ЗвУ1 нивг 14 страница

ПеРенег СГ0 не изъять из таблицы вовсе, то во всяком случае нужно

он цахпти в кле'гку «гортанные дрожащие сонанты», а то место, где

ЕслиДИТСя се^час' прочеркнуть.

часто^о« Коле^аш1е голосовых связок происходит не с достаточной • то получается не голос, а слабый периодический «треск»,

аРусском произношении аналогичных слов употребляется эадиепзыч-, Датскийанс '"•1О1 очный, как в украинском. 5|°^] некото

 

 

похожий на звук, издаваемый деревянной трещоткой; такие кси ния могут сопровождать артикуляцию согласных1. Соответствуй клетка для гортанных глухих шумных дрожащих оставлена в таб-т!?ай хотя использование согласных этого типа в каком-либо языке не а'а детельствовано. Клетка для круглощелевых перечеркнута, так образование невозможно.

Объективный метод исследования глоточных и гортанных ащ куляций представляет большие трудности. Здесь должен был бы цакН' широкое применение рентген, но на самом деле это не так. На рент(? новских снимках очень трудно увидеть положение мышц глотки, а пе' лучить снимки голосовой щели при естественном положении головк также весьма сложно. Поэтому кинорентген в этом случае применяется только в очень специальных исследованиях [306]; в общем то же можно сказать и об электромиографии.

8. ЩЕЛКАЮЩИЕ

§ 166. Как указывалось выше, щелкающие согласные образуются посредством сссательных движений. Благодаря им воздух в полости рта разрежается, чем и создается условие для возникновения звука щелчка. Экспериментально-фонетическое исследование звуков гот-тентотско-бушменских языков показало, что все щелкающие являются обязательно двухфокусными, так как они характеризуются задне­язычно-увулярной смычкой, служащей при образовании щелкающих как бы опорной артикуляцией [/99 и 292]. Благодаря этой смычке по­лость рта отключается от полости глотки, что, во-первых, делает не связанными между собой дыхание8 и образование щелкающих, э во-вторых, создает в полости рта замкнутый резонатор, способствующий усилению звука щелчка.

Так как при артикуляции щелкающих воздух может свободно проходить через нос, минуя полость рта, то возникновение голоса в момент артикуляции щелкающих вполне возможно. При произнесе­нии дыхательных звонких согласных образование шума и голоса связаны между собой: выходящая из легких струп воздуха, которая возбуждает голосовые связки, проходя через щель между ними, вы­зывает и шум соответствующего согласного. При произнесении * щелкающих голос и шум образуются независимо друг от друга- ^ и дает некоторым авторам основание утверждать, что щелкающие своей природе являются глухими согласными. И действительно, 1( смотря на то, что артикуляция щелкающих может сопровождат голосом, это никогда не имеет места в языках, где встречаются н хателъные согласные. 169

 

Глава IV ГЛАСНЫЕ

А. АКУСТИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

§ 167. Обязательным и наиболее общим условием образован» гласных является наличие воздушной струи; недыхательных гласных не существует. Подобно согласным, гласные могут быть произнесены как на выдохе, так и па вдохе. Все, что сказано в главе о согласных относительно фонематической трактовки экспират и инспират (см § 109), полностью приложимо и к гласным. Гласные произносятся обьг^ но во всех языках на выдохе; инспираты никогда не противополага­ются фонематически экспиратам.

§ 168. По своей акустической природе гласные представляют собой в основном музыкальные топы, источником которых в большин­стве случаев является голос. Неслучайно и самый термин гласный, равно как и соответствующие термины в других языках, связан со словом голос. Ввиду этого обязательным условием образований гласных нередко считается присутствие голоса. Однако струя воздуха, проходящая через надгортанные полости, может возбудить собствен­ные тоны этих полостей. В таком случае получается гласный без уча­стия голоса — глухой гласный. В возможности образования такого рода гласных легко убедиться путем простейшего эксперимента: настроив язык и губы на произнесение соответствующего гласного, нужно, не меняя положение этих органов, сделать выдох; при этом характерные особенности каждого гласного выступят с достаточной отчетливостью.

