Поиск и уязвление уязвимого места противника вместо того, чтобы нападать или сопротивляться обращенному к нам и хорошо защищенному месту противника.
Смысл стратагемы в том, чтобы человек, страшащийся некоторого шага, оставался в уверенности, что у него еще есть выбор — делать шаг или нет — даже тогда, когда этот шаг оказался уже позади и оказался вовсе не таким уж страшным.
2. БРОСИТЬ КИРПИЧ, ЧТОБЫ ПОЛУЧИТЬ ЯШМУ
Суть стратагемы: совершить такие действия или отдать какую-либо вещь, которые не представляют особой ценности, чтобы получить в ответ на это нечто действительно ценное.
Например, «бросают кирпич, чтобы получить яшму» маленькие дети в бедных странах, когда, подходя к западным туристам, предлагают маленький привядший букетик цветов «просто так», бесплатно. Здесь этот букетик является «кирпичом», а возможные денежные пожертвования по-человечески растроганного туриста — «яшмой».
Прежде чем получить от кого-либо нечто важное и ценное, следует подумать, не надо ли сперва дать этому же человеку что-нибудь менее важное и менее ценное; иначе можно вообще ничего не получить.
3. ИЗБЕЖАНИЕ ПОЛНОГО И ПРОНИКНОВЕНИЕ В ПУСТОЕ
Суть стратагемы: «Появляйся в местах, которые враг должен будет оборонять в спешке, где он тебя не ждет». Иначе говоря, не следует спешить сражаться с противником «лоб в лоб», а надо искать его «ахиллесову пяту». Хорошее войско подобно воде, которая сама находит пустоты и устремляется в них.
Лучше остановить наезжающий на нашу позицию самодвижущийся бульдозер, выключив у него зажигание, чем упираться плечом в его громадный нож.
4. УБИТЬ ЧУЖИМ НОЖОМ
Жил когда-то король, который схватил человека, пытавшегося его убить. Он отослал покушавшегося к его повелителю с таким посланием: «Мы схватили этого человека при попытке убить нашего короля. Помиловав его, мы отсылаем его к вам, поздравляя вас с тем, что в вашем распоряжении есть столь преданный слуга».
Когда этот человек достиг дворца своего монарха, он был немедленно казнен. Казнили его не за то, что он не исполнил возложенного на него поручения, а потому, что его повелитель не мог поверить, что совершивший покушение может быть прощен и освобожден невредимым. Поэтому было решено, что он купил свою свободу, пообещав, может быть, даже погубить своего короля!