Тема 7. коммерческая деятельность в сфере туристских услуг и услуг средств размещения для
временного проживания туристов
При изучении данной темы студенты должны обладать знаниями в области современного состояния рынка туристиче-
ских услуг, как в России, так и за рубежом. После продолжитель-
ного периода снижения объема туристских услуг в России, в
2003-2005 годах состояние этого рынка характеризовал "бум"
спроса, который наблюдался и в 2007 году.
Сегодня сохраняется стойкий интерес российских граждан к выезду на отдых как в страны дальнего, так и ближнего зарубе- жья. Только за 9 месяцев 2008 года количество россиян, выехав- ших из страны, увеличилось по сравнению с 9 месяцами 2007 года на 12,3 \%. При этом потребляют эти услуги высокодоходные группы населения и значительный рост цен на них не оказал ре- шающего влияния на приобретение путевок и туров. Кроме того, увеличился интерес зарубежных туристов к посещению России. Количество въехавших туристов за 9 месяцев 2008 г. выросло по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 5,2 \%.
Вместе с тем не получает должного развития внутренний туризм, хотя в последние годы тенденции на этом рынке имеют позитивную динамику.
Следует отметить, что Россия располагает большим по- тенциалом как для развития внутреннего туризма, так и для приема иностранных путешественников. У нее есть все необхо- димое - огромная территория, богатое историческое и культурное наследие, природные достопримечательности, а в отдельных ре- гионах - нетронутая, дикая природа. В докладе Всемирного сове- та по туризму и путешествиям отмечается, что в следующем де- сятилетии Российская Федерация может стать одной из ведущих стран в сфере путешествий и туризма.
По субъектам Российской Федерации наибольший приток зарубежных туристов традиционно отмечается в приграничных регионах (за счет однодневных посетителей), а также в Москве,
Санкт-Петербурге, Московской области, Приморском крае, Крас-
нодарском крае, Ленинградской, Калининградской областях, куда иностранцы приезжали на более длительный срок и останавли- вались в коллективных средствах размещения.
Во внутреннем туризме лидерство по посещаемости при- надлежит Москве, Краснодарскому краю, Санкт-Петербургу, Мос- ковской области, Тюменской, Свердловской областям, республи- кам Башкортостан и Татарстан, Ставропольскому краю, Ростов- ской области, на долю которых приходится около половины чис- ленности отечественных туристов.
Самыми посещаемыми российскими туристами странами являются Турция, Китай и Египет.
В настоящее время туризм - один из наиболее развиваю- щихся видов организованного отдыха, а также секторов мировой экономики, он вносит весомый вклад в экономические показатели
многих развитых и развивающихся стран. Развитие туризма ока-
зывает стимулирующее воздействие на такие секторы экономики, как коммунальное хозяйство, связь, транспорт, торговля, строи- тельство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления, создает новые рабочие места. Не менее важно и то, что туризм способствует укреплению здоровья, расширяет познания людей об окружающем мире, способствует сближению мировых культур. В России же в силу ряда причин туристская сфера в сравнении со многими другими странами еще не получи- ла должного развития.
При изучение данной темы студенты должны ознакомить- ся с основными определениями, используемыми в туризме, таки- ми как: туризм; туристическая деятельность; турист; туристиче- ские ресурсы; тур; туристический продукт и пр..
Общероссийский классификатор услуг населению (ОКУН)
подразделяет туристские услуги на:
• услуги туроператора по организации внутреннего туризма;
• услуги туроператора по организации выездного туризма;
• услуги туроператора по организации въездного туризма;
• услуги турагента;
• отдельные услуги туроператора и турагента;
• услуги по организации проживания туристов;.
• услуги по организации питания туристов;
• услуги по организации перевозок туристов различными
видами транспорта;
• услуги по организации спортивных, развлекательных, по-
знавательных, оздоровительных и других мероприятий;
• услуги гидов-переводчиков;
• оказание других услуг;
• услуги при самодеятельном туризме.
• предоставление информационных материалов, турист-
ских схем, описаний маршрутов, естественных препятствий, объ-
ектов;
• услуги консалтинговые, включающие вопросы организа-
ции туризма, обеспечение безопасности на туристских маршрутах и другие;
• посреднические услуги по обеспечению безопасности на
туристских маршрутах;
• обучение основам туристских и альпинистских навыков;
• экскурсионные услуги;
• организация экскурсий;
• услуги экскурсовода.