Разновидностью глухих гласных являются шепотные. При их произнесении струя воздуха проходит не через раскрытую голосо­вую щель, а через хрящевую щель или же через щель, образуемую голосовыми связками, благодаря чему и возникает характерный шум трения — шепот. Собственная частота надгортанных полостей, таки образом, накладывается на этот шум, что и отличает шепотные гласив от других глухих гласных.

§ 169. В фонематическом отношении шепотные гласные прннш' ально отличаются от других гласных: они не могут выступать ь^ обязательные аллофоны фонем, а могут быть лишь факультативна, вариантами, встречающимися только в шепотной речи. Шепот гласные в этом отношении аналогичны инспиратам. ^

Глухие гласные не как самостоятельные фонематические един а как позиционные аллофоны фонем или, чаще, как «призвук» с°т'$ ных, известны во многих, если не во всех языках. Как позичио. аллофоны соответствующих гласных фонем, глухие гласные им*" ^ например, в лезгинском и корейском языках. И в этом, и в ДР>

вием их появления служит положение между двумя глухими идами согласными н отсутствие ударения. В лезгинском языке 1 е гласные встречаются главным образом в многосложных словах ример: [к'ЧТкупа] "кроши!', [к'у'к'"угип] 'зажечь'), но возможны ложных (1сЛ"'Н| '' [к'к]

примр у р, [укугип] зажечь), но возможны

двусложных (1сЛ"'Н}| 'цыпленок', [к'иг'киг] 'пузырь'); в корей-— и в двусложных и в многосложных* (напр [Ч'Ы '

 

------- , ... *.. 1.1Л) иудшри /, В Кореи-

11 ",( — и в двусложных, и в многосложных (например: [рЧ'Ы 'пне-сК°. цгир1"'э1 'голосование', [к'о'км'ге] 'слон' и др.). При очень тща-чь'ном* произнесении могут быть подставлены и соответствующие ^лнкне аллофоны данной фонемы; но если не обращать па это специаль­но внимания говорящего, то он произносит глухие. "° Широко распространены глухие гласные в тюркских языках, которых они выступают как позиционные варианты в положении в д,, двумя глухими согласными п безударных (преимущественно — первых) слогах. Важно отметить, что при этом 'они не меряют своей спрообразующей роли, благодаря их присутствию не возникает сте­чения согласных.

8 170. Как «призвук» глухие гласные встречаются во всех языках в абсолютном исходе после глухих согласных и особенно после смыч­ных. В большинстве случаев характер такого гласного зависит от того уклада, который принимают надгортанные полости при артикуляции предшествующего согласного. В некоторых же языках, как, например, в русском, характер «призвука» совсем не зависит или в малой степени зависит от предшествующего согласного. В этом отношении большой интерес представляют наблюдения такого исключительно тонкого фоне­тика, как А. И. Томсон. Он писал: «В русскихс^З, кот, спет, убит, кит, глуп, дуб, раб, хлеб, погиб, луг, бок, как, век, ученик и пр. слышится в конце слов все один и тот жешумвзрыва, с той же характерной высотой, между тем как в других языках звуки взрыва меняются в зависимости от предшествующего гласного... Ясно, что в русском языке делается нарочно определенная укладка органов речи для конечного ъ, между тем как в других языках при производстве конечного согласного лишь пассивно сохраняется обусловленное предтлествующнми звуками по­ложение языка и губ... Отсюда может быть только один вывод, что ко­нечный ъ сохраняется в русском языке в виде очень краткого (прра-ВДонального) безголосного, т. е. глухого гласного» [157, 10—12]. У особенность русских согласных отмечал и Л. В. Щерба: «Можно азать, что усиленно произнесенные т, д оканчиваются как бы на м' а ль, дь как бы на го [16, 611.

