ЗвУ1 нивг 15 страница

з — з —

1 —

500— 10В ~

Рис. 62. Схема спектрограммы сочетания |аса|

рую трудно ожидать у лнппш-

:та -фонетика. Ввиду этого в

именных лабораториях сня-

Цектрограмм занимаются техники; на долю фонетика остается Ксперимелтального материала и интерпретация результатов Вализа. Последние удобно представлять в виде схем, подоб­ие 62, где форманты даны в виде огибающих кривых или -нибудь ином упрощенном и наглядном виде.

Б. ВОЗДУШНОСТЬ

мздушность, т. е. скорость выхода воздуха, играет при обра-11Г^асных гораздо меньшую роль, чем при образовании согласных

'■ Колебание в воздушности в большинстве языков не явля-

?ько значительным, чтобы заметно влиять на формантную 'Антс "оказывают эксперименты, степень воздушности гласных

1 зависимости от степени воздушности соседних согласных, воздушность обнаруживается" в спектре в виде появления

я высокочастотных шумовых составляющих. вило, гласные не являются чистыми тонами, а содержат ! называемых «неформантных составляющих» некоторое

 

количество шума. Появление шума неизбежно, так как при ции гласных в надгортанных полостях создаются большие или шие препятствия для прохождения выдыхаемой струи воздуХа ' ление последней, т. е. увеличение воздушности, вызывает \>сй-элементов шума в гласном, что в конечном счете может привести"1 консонантизанни, к превращению в сонант. Это имеет место при ЙК ком подъеме языка, так как узкая щель является подходящим и*" вием для возникновения заметного шума при достаточной силе воап ной струи. В случае низкого положения языка, т. е. достаточно цт ' кой щели, условий для усиления шума нет; поэтому во многих язм^° имеются сонанты ф> и «V/» (часто называемые «полугласными»), соот^* ствующие гласным «1», «и». Сонанты же, которые соответствовали Т гласным «а» или «е», в языках не встречаются. Ь|

В языке гуджарати имеются гласные особые (подобно согласными § 116), которые противопоставлены фонологически простым гласный Исторически они возникли из сочетаний с фарингальным согласны"! а также в позиции после придыхательного смычного согласного. Сог­ласно исследованию Э, Фишер-Йёргенсен основной их артикулятор. ной характеристикой является сильная воздушная струя, что хорони согласуется с указанной историей их. Большая воздушность связана с наличием небольшого раскрытия в задней части голосоеой щел-[216]. Исследователи ряда индейских языков Северной Америки отме­чают, что гласные этих языков отличаются резким грубым тембром. Возможно, что и эта особенность объясняется большой воздушностью, вызывающей появление шумовых составляющих1.

В. НАПРЯЖЕННОСТЬ И ИНТЕНСИВНОСТЬ

§ 180. Термины «напряженные» и «ненапряженные» гласные, ведущие свое начало от Суита, получили в фонетике различное толко­вание. Суит ввел понятие напряженности [296], так как он был не сог­ласен с истолкованием различения широких и узких (\уЫе и тшггои) гласных, как оно было дано у Бэлла [2021. В то время как Бэлл_считэл, что широкие гласные характеризуются расширением задней част-полости рта, Суит утверждал, что узкие гласные отличаются от шир_ ких тем, что при произнесении первых язык напряжен, а при произл сени и вторых не напряжен. Йесперсен отвергал оба эти объясни " он полагал, что суть дела заключается в форме канала для про- .„

он полагал, что суть дела заключается в форме к

воздуха при произнесении гласного, Если канал узкий, то ^-

ются узкие гласные, если широкий — то широкие гласные- Так ■

аых по нап ось смеша.

разом, различение гласных по напряженности оказалось смеш^', с различением их по положению органов произношения, главн разом языка.

1 Указанный тембр гласные могут получать и вследствие дополните^ ^ кочастотных колебаний голосовых связок. Такие гласные встречаются й _„ж диалектах, где они соответствуют сочетанию гласного с последующи*™ ■ согласный [28, 1121.

