Проверьте свое умение слушать: перескажите прочитанный текст.
Прочитайте монологи, в которых передается одна и та же информация. Адекватна ли она исходной? Назовите причины утери информации. Какие бы вы дали рекомендации для эффективного слушания?
1. Капитан – адъютанту: «Как вы знаете, завтра произойдет солнечное затмение, а это бывает не каждый день. Соберите личный состав завтра в 5 часов на плацу в походной одежде. Они смогут наблюдать это явление, а я дам необходимые объяснения. Если будет идти дождь, то наблюдать будет нечего, так что оставьте людей в казарме».
2. Адъютант – дежурному сержанту: «По приказу капитана завтра утром в 5 часов произойдет солнечное затмение в походной одежде. Капитан на плацу даст необходимые разъяснения, а это бывает не каждый день. Если будет идти дождь, наблюдать будет нечего, но тогда явление состоится в казарме».
3. Дежурный сержант – капралу: «Завтра в 5 часов капитан произведет солнечное затмение на плацу людей в походной одежде. Капитан даст необходимые пояснения в казарме насчет этого редкого явления, если будет дождливо, а это бывает не каждый день».
4.Дежурный капрал – солдатам: «Завтра, в самую рань в 5 часов, солнце на плацу произведет затмение капитана в казарме. Если будет дождливо, то редкое явление состоится в походной одежде, а это бывает не каждый день.
4. Охарактеризуйте шесть уровней слушания: остекленевшие глаза, автоматическая реакция, повторение нескольких последних слов, способность ответить на вопросы, способность пересказать услышанное, способность научить кого-нибудь.
Запомните причины невнимания: уровень интереса, отвлекающие факторы, разговор с самим собой, манера говорить, язык тела, контакт глазами, желание высказаться, привычки и стереотипы, потеря коммуникативного интереса, защита.
5. Постарайтесь усвоить рекомендации по хорошему слушанию, данные психологами:
ü Относитесь к восприятию следующим образом: у нас два уха и один рот, используйте их в заданном природой соотношении.
ü Будьте физически внимательны. Повернитесь лицом к говорящему. Поддерживайте с ним визуальный контакт.
ü Не притворяйтесь, что слушаете. Это бесполезно. Отсутствие интереса и скука неминуемо проявятся в выражении лица или жестах.
ü Не принимайте молчание за внимание. Собеседник может быть погружен в собственные мысли.
ü Никогда не заканчивайте предложение вместо другого человека. Дайте собеседнику время высказаться. Сосредоточьтесь на том, что он говорит.
ü Не перебивайте без надобности. Если вам необходимо перебить кого-нибудь в серьезной беседе, помогите восстановить прерванный вами ход мыслей собеседника.
ü Избегайте поспешных выводов. Это один из главных барьеров эффективного общения.
ü Отвечайте! Задавайте вопросы! Задавайте вопросы по сути!
ü Для концентрации внимания используйте метод БП (быстрого повторения: мысленно повторяйте услышанное).
ü Не заостряйте внимание на разговорных особенностях собеседника.
7. Ответьте на вопросы:
1.Что такое язык?
2.Зачем нужен язык? Назовите и охарактеризуйте основные функции языка.
3.К какой языковой семье и группе относится русский язык?
4.Русский литературный язык и нелитературные варианты языка.
5.Дайте определение понятиям «деятельность», «речевая деятельность». Назовите и охарактеризуйте виды речевой деятельности.
6.В чем проявляется культура речевой деятельности?
8. Повторите правила правописания согласных. Подготовьтесь к диктанту: дерматин, масштаб, конфорка, поскользнуться, агентство, заимообразно, почтамт, конкурентоспособный, компрометировать, констатировать, комментировать, беспрецедентный, прецедент, претендент, инцидент, конъюнктура, счастливый, чувствовать, участвовать, здравствуйте, счет, рассчитывать, расчет, вокзал, юрисконсульт, прелестный, чудесный, искусный, искусственный, дилетантский, интриганский, ровесник, сверстник, запечатлеть, сумасшедший.