эти г *"" Ф°нематической точки зрения Томсон, безусловно, неправ: собл аень'е Ш!как не могут рассматриваться в русском языке как обо-гласнННЬ* °Т пРеДшест0Уюш>их согласных единицы; это не аллофоны гически4" Нем " тем более не самостоятельные фонемы, а лишь фоне-"Ь|х *пИ пРизна!< соответствующих позиционных аллофонов соглас-СОг-1асн['еМ ^ Фонетической же точки зрения, поскольку «призвуки» ^^одаг!* Зависят 11е только от характера этих аллофонов, а возникают Интел СПециаль11°й артикуляции, они являются глухими гласными. Имела мр Но отмстпть, что и во французском языке, в котором также сто утрата конечного гласного /се/, согласные характеризую

 

ются «призвуком», соответствующим этому гласному. Щерба П по этому поводу: «Основная окраска согласных — «и;», которое и является во всех случаях энергичной артикуляции конечных со ных в виде маленького призвука «да [16, 781. Этому гласному Щеп* дает совершенно неожиданную для его теории фонемы фонологически трактовку. Он пишет: «Во французском приходится различать » фонемы «ое»: одна, которая никогда не выпадает и которую мы и бут^ обозначать через /се/, и другая, которая п потоке речи может выпадят* при известных условиях и которую, хотя она чисто фонетически сов! падает с первой, мы будем обозначать через /э/» [16,1031. Такая тракто*. ка, допускающая омонимию фонем, представляется неприемлемое

§ 177. С акустической точки зрения несомненным является то чтп для различения гласных сила голосового тона не имеет никакого'зна. чения. При любой силе мы можем отличить один гласный от другого-необходимо только, чтобы был обеспечен уровень громкости, превьшм-гощий порог слышимости, т. е. чтобы гласные были слышны с доста-

точной отчетливостью.

Несущественной является и высота голосового тона. Путем про­стейшего эксперимента нетрудно установить, что на тоне любой высоты можно без малейшего труда произнести все гласные, равно как и любой гласный с разной высотой основного тона голоса. В том, что высота тона голоса не имеет существенного значения для характеристики гласного, легко убедиться и на основании всем известных фактов, связанных с пением, Если бы характер гласного зависел от высоты тона голоса, то в пении каждому тону соответствовал бы определенный гласный. Иными словами, петь можно было бы только бессмысленные звукосочетания, так как с изменением тона изменялся бы и гласный, На самом же деле, с одной стороны, существуют песни без слов, шо-рьте поются на одном и том же гласном, а с другой стороны, любая ме­лодия может быть спета на разных языках, т. е. с разным составом гласных. Сочетание хорошего голосоведения с положением произно­сительных органов, необходимым для образования тех или иных глас­ных, может представить известные трудности. Некоторые гласные в этом отношении неудобны для пения; это относится, в первую °че' редь, к узким гласным, особенно к ш, при котором полость рта поч1 совсем закрыта. Поэтому в пении гласные подвергаются некоторо деформации, однако не настолько, чтобы их нельзя было Узн3^ Слова песни при отсутствии внешних помех без труда распознаю1™ слушающими, а если слов не разобрать, то в этом виноват певеч> объективное положение вещей: певец с плохой дикцией не УмеетЛц. четать правильное голосоведение с нужными движениями про1'3" тельного аппарата. , «.ц,

Несмотря на все сказанное, каждый тип гласного характер^) (< при прочих равных условиях, присущей ему частотой основного ^ В общем, гласные заднего ряда имеют более низкую а-)!''п11о1<\'й (ингерентную) частоту, гласные переднего ряда — более вЫне# § 173. Из сказанного ясно, что различие между гласным» ец, жет покоиться на указанных общих свойствах. Оно определи67

дц„. гласный имеет характерный для него спектр или, иначе чТ° \ 'характерные для него значения формант. г0ВгЛчвестнЫ две классические теории, трактующие механизм образо-я формант. Согласно первой теории, которая впервые была сфор-"а" иювана русским академиком Краценштейном [93, 223] еще в XVIII МУЛ1 ра затем развита Гсльмгольцем [228], характерный тембр гласного Разуется благодаря усилению в надгортаннЕлх полостях какого-й\гдь 1|ЛИ каких-нибудь гармонических обертонов, возникающих " гете с основным топом голоса в гортани в результате сложных ^«баний голосовых связок.