, тем, как полагал Щерба и как подтверждается новейшими ментально-фонетическими и акустическими данными, на ха-гласного, независимо от положения отдельных органов, ЕетСЯ ч степень напряженности произносительного аппарата, тической точки зрения вопрос этот связан с вопросом о зату-резопансных полостях (см. с. 103). Чем меньше декремент ания, тем четче, ярче, напряженнее звучание, и наоборот. Комической классификации дифференциальных признаков Г11Х напряженные определяются с акустической точки

■она и ДРУГ11Х напряженные определяются, с акустической точки как обладающие резко очерченными формантами, наиболее

 

Ь

по частоте от формант нейтрального гласного, артикуля-

Ц_ как более четко отличающиеся от нейтрального положения Я тракта, б

Таким образом, различие напряженности сказывается в большей к меньшей яркости формантной характеристики» гласного. В пении, "^ качество звучания играет особенно большую роль, естественно м-оеыление к образованию напряженных гласных. Эксперименты С Н. Ржевкина и В. С. Казанского показали, что затухание в ре­зонансных полостях в пении в 3—4 раза меньше, чем в речи. Причем они объясняют это «или увеличением упругости стенок вследствие напряжения мышц, или закрытием носоглотки путем поднятия нёбной занавески» [140, 277]. Последнее объяснение явно несостоя­тельно, так как не только в пении, но и в речи неносовые гласные произносятся при поднятой нёбной занавеске. Остается, следовательно, только первое объяснение, дающее основание утверждать, что напря­женность гласных зависит от степени напряжения мышц звуко-произносительного аппарата. Поскольку без напряжения произноси­тельного аппарата гласные произноситься не могут, постольку напря­женность и следует считать одним из общих условий образования гласных. Суит устанавливал два вида гласных с точки зрения их напряженности, поскольку он связывал ее с различением узких и широких гласных. Правильнее, однако, говорить о разной степени напряженности.

В фонематическом отношении различение гласных с разной сте-еяью напряженности мало изучено. Вместе с тем не только гласные п0 11ЫХЯЗЫК0В' как- скажем, русского и французского, различаются п ВОеи "апРяженности, но и в пределах одного языка степень на-неуп е'Ш0СТ1Т может играть значительную роль. Явление редукции в: Ренных гласных, распространенное во многих языках (как и наПцСКом) й есть, по-видимому, не что иное, как противоположение лонимЖенных и ненапряженных гласных. Под редукцией обычно ствке УтРату гласным четких отличительных признаков вслед-к ,ра °Го' Что отсутствие напряжения стенок резонаторов приводит Ударени Ытости» формантных контуров. Таким образом, между Ч чир'1"1"1 и неударенными гласными возникает также разли-^иоввд,0 Качествепного характера. Более того, как думал Щерба, Н°м прОт пРизиак ударения может заключаться именно в качествен-с' 264) Кв°п°ложении ударенных и неударенных гласных (см.

 

§ 181. С напряженностью не следует смешивать интенсив гласных. Интенсивность, т. е. сила звука, не влияет, в

напряженности, на качественную, т. е. спектральную, хара ИС стику гласного. Интенсивность гласного зависит прежде уровня интенсивности речи в целом, а также от его положенно' сителыю словесного и фразового ударения. При динамическом^"0' рактере ударения ударенный гласный будет интенсивнее ццула Ха-иого, и наоборот. ■у-чаРец.

Интенсивность гласного, кроме того, связана и с его качестн Так, закрытые гласные, как правило, менее интенсивны, чем отк°"' тые. Это значит, что «а», при прочих равных условиях, будет нптенс'^ нее гласного «Ь. Такая зависимость была установлена давно. ЙеСп ^ сен дает следующую шкалу: узкие — «у, ц, 1»; средние — «о, 0 ^" широкие — «э, #, а» [23, 19 П. В последнее время исследованию собстве|' ной интенсивности гласных посвящен ряд работ [247, 156]. Интеп?" к этому вопросу объясняется тем, что собственную интенсивность необходимо учитывать при анализе природы просодических явлений (см. § 304).

Поскольку различие в интенсивности всегда обусловлено какими-нибудь внешними факторами и не выступает независимо от них, оно не может иметь фонематического значения. Нет таких языков, в ко­торых пара гласных фонем отличалась бы только интенсивностью.

Интенсивность обычно не остается неизменной на всем протяже­нии гласного, но в большинстве случаев движение интепсипности за­висит от определенных условий (места гласного относительно ударе­ния, соседства с различными типами согласных и т. п.). Существуют, однако, языки, в которых движение интенсивности внутри гласного имеет независимый характер. Явления движения интенсивности свя­заны с вопросом о слоговом акценте (см. с. 258).

