ЗвУ1 нивг 9 страница

Ши\! Наиболее общим для разных языков признаком, различаю-гообпГ"1аСНЫе Н соглас1ТЬ1е звуки, по-видимому, является их роль в сло-и для Я°Вав"и' Необходимо отметить, что этот признак характерен зцач языков, в которых он, может быть, не имеет первостепенного

С Т!1Я' как' напР"мер, для тюркских и семитских. ЯдГо в " 3Ре"ия слогообразования гласные характеризуются как по себее^Ш1111а слога> согласные — как сопутствующий элемент, сам ящщ СЛога не образующий. Если же и существуют языки, предста-

ТеНтотск^ИСКЛГОЧеНИе 'так' в Ряде иемецких Диалектов, а также в гот-м языке сонант, стоящий после гласного, может образовать

 

самостоятельный, отдельный от этого гласного слог, см. с. 254), во всяком случае нет языков, в которых в сочетании согласного с глас ным вершину слога составлял бы согласный. Даже в таких языках в которых слогообразующими наряду с гласными могут быть и сонанты (как, например, в чешском) 1, эти последние в сочетании с гласными (особенно в положении перед гласными) не образуют дифтонга, а вы. ступают как согласные. Наконец, нет, по-видимому, таких языков в которых звуки типа «а» или *е» принадлежали бы, с фонематической точки зрения, к группе согласных, а не гласных.

Изложенное здесь отнюдь не ново; напротив, это очень старый взгляд на различие между гласными и согласными. Однако в тради. ционном понимании упор делался на несамостоятельность (в отноше­нии слогообразования) согласных, что обнаруживается и в самом тер. мине «согласный», как и в его латинском прототипе — «сопкопап$» Это и дало повод фонетикам конца XIX и начала XX вв. отказаться от старого критерия различения гласных и согласных и даже от деления звуков речи па эти две группы. Так, А. И. Томсон писал: «Мы удержи­ваем деление на «гласные» и «согласные» ввиду общеупотребительности их, а в первоначальном значении их употребляем исключительно термины «слоговой» и «неслоговой» звук» [11, 2201. И действительно, наличие слогообразующих сонантов в некоторых языках, особенно однослоговых междометий, состоящих даже из одних глухих соглас­ных (ср. русское 1сз] или (5:]), несовместимо со старым представлен нем о согласных как «неслоговых» звуках. Для того чтобы понять, почему же деление на гласные и согласные все же сохраняет силу, п>жно, как это вытекает из вышесказанного, исходить из природы гласных, а не согласных. Гласные должны быть определены как звуки, которые не могут быть «сопутствующими» в слоге, согласные же — как звуки, которые, как правило, являются «сопутствующими», но могут быть и

«основными».

§ 103. Поскольку различение гласных и согласных, несмотря на то, что оно в разных языках функционирует по-разному, является универсальным, присущим всем языкам, постольку оно должно быть обусловлено акустико-физиологической природой плана выражения языка. Общая фонетика издавна стремится найти для этого различе­ния акустические или физиологические основания.

С акустической точки зрения различение гласных и согласны* может основываться на наличии четкой формантной структуры у пер­вых и отсутствии ее у вторых, на том, что гласные обладают большей общей энергией, чем согласные, а также на том, что гласные являются по преимуществу тонами, а согласные — шумами. Следует, однако, заметить, что ни один из этих критериев не позволяет провести чет­кую границу между всеми гласными и согласными. Особенно затрУ* нительно причислить к гласным или к согласным так называем^ сонанты, которые подобно гласным характеризуются формантной стрУр

1 При неполном типе произнесения это имеет место во многих изии;^- 5 >имер, а русском /'р'аГп'са/ вместо /рр'а1'п'ка/ пятница с сохранением Я*

например слогового состава.

» и преобладанием топа над шумом; правда, они отличаются от яасных меньшей общей звуковой энергией. В дихотомической клас-ификанпн звуков по дифференциальным признакам [193, 178] сонанты характеризуются как гласные и согласные одновременно.