Согласно второй теории, автором которой был Германн, форманта ясного образуется в результате наслоения собственного тона надгор-ГЛцнЫХ полостей, возникающего благодаря продуванию через них та ,и воздуха, на основной топ, идущий из гортани.

По Гельмгольцу, механизм образования гласного выглядит следу­ющим образом: благодаря колебаниям голосовых связок в гортани возникает основной тон голоса вместе с гармоническими обертонами. При прохождении через надгортанные полости, являющиеся резо­наторами, в зависимости от конфигурации последних, обусловленной определенной артикуляцией органов речи (языка, нёбной занавески и т. п.), усиливаются те или иные обертоны, что и определяет характер­ный тембр соответствующего гласного.

По Германну, толчки воздуха, идущие из гортани при голосообра-эовапии, возбуждают собственные тоны полости рта — форманты, которые и характеризуют данный гласный [230]. Таким образом, по Германку, в отличие от Гельмгольца форманта не находится в гармо­ническом отношении к основному тону голоса.

Обе эти теории, считавшиеся до последних десятилетий неприми­римыми, признаны сейчас не противоречащими одна другой с матема­тической точки зрения. Нет между ними принципиального разли­чия и с фонетической точки зрения, поскольку обе теории признают, что форманты гласных определяются положением органов произноше­ния в надгортанных полостях, а не в г о р т а н и.

о акустике некоторые ученые видят разницу между обеими теория-

только в методе анализа [304, 8], другие считают теорию Германна

Повергнутой тем> что в составе гласного не обнаруживаются негар-хапИЧеСКИе С0ставля1ОШ-ие' которых следовало бы ожидать, если бы

рактер гласного определялся независимо от тона голоса, возникаю-ШРГ" - гортани [297].

его

ортани [297\-

'4- Начиная со второй половины XIX в., многие фонетики уси-рннмались определением формант гласных. При этом первона-пользовались в основном слуховым методом: одни определяли ты только на слух, другие — при помощи различных приборов ^оров и камертонов).

л метод, разумеется, предполагает наличие у исследователя чого слуха. Особенно трудно применим он при звонком про-гласного, так как характерные тоны выступают здесь в с^. , и : основным тоном. Поэтому Томсон, определявший на манты русских гласных, пользовался шепотным произ-

чисто

ношением их, при котором форманты выступают как бы

виде.

Второй метод, не требующий столь тонкого слуха у исследова заключается, по описанию Щербы, в том, чтобы отыскать такой к? тон, «который лучше всего резонируется при положении рта дЛн' ■ ного гласного, и всякое движение языка вверх или вниз или д,^ан" изменение положения органов вызывает лишь ухудшение резона! [14, 301; частота колебаний такого камертона и будет форм;1||ТОЙ1Са' следуемого гласного. Ис'

Были попытки определять форманты гласных и объективным тодом — путем анализа графической записи гласных. По ввиду ,!е" совершенства записей того времени, а также сложности анализа эт метод играл второстепенную роль.

Правильной оценке получаемых результатов мешало, как укя зывалось выше, отсутствие ясного понимания того, что «одинаковый гласные г, разных языках далеко не одинаковы, и особенно того, цТо каждый гласный, точнее — каждая гласная фонема данного языка существует не в одном, а в ряде аллофонов. Полагали, что гласный данного языка характеризуется формантой, представляющей собой один тон определенной высоты.