§ 187. До настоящего времени методика объективного исследо­вания степени мускульного напряжения, а следовательно и напря­женности гласных, остается почти не разработанной. Имеются по­пытки приспособления для этой цели электромиографа, но эффек­тивность работы с ним пока недостаточно выяснена [286]. Поэтому исследование напряженности гласных приходится производить субъек­тивными методами: па слух и по мускульному ощущению.

Напротив, исследование интенсивности относится хотя и к не пр стым, но к вполне разрешимым экспериментально-фонетическими тодами задачам. Они облегчаются тем, что с лингвистической т зрения интересна только относительная интенсивность. Тем са- ^

р р

исследование относительной интенсивности сводится к определ е, того, какой, например, гласный в слове более интенсивен, а ^ а, менее интенсивен, или как изменяется интенсивность в пРеЛ одного гласного. '

Следует иметь в виду, что интенсивность нескольких про'131 того или иного слова можно сравнивать только в том 1'л^'|Яе',у они были одинаково громкими. Чтобы быть уверенным в этом. * иметь какие-нибудь объективные показатели уровня ГР° „ При магнитофонной записи это может быть достигнуто спей

,„нровкой уровня громкости. Тогда можно сравнивать интенсив-Р гласных, произнесенных в разных словах, в разное время и раз-

ВвиДУ того что |13"еРС|1не пптсненв-и требует затраты большого труда, яаНЫ приборы, именуемые у пас пнто-С2овфвмн. которые наряду с другими етрам" речевого сигнала измеряют С

Па«гг'енсивностъ. Соответствующая кривая н цнтопограмме в таком случае дает воз-"аЖНОсть судить об интенсивности срав­ниваемых гласных (рис. 63).

При измерении интенсивности по общей осциллограмме действуют двояким обра­зом: либо определяют пиковую интенсив­ность гласного по максимальной амплиту­де, либо определяют его среднюю интенсив­ность путем измерения амплитуды каж­дого периода и нахождения среднего зна­чения по средней арифметической. Изме­рение производится в миллиметрах, являю­щихся в данном случае чисто условными единицами. Такое упрощение вполне до­пустимо, поскольку конечной целью яв­ляется не абсолютная, а относительная интенсивность.

В том случае, когда приходится срав­нивать гласные, характеризующиеся раз­личной собственной интенсивностью, необ­ходимо каким-то образом учитывать по­следнюю. Для этого можно предложить следующий способ. По всему имеющемуся материалу нужно определить среднюю интенсивность соответствующего гласного

вдшРИМер: *а" или да' илн *0*) в ПРОИЗ" сив6НИИ дан1Т0Г0 диктора и затем ннтен-отно<:СТЬ каждой отдельной реализации .ЮжимТЬ К полУченной средней. Предпо-УДапр ' напРимеР- что для характеристики удар ''Ия нужно сравнить интенсивность <>ни /апг°, и безударного гласного в слове ЖащИх и и аналогичных словах, содер- = Открь,тЛДаР1шй закрытый и безударный = всего п0" глас"ый. Тогда нужно прежде = найТ(, п всем записям данного диктора "Римепр Релн1°к> интенсивность соответствующих

|Неч I пГ *а* И *'*" Пусть 1яа* = 12 мм' а ик = 1'»=;^^Сных н пашем примере и находим, что

ш- Тогда относительная средняя 1«а»

гласных в нашем

4 мм. Затем изме-

1«а» = 10 мм, а

= 10 : 12 = 0,83,

 

а 1«Ь = 5:4= 1,25. Из этого видно, что ударный гласный существенно большую относительную интенсивность, чем

без\'лаоный

интенсивность гласных этого типа, а безударный гласный, н, '' рот, — меньшую, чем средняя интенсивность гласных соотпётств, щего типа. ^°'

Часто бывает нужно определить изменение интенсивности ца тяжении произнесения одного гласного. Тогда измеряют амплиту либо каждого периода, либо в нескольких точках (в начале, серели и конце гласного) в зависимости от необходимости получить бп»!!! детальную илн менее детальную картину. По полученным строят график движения интенсивности.

Г. ОСНОВНОЙ ТОН ГОЛОСА

§ 183. К общим условиям образования гласных относится и тон голоса, являющийся самым низким с спектре. Его называют основ-ным тоном и иногда обозначают РО. Высота основного тона не влияет на характер гласного; на одном основном тоне могут быть произнесены все гласные. Тем не менее можно обнаружить тенден­цию произносить разные гласные в одинаковых условиях (т. е. прн одинаковом ударении и одинаковой интонации) на разной высоте основного топа. Так, можно наблюдать, особенно в изолированном произношении, что, например, гласный «Ь произносится пыше, чей гласный «е», а «е» выше, чем «а». В лингвистическом отношении это не имеет существенного значения, так как а живой речи в зависимости от соответствующей мелодики предложения соотношение высоты то­нов разных типов гласных может колебаться в самых разных направ­лениях.

