Проанализируйте речь окружающих, какие виды этикетных ошибок чаще всего допускаются?

Какой уровень общения проявился в названной рекламе: ритуальный или манипулятивный?

ЗАНЯТИЕ 3. ОБЩЕНИЕ. РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ.

Список рекомендованной литературы

  1. Алексеев А. П. Аргументация. Познание. Общение. М., 1991J 2 Андреев В. И. Конфликтология: искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов. Казань, 1992.
  2. Васильева А. Н. Основы культуры речи. М., 1990.
  3. Верещагин Е. М., Костомаров В. Г. Язык и культура. М., 1990.
  4. Гарбовский Н. К. Профессиональная речь (функционально-стилистический аспект) // Функционирование системы языка и речи. М., 1989.
  5. Денисов П. Н. Лексика русского языка и принципы ее опи­сания. М., 1980.
  6. Павлова К. Г. Искусство спора: логико-психологические ас­пекты. М., 1988.
  7. Шопенгауэр А. Эристика, или искусство побеждать в спорах. СПб., 1900.

1. Общение и коммуникация. Функции общения.

2. Виды и формы общения.

3. Уровни общения (ритуальный, манипулятивный, дружеский).

4. Структура общения.

5. Условия успешного общения.

6. Речевой этикет.

7. Языковая личность. Коммуникативное поведение. Коммуникативная грамотность.

1.Как вы понимаете высказывание французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери : «Единственно настоящая роскошь есть роскошь человеческого общения».

На одной из игр клуба «Что? Где? Когда?» в 2003 г . требовалось найти ответ на вопрос: какой рекламный слоган об автомобиле «Фольксваген» обеспечил огромный спрос на него и почему. При этом игрокам были даны модели автомобилей «Мерседес» и «Фольксваген». Ответ – «Твой второй автомобиль» - содержал пояснения: в этом слогане предполагается, что одна машина у человека уже есть. Реклама была необычайно успешной, поскольку содержала скрытое «поглаживание» - поднимала социальный статус владельцев «Фольксвагена».

Виды этикетных ошибок:

1. Отсутствие этикетных формул: - Который час? – Я без часов.

2. Неудачный выбор этикетных формул:
• диалектные, просторечные, жаргонные выражения (покедова, айда, здравствуйте Вам)
• неуместная фамильярность, излишняя церемонность
• формулы официально-делового стиля в дружественном общении

3. Неудачное звуковое оформление речи: равнодушная интонация, нелюбезный тон речи, «проглатывание» этикетных формул.

4. Неудачное использование невербальных средств: жестов, мимики, моторики (благодарность с равнодушным выражением лица).

4. Продолжите список причин этикетных речевых ошибок:

  1. Причины речевого характера: недостаток языковой эрудиции; отсутствие привычки к использованию этикетных выражений; неумение ориентироваться в ситуации общения.
  2. Причины социально-психологического характера: сознательное игнорирование этикетных норм; психологический барьер: ненужная застенчивость, затруднение в установлении контакта и др.

5. Какие нормы речевого этикета нарушены в диалогах? Приведите приемлемый вариант.

Диалог 1(поздний- 22 часа - телефонный звонок)

- Слушаю.

- Мне Сашу позовите.

- Здесь такой не живет.

- Как не живет? Он мне сам этот телефон дал.

- А как фамилия этого Саши?

- Сейчас посмотрю… А, вот, Лютов.

- Его Сергеем зовут. Его нет дома.

- А Вы кто?

- Я его мама. А Серёжа будет только завтра вечером…

- Ну, когда приедет, пусть мне позвонит.

- Алло, девушка! А как Вас зовут?

Диалог 2.(в диалоге участвуют лица одного возраста).

- Я здесь сяду?

- Как хотите! Вообще-то у меня здесь сумки лежат…

- Так уберите!

- Подождите!

- Почему я должен ждать? У меня нет времени… И ты, кстати, не один.

- А меня это не волнует. У меня время есть.

- Грубиян!

- Я о Вас такого же мнения.