Активные процессы в области ударения в современном русском языке

Тактовое и фразовое ударение

Особенности русского словесного ударения.

 

1. Характеризуется как силовое или динамическое (ударный слог отличается большей силой, напряжённостью и сложностью).

2. Подвижность (возможно перемещение с одного слога на другой при изменении слова) при этом в русском языке преобладают слова с неподвижным ударением.

Некоторые слова в русском языке могут иметь не одно а 2 или 3 ударения – одно основное, другие – побочные. Побочные обычно на первом слоге, а основные на других:

- сложные слова из двух основ древнерусский

- многие сложносокращённые слова стройматериалы

- слова с приставками после вне, меж, внутри и иноязычные элементы архи, анти, супер окололитературный, суперобложка

- в сложных и сложносокращённых словах, состоящих из 3 основ возможно 3 ударения. аэрофотосъемка

Не всякое сложное слово имеет побочное ударение. Побочное ударение бывает, когда обе части слова чётко выделяются в смысловом отношении. Если сложение основ выделяется слабо или не выделяется, то побочное ударение не выделяется хлебозавод, достоверный

 

 

Речевой такт – часть фонетической фразы, ограниченная малой паузой и характеризуется интонационной незаконченностью. Грамматически речевой такт соотносится с распространёнными членами предложения. Если речевой такт состоит из нескольких фонетических слов, выделение одного из слов (наиболее важного) в пределах речевого такта называют сигматическим ударением.

Фразовое ударение – выделение в речевом потоке наиболее важного в смысловом отношении слова, таким ударением является одно из тактовых.

Структура ударения в русском языке определяется как сложная и в этой структуре нет единых закономерностей и ударение усваивается вместе с усвоением слова.

 

 

Последнее время проблема русского ударения обостряется в связи с возрастающей ролью устной речи. Нормы нарушаются из-за того, СМИ настроены на живое непринуждённое общение и по причине расширения круга лиц, допускаемых к эфиру. Расшатывание литературных норм связано с тем, что в русский язык приходят много новых слов. Общей тенденцией считается стремление к ритмическому равновесию. Это заключается в смещении ударения к центру слова аккомпанировать

Колебание ударения в заимствованных словах объясняется степенью заимствования. Последние заимствования ещё не обжились и в большинстве случаев сохраняется ударение языка источника. Односложные слова (файл) имеют неподвижное ударение при склонении. При рассмотрении акцентных характеристик слова необходимо учитывать запасный выход, запасной игрок

Состояние современного русского языка в акцентном отношении свидетельствует о живых процессах, происходящих в языке.