Основной тон при произнесении гласных, как впервые показал Скрипчур, отличается у психически здоровых людей неустойчивость»' Отсутствие модуляции голоса встречается только у психически боль­ных людей. Скрипчур пользовался этим симптомом при диагностике психических заболеваний. Здесь имеется в виду не правильноеповы шение или понижение тона при фонации гласного, а беспорядочна модулирование, состоящее в том, что следующие один за ДРЗГИ периоды не строго одинаковы по длительности. Образование осво ного тона, следовательно, это не стационарный, а квазистацион р ный процесс. Отличается от указанного модулирования так пазы мое тремолирование, под которым подразумевают улавливаемое слух колебание высоты тона, тогда как нормальные колебания в делах одного гласного на слух незаметны. к0.

От неправильных колебаний высоты тона следует отличать з*' ( мерное движение тона на протяжении гласного. Такое дви» е может быть связано с характеристикой слога (его в таком ел? обычно называют слоговым акцентом) или же с интонацией- (,

§ 184. Для измерения высоты основного тона пользуются !< .^ навшимся в § 182 интонографом, который автоматически пр°и 0. это измерение одновременно с измерением интенсивности (см. Ри '

„бы выполнить эту операцию, интонографу нужно прежде всего пе-шть из '■■•10ЖН0Г0 колебания, характерного для сложных тонов ^тбше, а тем самым и для гласного, колебания, соответствующие овному тону. Экспериментатор должен уметь производить изме­не частоты основного тона вручную по общей осциллограмме [7]. щипать анализ необходимо с установления по рисунку кривой пе-[0Да основного топа. Если период не вырисовывается с достаточной чсТггцвостью, следует ориентироваться не по наибольшему пику, п0 числу вершинок (см. рис. 36, с. 142).

Для вычисления средней высоты гласного нужно подсчитать I составляющих его периодов и определить по отметкам времени рамме его длительность. П

18:210 =

1" М11 ^-Ч*- ■ '----- 1 - »—ч-------------- ~"К »-*-ч— -..»*-. »-и и ■ Ч1^_ 1 1Ь и III 1_Р |_И\_1Ч1_ П /I

з осциллограмме его длительность. Предположим, что длительность пасного равна 210 мс, а число периодов, т. е. колебаний, равно 18. Так как высота гласного Н определяется числом крлебаний в секунду, т е, в ЮОО мс, то она выводится из пропорции:

1 000, откуда Я =

Гц.

Для определения движения тона в пределах гласного нужно

вычислить длительность каждого периода или групп в 3—5 периодов,

для каждого случая в отдельности вычислить высоту подробнее [7].

§ 185. Для наглядности результаты вычислений вычерчивают

пределенном масштабе. Прн этом нужно иметь в виду, что интервал

ГЦ

ЗЕО  
МО  
 
 
 
по  
2Чп  
, ц
2.38  
2.28 1 2.5В
2.18 1 148
2.08 / 2.38
       

а) д)

Рис. 64. График движения тона:

а — в линейном масштабе: б — в логарифмическом масштабе

Вия тона определяется не тем, насколько частота данного Шьше частоты другого тона, а отношением одной частоты Гак, если увеличить частоту колебаний со 120 до 240 Гц, 'лучим повышение топа на октаву (см. с. 100); если же увели-и-у колебаний с 240 до 360 Гц (т. е. на те же 120 Гц), то мы оиышение тона всего лишь на половину октавы. Поэтому нвании графика лучше пользоваться не линейным масшта-4>ифмическим (рис. 64). Для этого па миллиметровой сетке т логарифмы соответствующих частот. Взятые выше для ]нпые получат следующее выражение: логарифм для 120 и"стью до 0,0!) - 2,08, логарифм для 240 - 2,38, ло-=- 2,56, Начерченные в этом масштабе (I мм — 0,01)

 

графики дают правильное представление о движении тона. На Ри дано сопоставление обоих масштабов, если принять за нуль 12п'^ Указанный метод вычисления движении тона не сложен, ц0 *"Ч-бует большой затраты времени. Для облегчения труда и дКо ''Ре-времени можно пользоваться и механическими способами, позвол*11"1 щими сразу же без вычислений начертить схему движения тонИ|°"