Исходя из того, что фонема существует в виде нескольких алло­фонов, которые с акустической точки зрения отнюдь не тождественны, Щерба определял форманты не гласной фонемы в целом, а отдельш ее аллофонов. Так, по Щсрбе, основной аллофон русской фонемы !\' (в союзе и) характеризуется формантой в 3044 Гц, узкий аллофон этой фонемы (первое и] в слове нити) — формантой в 3520 Гц, широки! аллофон ее (в слове бит) — формантой в 2432 Гц,

Щерба, как и другие исследователи, считал, что форманта —это один тон определенной высоты. Хотя, как мы увидим ниже, такое представление о сущности формант и не отражает полностью действи­тельного положения вещей, все же данные, полученные старыми фонети-ками, не лишены объективного значения. Настраивая полость рт (путем определенной установки языка и губ) так, чтобы она наилу4' шим образом резонировала на данный камертон, можно получив соответствующий гласный. Разумеется, для этого необходимо сохр*' пить при фонации найденное положение произносительных орган* Опыты с набором камертонов, подобранных Русело для французе1* гласных, показывают, что таким методом можно действительно научи16 ся произношению соответствующих гласных.

§ 175. Возникшая в 20-х годах нашего века новая отрасль акустВ1^ так называемая электроакустика, внесла в теорию глас ряд уточнений. ^

В свете современной акустики речи образование гласных, по Ф мулировке Унгехойера, предстает в следующем виде: «Поро^ ные голосовыми связками изменения звукового давлений имеют0 „. богатый обертонами спектр, который примерно до 4000 Гц обнар. ,, вает, в общем, лишь незначительное падение. Надставная тр>д.$) ствует на этот спектр как акустический фильтр и придаст ему с максимумами и минимумами. Максимальные концентрации а"

областями с минимумами интенсивности, и есть форманты

гД"9леКтроакустические методы дали возможность разлагать звук

составляющие его частичные тоны, т. е. получать его спектр. Из

"а ктр°в гласных (рис. 56) видно, что форманта —это не одна ча-

с"е а область частот — ф о р м а и т и я я область. Она мо-

сТ° (-Ь[Т|, обозначена через частоты' нижней и верхней границ; часто

а этого пользуются пиковым значением форманты (т. е. частотой,

-1']сдающей максимальной интенсивностью) или средней частотой

Аппчантной области. Иногда пользуются значением частоты нижней

й"верхней границы.

' Диализ спектров показывает, что гласный в каждом реальном про-ннесении характеризуется несколькими формантами — до шести-' и и даже более. Однако не все имеют фонетическое значение, так каК не вес являются инвариант­ными для гласного как языковой единицы.

Большая сложность спектра объясняется тем, что он отражает характер звука в том виде, как он был произнесен в данный момент, со всеми особенностями голоса и манеры произношения диктора, обусловленной различными экст­ралингвистическими факторами.

Относительно количества фор­мант, действительно характери­зующих гласные, существуют раз­личные точки зрения. Большинство

исследователей в настоящее время Рис. 56. Спектр гласного «»

считают, что число их равно двум-

трем. с этим, по-видимому, следует согласиться, если принять, что формантами являются те области концентрации звуковой энергии, ^торые необходимы и достаточны для опознания данного гласного. Для того чтобы решить, какие части спектра следует признать форман-и в указанном смысле, наряду с анализом спектрограмм естест-пых гласных широко использовался и метод синтеза, позволяющий стр ЗВ0ЛЬ11° менять спектральную картину. По поводу последнего к'аж?еГ .!1ап0МШ1ТЬ сказанное в § 17 о том, что метод синтеза при всей аНа1и "Си Аоказатель"ости получаемых данных должен дополняться и с" °м* так как восприятие естественного языкового материала

езнроваиного протекает, по-видимому, по-разному. зона,.^11"1111^ форманты гласных некоторые авторы связывают с ре-*°йер НЬ,1МИ своистпами той или иной части надставной трубы. Унге-йил°*1Г1ИТаЮ1д"''1' что така>| точка зрения лишена какого бы то ни с%1Ьк 3"Чсского основания, пишет: «Совокупность формант гласного, ставцов 11Х ни было, обусловлена резонаторпым механизмом над-^его „,ЛР^Ы как целого, точнее говоря, резонаторным механизмом столба, замкнутого в надставной трубе» [304, 801.