Кроме сказанного согласные отличаются в акустическом отноше--ни от гласных, по-видимому, тем, что для их характеристики важное .начение имеют не столько форманты, сколько временные соотноше­ния. В° всяком случае, как показывают некоторые опыты, очень краткое аз» воспринимается на слух как «1», очень краткое «х» — как еР и т. п., что свидетельствует об отсутствии или недостаточности сазличия в их спектральных характеристиках.

Отсутствие достаточно четкого акустического критерия для деле­ния звуков на гласные и согласные дает основание делить звуки с акустической точки зрения не на эти две группы, а на «сонорные» и «шумные». Томсон, например, писал: «По старому делению звуки речи делятся на гласные и согласные... Из согласных нужно выделить плавные (I и г без раскатов) и носовые (т и разные п), которые вместе с гласными образуют класс сонорных звуков. Остающиеся затем со­гласные образуют класс шумных звуков или шумных согласных»

[//, 186].

§ 104. Когда характеризуют различие между гласными и соглас­ными с физиологической точки зрения, то чаще всего говорят о нали­чии или отсутствии в надставной трубе преграды для выходящей из легких струи воздуха. Первый признак свойствен образованию со­гласных, второй — гласных \193, 178—179].

Встречается п фонетической литературе и несколько иная форму­лировка того же физиологического критерия различения гласных и согласных. Такую формулировку мы находим у одного из виднейших русских фонетнков В. А. Богородицкого, по мнению которого гласные образуются благодаря раскрывательпым движениям произноситель­ных органов (в первую очередь нижней челюсти), а согласные — бла­годаря закрывательным. Он предлагал даже, между прочим, заменить ермины «гласные» и «согласные» терминами «ртораскрыватели» и 'тосмыкатели». В подтверждение своей точки зрения В. А. Богоро-лий ссылался на следующий эксперимент: «Для выяснения разли-I между гласными и согласными в отношении звукоарти-я ц и и я уже указывал на важность опытов над усилением >изношелия тех и других звуков; ср., например а^д; по мере уси-1ИЯ звука а увеличивается открытость, а с усилением д увеличи-я суженность (как в действии нижней челюсти, так равно и орга-пР°изношепия)» [3, 39]. Если провести аналогичный опыт с глас-Р1 то окажется, что для усиления последнего вовсе не требуется ать нижнюю челюсть. Необходимость раскрывать рот при усиле-сного «а» есть свойство именно этого гласного, а не всех гласных Це. Следовательно, обобщенный вывод, который делает В. А. Бо-иЦкнн, неправомерен.

вДа, в приведенных точках зрения имеется доля истины,

0' при образовании шума согласного необходимо создать пре-

е для струи воздуха, с этой целью приходится делать закры-

 

вательчые движения произносительных органов. Но наличие пятствия, то или иное положение органов само по себе еще не делает характера звука. Можно очень высоко поднять язык, соч, таким образом очень узкую щель, а вместе с тем произнести н'е согл Ь ВЫЙ, а гласный (например, «Ь), если выдох при этом будет слабев" Существенное значение для различения гласных и согласных ! следовательно, и степень воздушности, т. е. сила выдыхаемой

воздуха.

§ 105. Наиболее общий признак, различающий гласные и соглаг пые, был определен Бодуэном [5, 262]. Он сводится к следующем», при образовании согласных напряжение имеет место только в кавд нибудь одной части произносительного аппарата, в каком-нибудь кл" ном органе, в том месте, где возникает характерный для данного согласного шум, т. е. имеется преграда, служащая шумовым источни­ком звука. При образовании гласных, напротив, наблюдается разли­тое напряжение всего произносительного аппарата. Таким образом согласные характеризуются локализованной артикуляцией, опреда ленным фокусом образования, гласные же — нелокализованной арти­куляцией, отсутствием определенного фокуса образования.

