, которая хорошо выдерживала сильные морозы.

Неотъемлемой чертой сельской и городской жизни были охотничьи утехи и разные праздники.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

В сельской местности на Пасху, Николин день, на храмовые праздники устраивались мирские склад­чины — пиры, когда всей общиной садились за столы под открытым небом. А потом начинались песни и пляски под гусли, свирели и бубны. В таких празд­никах часто участвовали скоморохи.

1. Какие события, явления, процессы нашли отражение в русской культуре XVI в.?

2. Какие новые мотивы и сюжеты появились в народном фольклоре?

3. Какие изменения российской жизни настоятельно увеличи­вали потребность в грамотных людях?

4. Какие новые черты появились в архитектуре и изобразитель­ном искусстве в XVI в.? С чем было связано их появление?

5. Вообразите, что иноземный гость желает познакомиться со средневековым бытом населения вашего края. Что вы ему посоветуете?

6. Какое отражение в культуре XIV—XVI вв. нашли события, процессы, явления истории Руси этого периода?


7. Какими новыми жанрами обогатилась русская литература XIV—XVI вв.?

8. Чем знаменательно для русской культуры «Хождение за три моря» Афанасия Никитина?

9. Какие шедевры русской иконописи вам известны? Докажите, что их пронизывают общечеловеческие идеи.

10. В каких фольклорных произведениях наши предки вырази­ли своё отношение к труду, представления о счастливой жизни, надежду на лучшую жизнь? Приведите известные вам соответст­вующие пословицы, поговорки, частушки, сказки, былины и т.п.

11. Чем различался быт царей, бояр и простолюдинов? Город­ской и сельский быт? Почему?

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ГЛАВЕ 5

1. Какие факты подтверждают, что ко второй половине XIV в. на Руси выросло новое поколение людей, которое, по словам В.О. Ключевского, перестало дрожать при одном только упоми­нании о монголо-татарах?

2. Докажите, что Куликовская битва является рубежным собы­тием в истории Руси.

3. Какие процессы нашли отражение в феодальной войне пер­вой трети XV в.? Были ли подобные явления в истории стран Запада? Востока?

4. Какие особенности цивилизационного развития России про­явились в периоды правления Ивана III и Василия III?

5. Подумайте, насколько эпоха опричнины была исторически обусловлена, а насколько предопределена особенностями лично­сти Ивана IV.

6. Какие направления внешней политики России обозначились при Иване IV? Найдите параллели между ними и внешней поли­тикой Древней Руси и Российской империи. Докажите суще­ствование преемственности в направлениях внешней политики на всём протяжении истории нашей страны.

7. Какая связь существует между активной внешней политикой Руси в XVI в., опричными и военными разорениями и закрепощением крестьян?

8. Подготовьте к защите проект на тему «Наш край в XIV— XVI вв.».


Глава 6
§25