Одним из таких приборов является линейка М. В. ГордИц0л' М. Г. Кравченко (рис. 65), очень удобная для анализа кривых, за " санных на кимографе или осциллографе \91\. Чтобы пользоед-,1"1' этой линейкой, необходимо иметь шкалу частот для той скорой' движения киноленты или фотобумаги, которая была при ськ1" осциллограммы. Вычисляют такую шкалу следующим образом: цп/2

положим, что запись произведена наскоро™" 400 мм/с. Тогда, если на отрезке в ю ^ помещаются 2 периода, то на отрезу в 400 мм, т. е. в секунду, их поместится —1^- = 80; если 2,5 периода, то в секунду их

40П ■ 2.5 , л/1

поместится ——г^—=100; если 3 периода, то

—гт^- = 120 и т. д. Иными словами, 2 перио да в 10 мм соответствуют высоте тона в 80 Гц, 2,5 периода — 100 Гц, 3 периода — 120 Гц

и т. д.

Работа с линейкой производится в сле­дующем порядке. Линейка накладывается на кривую так, чтобы она передвигалась стро­го по нулевой линии и чтобы вертикальные риски, имеющиеся на нижней (широкой) части линейки пересекали измеряемую кри­вую гласного. Выше кривой помещают бу­магу с миллиметровой сеткой. Затем под­считывают, сколько периодов видно жш) двумя рисками линейки. Предположим, что их 2,5. По вычисленном нами шкале это соответствует 100 Гц. Находим эту цифру на УзК0Н части линейки и ставим против нее точку на миллиметровой Ф'маг*" Затем передвигаем линейку на 10 мм. Снова определяем, сколь колебаний видно между двумя рисками; находим по шкале сое вующее число герц и против этой цифры, имеющейся и на ставим на миллиметровой бумаге следующую точку и т. Д-тате мы получаем готовый график в логарифмическом мае

     
  -2га дня  
     
  Ё-ВД ШЛ Щ-ШВ ИИ  
  Е. по зво4  
  е-110 2%А  
  =" Ш 2ЪпА  
  =- 3/> ; 1и 2(01  
  1-я «И  
  =- 60 150 -^  
    — •
   

Рис. 65. Измерительная линейка

 

Д. ДЛИТЕЛЬНОСТЬ

§ 186. Протяженность во времени является общим ус.юв"е зовапия звуков вообще, а следовательно и гласных. д

Длительность, как и интенсивность, находится в цскотор висимости от типа гласного (ингерентиая длительность):

обр"'

как правило, длительнее закрытых. Существуют и некоторые гЛ*сНЬ)уёрности, общие для всех гласных.

за14й1.°лерсен установил «количественный закон», по которому «говоря-- .гкоряет темп, если он знает, что ему нужно сказать длинный ц1ий ) оа» [23, 175]. Из этой закономерности Йесперсен выводит ряД 3) «Этот закон, — говорит он, — объясняет сделанное уже лрУ^ 'наблюдение, что гласный в односложном слове как датское ^Ыег) более долог, чем гласный и /огй, далее замечание Суита, что Кьтпнг в 'а1'' более долгий, чем днс))тонг в (аНог ... и Сиверса, что " йолее долгое в }аЫ, чем в [аН1е, а последнее более долгое, чем «а:» й'' ■ [23, 176). Аналогичная картина наблюдается и в других

языках

в частности в русском.

"пл'я'каждого данного языка средняя длительность гласного в опре-

рнном положении есть величина более или менее постоянная. Это, ^■словно, справедливо, если не для абсолютной, то для отпоси-

ышй длительности. О ней и пойдет речь впереди, так как только ™з имеет лингвистическое значение.

Длительность обычно находится в зависимости от фонетических условий, точнее, от фонетической позиции. Длительность часто ока-зьшается различной в открытом и закрытом слоге. Она может зави­сеть от характера предыдущего или последующего согласного (смыч­ный или щелевой, глухой или звонкий), от количества следующих за гласным согласных, от места ударения (ударный слог, предударный, послеударный, второй от ударения), а также от количества слогов в слове.