Правильность этого признака легко может быть проверена па сле­дующем опыте: при произнесении губно-губпого щелевого звонкого согласного (шумного или сонанта) мы явно ощущаем на губах турбу­лентное движение воздуха, позволяющее определить, что именно на губах получается соответствующий шум; при произнесении же губ-ного гласного «и» (лаже очень сильно лабиализованного) мы не полу­чаем ощущения, что он произносится губами, Аналогичные наблюй-ния можно сделать, сопоставляя произношение согласного «ф с глас­ным ш.

Надежность бодуэновского критерия подтверждается, кроме того, и всем опытом фонетики как научной дисциплины, наличием деталь­ных и вместе с тем простых анатомо-физиологических классификаций согласных и отсутствием чего-либо подобного в отношении гласных-При описании согласного можно указать, какая именно часть языка, например, действует при его произнесении, потому что согласный имея определенный фокус образования; при описании же гласного прихо­дится говорить о положении всего языка в целом, потому что гласном? такой фокус не свойствен (говорят — «переднеязычные» или «зад* язычные» согласные, но гласные «переднего ряда» или «заднего ряда'г Таким образом, можно сказать, что среди артикуляторных ПР" знаков, различающих гласные и согласные (наличие или отс^тств' препятствия, сила выдоха), наиболее общим является наличие № отсутствие фокуса образования.

Б. ОБЩИЕ УСЛОВИЯ ОБРАЗОВАНИЯ СОГЛАСНЫ*

§ 106. Под общими условиями образования согласных

меваются те факторы, из сочетания и одновременного дейст.....

рых складывается артикуляция согласного. Так, голос, получаю^1

деленной работе голосовых связок, или же выдох воздуха яри ° ' 11е создают согласного, как не создает его и сближение губ, "э леГм-ание сближения губ с голосом и с выдохом воздуха дает звон-н° соЧгпн согласный, а сближение губ в сочетании только с выдохом

киЙ».'""* губной согласный. давЯГ'все общие условия должны быть налицо, чтобы возможно было внесение согласного. Таких обязательных условий всего два: ПР° е_-это протяженность во времени, необходимая для образова-пеРв° уК0В вообще ', и второе, необходимое для образования только НИЙ ясного, — эт0 наличие в каком-либо месте произносительного ап-с0ГЛ смычки или сближения тех или иных органов речи. Что именно "Условие является наиболее общим и обязательным, вытекает, соб-^"рнно говоря, уже из определения различия между гласными и "гласными, приведенного выше. Действительно, если согласные Сяпактеризуются прежде всего тем, что они локализованы в опре­деленном месте произносительного аппарата, значит, это и будет обя­зательным условием их образования.

Обычно обязательным условием образования согласных считают наличие струи воздуха, проходящей через произносительный аппарат (в узком смысле слова). Хотя для большинства языков это вполне справедливо, но с точки зрения общей фонетики, занимающейся изу­чением всех возможных способов звукообразования, это неправильно, так как не учитываются так называемые щелкающие согласные или, точнее говоря, неправильно трактуется фонетический механизм их образования.

§ 107. Наличие определенного фокуса артикуляции является при­знаком всех согласных, а не какой-нибудь одной группы. Напротив, наличие или отсутствие струи воздуха, вдыхаемой или выдыхаемой при образовании согласных, дает основание для различения двух групп согласных: «недыхательных» (щелкающих) и «дыхательных» (всех прочих).

Это различение не было принято большинством фопетиков в зна­чительной степени из-за того, что многие из них, в том числе Русело, раммон и Йесперсен, считали щелкающие одним из видов согласных, Р°износимых на вдохе (инспираторных). Русело, трактовавший таким разом артикуляцию щелкающих, был введен в заблуждение тем, Ш, на кнмографических записях линия рта при произнесении щелкаю-и псогласных отклоняется ниже нулевой линии, как это происходит Щелк Бдохе (СМ- Рис' 26). Йесперсен так описывает артикуляцию кой д1оиу1х: ЯВ том или ином месте образуется смычка, за этой смыч-

ру

дух разрежается (легкие расширяются), и наружный воздух ° врывается в тот момент, когда смычка раскрывается» [23,

• -««ми уч исследования, произведенные впоследствии

Соверщен^енЫми' показали, что произнесение щелкающих согласных .—^^о не зависит от дыхания и что отрицательное отклонение

"Те-1ьные. "Нте-Г|ьств° лишний раз указывает на неточность таких терминов, как с> и "Мгновенные..