 

И далее: «Колеблющийся столб воздуха в надставной трубе пп анализироваться как целое, единое образование» [304, 84]. л

§ 176. Для характеристики гласного, безусловно, важны две форманты, условно обозначаемые как Р1 и РП1. Первая фопы^ нередко сливается с основным тоном (условное обозначение -— р"Та так что они образуют одну полосу концентрации звуковой энеп ' в спектре. Аналогичное наблюдается в отношении первой и второй <ь,Ик мант, а также второй и третьей. *°Р"

Как видно из предыдущего параграфа, ни одна форманта не моа, быть связана с определенной частью надставной трубы, поскоч последняя действует как единое целое. Тем не менее это не '

того, что частотное положение форманты не коррелирует с по определенного произносительного органа. Так, изменение частоты первой форманты связано со степенью подъема языка, а втогпв форманты — с перемещением языка вдоль полости рта.Чем ниже лодър^

"'

Рис. 57. Сложение кривых:

а — слагаемые гона; 6 — сложный тон

языка, тем выше Рх; чем более переднее положение занимает язык, тем выше Р». Так, если в русском языке р! гласного \\]г, самого высо­кого гласного переднего ряда, равно около 250 Гц, то в гласном сред­него подъема [е] Р равно около 500. Гласные «Ь и «и», являющиеся самыми закрытыми гласными, имеют одинаковые Р а Рг у самого переднего гласного «Ь около 2300 Ги и у самого заднего «и» около 600 Гц.

§ 177. Исследование формантного состава гласных ведется в настоя­щее время при помощи звукового спектрографа — прибора, который разлагает спектр звука на отдельные составляющие (см. § !?)■ ''0 осциллографической записи не только невозможно определить зна­чение формант, но даже отличить с полной надежностью один гласны от другого. Один н тот же гласный будет выглядеть на осциллограмм2 по-разному, если он был произнесен при разной частоте основное тона. Объясняется это тем, то осциллографическая кривая гласи отражает сложный звук, и если одно из слагаемых отличается, т суммарные кривые окажутся неодинаковыми. На рис. 57 показа. -как одна и та же кривая, складываемая с неодинаковыми кривы дает в сумме разные сложные кривые.

1 Римская цифре служит для обозначения форманты как переменной вел ^я Отдельные значения формант обозначаются арабскими цифрами; например-= 230 Гц, Р, = 1400 Гц. ^

* Приводимые здесь данные относятся к основным аллофонам соответст

гласных.

„положим, например, для простоты, что гласный, характеризую-

формантой в 800 Гц1, произнесен на высоте в 100, 200 и 300 Гц.

соответствующая ему сложная кривая будет складываться из

ппостых (синусоидальных) кривых: в первом случае из кривых

&Уы\ Ги + 800 Гц; во втором — в 200 Гц + 800 Гц; в третьем — в

в 1°°'+800 Гц.

Речи сравнить осциллограммы одного и того же гласного, про­ченного иа разных высотах, то окажется, что они существенно 113!!нчаются одна от другой (рис. 58).

Таким образом, определить на глаз, какому гласному соответству-

или иной отрезок кривой, возможно только в том случае, если

естны более или менее все возможные рисунки кривых каждого

1сного. Следовательно, это доступно только такому эксперимента-

,/VVVVVVVVVVVVVVVVV^*'VVVVVV

VVVVVVVVVVVVVVVVVVVVVVVVVVV

Рис. 58. Осциллограмма гласного «и»: в — основной тон — 230 Гд; б — основной той — 160 Ги

РУ, который обладает очень большим опытом. Но и в этом случае 'Ходимо, чтобы запись была произведена иа осциллографе с боль-скоростью движения ленты. Визуальный анализ кривых, при ении которых соблюдены указанные условия, позволяет отли-1 один гласный от другого, видеть изменения характера гласного !кые моменты его произнесения.