Наконец, существует определенная зависимость длительности гласного от его качества. Это объясняется различной интенсивностью разных гласных и связанной с этим различной слышимостью их. Так, гласный «Ь менее интенсивен, чем «а»; при прочих равных условиях он менее слышим. Поэтому, чтобы не «затеряться» в потоке речи, гласный «I» должен обладать относительно большей длительностью, чем «а». Такая тенденция обнаруживается особенно в том случае, если в среднем гласные очень кратки. Если же абсолютная длитель­ность достаточна для полного выявления любого гласного, то указан-"°есоображение не имеет значения. Так, например, по данным (Цербы, русском языке в первом ударном слоге двусложного слова перед •ухнм смычным согласным длительность гласного «а» равна 162 мс, в~ 125 мс, ш — 120 мс, сы» — 108 мс [14, 137]. о С*ЕЯЗЬ межДУ интенсивностью и длительностью позволяет говорить п°мнпМа^"юй эпеР1"ии, которая представляет собой интенсивность, удО5 *еН|1Ую на длительность. Суммарной энергией может оказаться \&21 лм1 хаРактеризовать так называемое динамическое ударение

Ноетц п ° возможност|1 установить определенные типы длитель-^пепс ^еДставляется с общефонетической точки зрения сложным.

:ВеР*Долг уличал сверхкраткие, краткие, полудолгие, долгие,

ТгСк.ие \^3, 174]. Однако пока фонетика не располагает данными,

°"|УЛолгц3аТь' например, что краткие не должны превышать 50 мс,

е ~~ 100 мс и т. д. Кроме того, необходимо иметь в виду,

 

 

что важно не то, сколько типов гласных в отношении длптел. имеется в том или ином языке, а сколько таких типов фонемати"0111" различается. Установить же общее для всех языков максимаЧескч количество типов, которые могли бы различаться, исходя из п' ЬНйе физиологических соображений, также невозможно, потому что п011*0' физиологические возможности носителей данного языка опредеЛяС11Х(>' фонематическими факторами, наличием или отсутствием в этом ' соответствующих противоположений.

§ 187. С фонематической точки зрения вопрос о длительно гласных должен решаться для каждого языка в отдельности и) большее распространение имеет в языке противоположение степеней длительности; обычно говорят в таких случаях о -и кратких гласных. В редких случаях фонематически исполнил три степени длительности и более (так, например, три степени д/' телыюсти гласных различаются в эстонском языке). Наряду с краткий' и долгими различают тогда сверхкраткие и сверхдолгие. Монголистц предпочитают обозначать краткие термином «нормальные», а свегк краткие — термином «краткие».

Относительно сущности длительности гласных в фонематической литературе существуют различные мнения. В большинстве случат длительность рассматривается как свойство самого гласного. Однако Джоунз рассматривает длительность как нечто стоящее вне гласного как некую фонетическую позицию, в которой находится гласный! Определяя фонему, Джоунз говорит, что это «семейство звуков в данном языке, которые родственны по характеру и которые отли­чаются тем, что ни один из них не встречается в словах в том же по­ложении, что и какой-нибудь другой. (В том же положении —под­разумевает окружение теми же звуками и в тех же условиях относи­тельно долготы, ударения и интонации)» \240, 1141. Говоря об англий­ских гласных Г\\1 и А/, которые различаются тем, что первый является долгим и по своей качественной характеристике скользящим (начи­нающимся с очень закрытого элемента и заканчивающимся боле? открытым), а второй кратким и открытым, Джоунз предлагает рас­сматривать их как позиционные аллофоны одной фонемы. Приняли длительность за внешнее условие, за неко; фонетическое положен*. он считает качественное различие, существующее между двумя •"-позиционно обусловленным. Закрытость оп рассматривает как с» ствие положения под долготой, открытость — как следствие п"0-"* ния под краткостью. Такая трактовка длительности гласных и* впоследствии поддержана Р. Якобсоном, Г. Фантом и М. Халле, тавшими длительность просодической характеристикой. Их позй ^ была подвергнута критике на том основании, что длительность^ своему фонологическому существу — это качествен н а я рактеристика гласных. Это можно считать справедливым,110 н ^ всех случаев. Так, в эстонском языке, как показал Г. Лийв, тр пени долготы отчетливо выявляются не в абсолютных эна1*5 ус**1 а в отношении длительности ударных к безударным. «Как был ^ новлено, — пишет Г. Лийв, — длительность какой-то фонемы $ полняет в фонологической структуре эстонского языка столь

как распределение длительности между отдельными компонен-

ь структуры слова. Иными словами, в эстонском языке фонологи-

противопоставлены не гласные трех долгот, как сегментные