 

 

ротовой линии объясняется сосательным, а не вдыхательным дви^-нием. Что сосательное движение не связано со вдохом, доказывав" простым наблюдением над актом сосания у детей. Если бы ребенок при сосании вдыхал через рот, он бы втягивал в дыхательные органы вместе с воздухом молоко и захлебывался. Всасывание воздуха при образовании щелкающих происходит не благодаря расширению лег-ких, а благодаря сокращению различных мускулов в полости рта Последнее приводит к тому, что за преградой, образуемой губами или передней частью языка, воздух разрежается, а при устранении пре. грады он, врываясь снаружи, создает чмокающий или щелкающий звук. Различие между щелкающими и вдыхательными согласными отчет­ливо видно при сравнении кимографических кривых, представленяьц на рис. 26. При произнесении щелкающего согласного ротовая кри-вая резко отклоняется вниз от нулевой линии, а затем столь же резко возвращается на нулевую. При произнесении ипспирата кривая лишь постепенно возвращается на нулевую линию вместе с прекращением вдоха. Новейшие исследования фонетики южноафриканских языков

полностью подтвердили такую трактовку механизма образования щелкающих [199 и 210].

§ 108. Дыхательные согласные, как правило, образуются струей воздуха, выходящей из легких, т. е, при выдохе (экспирации), Однако возможен, хотя и крайне редко, обратный случай: когда согласные образуются струей воздуха, вдыхаемой легкими, следовательно, при вдохе (инспирации). То обстоятельство, что преобладающим типом согласных являются экспираты, находит свое объяснение в механизме дыхательного акта (см. гл. II).

Некоторые ученые полагают, что инспираты, и особенно щелкаю­щие согласные, — это первичные звуки человеческой речи. Они ссы' лаются при этом на то, что при образовании щелкающих звуков имени место движения, аналогичные сосательным движениям, являющимся врожденной способностью человека [223], другие — на то, что щел* кающие согласные встречаются только в таких языках, которые буД10 бы являются примитивными [292, 671.

Сосательные движения произносительных органов действительно являются врожденной способностью, получающей значительное Р33 витие в раннем младенческом возрасте. Однако звуки, образуют'1^ у детей в этом возрасте (это, конечно, еще не звуки речи), редко бывэР" щелкающими. Как правило, это звук голоса, который возникает » г зультате непроизвольного сокращения мышц гортани и видойз^ няется благодаря таким же непроизвольным движениям РазЛ11Ч"|]1| произносительных органов в надгортанных полостях. При на.чи таких движений звук получается автоматически, так как ребенок время дышит. Ссылка на младенческие звуки, впрочем, вообше кеК казательна, так как речь возникает из необходимости общения л10 в процессе труда и создается, конечно, взрослыми людьми.

Рис. 26. Килограммы:

а — щелкающего согласного; б — ин-спирвта

Кроме того, как об этом свидетельствуют многочисленные наблю-I ряда авторов, дети в период лепетной («нечленораздельной») , (точнее было бы говорить — «лепетного звукообразования») азуют совершенно бессознательно самые разнообразные звуки, чтот период у детей наблюдаются очень сложные «диффузные» арти-|гяиии, которые оказываются недоступными взрослым людям, гово-яш,им на каком-нибудь одном языке. С усвоением фонетической си-мы род»01'0 языка человек, тренируясь только в тех артикуляциях, ■от'орые свойственны данному языку, утрачивает эту способность. Неосновательна и ссылка па «примитивность» готтентоте ко-бушмен-их языков, в которых имеются щелкающие согласные, так как они явпяются не только не единственным, по и не более распространенным ипом согласных в этих языках. Наоборот, преобладающий тип со­гласных и в них — экспираты. Кроме того, в австралийских языках, . менее «примитивных», щелкающие согласные^ не встречаются, как не встречаются и в тех кавказских языках, которые сохраняют мно­гие, несомненно, очень древние фонетические особенности.