78. Спектрографы разных систем дают возможность получать взываемый мгновенный спектр, соответствующий одному моменту |[я> или же текущий спектр, представляющий изменение спект-картииы во времени. Спектрограф представляет собой электро-^кий прибор, который, разлагая сложный звук на составные ^ы, отображает их на светящемся экране; специальное фото-10 снимает получающееся на экране изображение и таким об-икс С

 

у р р

его. Степень точности анализа зависит, при прочих

()

у , р р

■словиях, от количества акустических фильтров (каналов),

я в спектрографе, т. е. от числа разли р р

г от разрешающей спо-

ловиях, от количества акустических фильтров (каналов), я в спектрографе, т. е. от числа различаемых через спектро-г°т, а также и от быстроты анализа ршющей спо

 

собности. Спектрограмма, отображающая мгновенный спектр видно из рис. 59, а, б, может быть представлена в виде систем"911 динат, в которой по линии абсцисс даются частоты соответстн К( составляющих спектра в герцах, а по линии ординат их ^ кость в децнбеллах.

На этом рисунке изображена спектрограмма гласного /а/ ского языка, произнесенного изолированно. Мы видим па цед

30 25 20 15 10 5

4 6 8 10 12 Ш 16 18 20 22 В) Рис. 59. Спектрограммы гласного «а*:

...........щ,

3 1 1115 21 24 30 Л Я

а — смятии из 27-кл иальнпм спектрографе; 6 — сиятач на 48-какалмюм спектрографе

поднимающиеся из точек, соответствующих частотам 200, 250, 320, 400, 500, 000, 800, 1000 Гц. Точки, соответствующие другим частотам (100, 125, 160 и выше 1000 Гц), находятся на нулевой линии. Усиление

Рис. 60. Динамическая спектрограмма сочетания [аса)

в области 600—800 Гц соответствует Р1, в области 1000 Гц Приведенные спектрограммы отображают спектр не всего гл а только части его стационарного участка продолжительностью ' лее 50 мс. яШ1

Для анализа изменений в спектральной картине, про"0*0^ за все время произнесения звука или более продолжительны* ^ ков речи, т. е. для получения текущего спектра, служат Д1111аМ1.вц# спектрографы (см. § 17). Они снабжены фотоустройством с ^ щейся фотоленто» и могут производить спектральный анализ и кл отдельных звуков, но и целых фраз. Это позволяет исследовать_ е1!ц бинаторные и позиционные аллофоны фонем, а также и из

ИР

щле в процессе произнесения данного звука. Ограничивает |О|1С'Ч°'ношеНИи только скорость анализа, о которой говорилось выше.

,1; отношении т<

в '1",.„йГ. 60 дается спектрограмма сочетания (аса!, снятая па спектро-

На рис.

видимая речь». Линия абсцисс па ней представляет время,

ГР!ин«я ординат - частотное

поло**

пени

мие соответствующих интенсивность определяется по затемнения рисунка, определения частотного формант пользуются шкалой, нанесенной на проз-мчную пленку, которая нак­идывается на спектрограмму ; ЙС. 61). На рисунке 60 видно, как в конце первого гласного ?1 понижается, а Ра

10.

6-

4-

500-

100-

Рис. 61. Шкала частот для анализа спектро­грамм

?, в начале же второго гласного, наоборот, Р, повышается, а р4 понижается.

Качество спектрограмм зависит от многих факторов: от наладки самого спектрографа, от качества фотоустройства (фото- или кино­аппарата), от качества фотобу- ю_ маги или кинопленки, от йщ проявки и т. п. Поэтому для работы со спектрографом, для получения на нем надежного материала, необходима соответст­вующая квалификация, кото-