Обучающиеся должны знать, что юридические вопросы туристической деятельности в Российской Федерации закрепле- ны Федеральным законом “Об основах туристической деятельно- сти в Российской Федерации”. Данный закон разделяет туризм на следующие виды:
• туризм внутренний - туризм в пределах территории Рос-
сийской Федерации лиц, постоянно проживающих в Российской
Федерации;
• туризм выездной - туризм лиц, постоянно проживающих в
Российской Федерации, в другую страну;
• туризм въездной - туризм в пределах территории Рос-
сийской Федерации лиц, не проживающих постоянно в Россий-
ской Федерации;
• туризм международный - туризм выездной или въездной;
• туризм социальный - туризм, полностью или частично
осуществляемый за счет бюджетных средств, средств государст- венных внебюджетных фондов (в том числе средств, выделяе- мых в рамках государственной социальной помощи), а также средств работодателей;
• туризм самодеятельный - туризм, организуемый тури-
стами самостоятельно.
Особое внимание студенты должны уделить особенно- стям формирования, продвижения и реализации туристского про- дукта.
Студенты должны знать основные отличительные черты и специфику организации и ведения коммерческой деятельности туроператорами и турагентами. Следует знать, что с 29.12.2006 отменено лицензирование туроператорской и турагентской дея- тельности. Также обучающиеся должны разбираться в основных принципах государственного регулирования туристской деятель- ности и перспективах развития туризма в России.
Рассматривая сферу услуг средств размещения для вре- менного проживания туристов, студенты должны ознакомиться с основными определениями, используемыми в данной сфере. Го- сударственный стандарт Российской Федерации дает нам сле- дующие определения:
Средства размещения туристов - любой объект, пред- назначенный для временного проживания туристов (гостиница, турбаза, площадка для кемпинга и другие согласно классифи- кации).
Исполнитель услуги средств размещения - организация, индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги средств размещения.
Услуги средств размещения - деятельность исполнителя по размещению туристов и оказанию гостиничных, специализиро- ванных (лечебно - оздоровительных, санаторных, спортивных, туристских и других) услуг.
Также студенты должны знать классификацию средств размещения туристов. Средства размещения подразделяют на коллективные и индивидуальные.
К коллективным средствам размещения относят:
1.Гостиницы и аналогичные средства размещения:
• гостиницы (в том числе квартирного типа);
• мотели;
• клубы с проживанием;
• пансионаты;
• меблированные комнаты;
• общежития.
2. Специализированные средства размещения:
• санатории;
• профилактории;
• лагеря труда и отдыха;
• дома отдыха;
• туристские приюты, стоянки и другие;
• туристские, спортивные базы, базы отдыха;
• дома охотника (рыбака);
• конгресс - центры;
• общественные средства транспорта (поезда, круизные су-
да, яхты);
• наземный и водный транспорт, переоборудованный под
средства размещения для ночлега;
• кемпинги (площадки для кемпинга, автофургонов).
К индивидуальным средствам размещения относятся: квартиры, комнаты в квартирах, дома, коттеджи, сдаваемые в на- ем.
Коллективные средства размещения и специализирован- ные средства размещения занимают центральное место в тури- стской инфраструктуре. В себестоимости турпродукта, измеряе- мой затратами турфирм при организации турпоездок, доля затрат
по приобретению услуг сторонних организаций по размещению и проживанию составляет более 50\%.
Общероссийский классификатор услуг населению (ОКУН)
подразделяет услуги средств размещения для временного про-
живания туристов на:
• услуги гостиниц и аналогичных средств размещения;
• услуги гостиниц (в том числе квартирного типа);
• услуги мотелей;
• услуги клубов с проживанием;
• услуги меблированных комнат;
• услуги общежитий;
• услуги специализированных средств размещения;
• услуги лагерей труда и отдыха;
• услуги туристских приютов, стоянок и других;
• услуги туристских, спортивных баз, баз отдыха услуги до-
мов охотников (рыбака);
• услуги конгресс-центров;
• услуги общественных средств транспорта (туристские по-
езда, круизные суда, яхты);
• услуги наземного и водного транспорта, переоборудован-
ного под средства размещения для ночлега услуги кемпингов
(площадок для кемпингов, автофургонов);
• услуги индивидуальных средств размещения;
• услуги квартир, комнат в квартирах, домов, коттеджей,
сдаваемых в наем.
При изучении данной темы студенты должны уделить особое внимание требованиям, предъявляемым к средствам размещения и к услугам средств размещения туристов и знать что по мнению экспертов Всемирного совета по туризму и путе- шествиям, основным фактором, сдерживающим развитие туриз- ма в России, являются высокие цены на поездки по основным туристским направлениям, прежде всего на услуги транспорта и гостиниц и аналогичных средств размещения. В России ощуща- ется острая нехватка недорогих гостиниц. Это обстоятельство сдерживает рост туристских потоков, особенно в таких крупней- ших туристских центрах, как Москва и Санкт-Петербург.