Стопа [292], считающий щелкающие согласные первичными, пы­тается подкрепить свою теорию привлечением так называемого «языка животных». Недопустимость возведения звуков речи непосредственно к животным звукам очевидна. Кроме того, и животные издают не только щелкающие или инспираторные звуки, но и экспираторные. Основной порок всех этих теорий заключается в том, что они счи­тают аксиомой членимость первобытной речи на отдельные звуки, тогда как нужно полагать, что звуковая речь представляла собой первоначально сложные звуковые комплексы типа слогов. Нет ника­ких оснований предполагать, что они были только экспираторными или только инспираторными, но, поскольку они, надо думать, содер­жали гласный элемент, совершенно очевидно, что они не могли быть чисто щелкающими.

§ 109. Для современных языков наиболее существенным является

с о том, могут ли быть использованы рассмотренные условия

зования согласных как различительный признак фонем. В отно-

нии выдоха и вдоха на этот вопрос нужно ответить отрицательно, так

чередование экспират и инспират в одной речевой цепи неосуще­ствимо.

Естественное течение речи не будет нарушено только в том случае,

хотя бы слог будет образован на вдохе или на выдохе. Слог,

|вляющий собой результат единого нервного и двигательного

I. не может состоять из звуков, образованных принципиально

чными движениями. Сочетание в одном слоге выдыхательного

я°го с вдыхательным гласным или, наоборот, вдыхательного

*ого с выдыхательным гласным слишком противоречит нормаль-

роцессу дыхания, чтобы оно могло быть использовано в речи.

гелыю, если в одном и том же языке встречаются инспираты и

ГЬ1, то они не могут противополагаться как самостоятельные

1 могут быть лишь факультативными вариантами.

е слово, состоящее из любых гласных и согласных, может

РОизнесено в соответствующей ситуации на вдохе. Известные

 

ния как дополнительной гортанной или фарингальной артикуляции ' которая обусловливает появление гортанного или фарингалыюго ще' левого согласного, тесно примыкающего к предшествующему смыч-ному*. Даже Йеспсрсен, справедливо отвергающий эту трактовку в своих суждениях о придыхательных согласных датского языка возвращается к ней при анализе аналогичных согласных английского и немецкого языков,

На самом же деле шум придыхания возникает не в гортани и 11е в глотке. Еще Томсон писал: «В придыхательных затворных после взрыва следует сильное выдыхание, производящее более или менее сильный шум в самой полости рта» [II, 190]. Такай трактовка приды. хания получила подтверждение в одном кинорентгенографическом исследовании корейских смычных придыхательных согласных, пока­завшем, что при их артикуляции голосовая щель максимально ра-скрыта 12071. А. Скаличкова, исследовавшая природу придыхания в английском языке, пишет: «Типичный придыхательный шум возни­кает ... только в месте, гоморганном данному согласному или следую­щему гласному (это зависит от того, который из элементов создает лучшие условия для образования аспирации)» [285, 91).

При большой воздушности выдох продолжается некоторое время после взрыва до начала следующего гласного, вызывая шум в полости рта, возбуждая ее собственные тоны. Характер последних обычно , зависит от последующего гласного, так как язык во время придыха- I ния переходит к тому положению, которое необходимо для артику­ляции этого гласного. При слабой воздушности выдох после взрыва очень краток и согласный не имеет придыхания. Описанный механизм придыхания и объясняет аффрицированность придыхательных, распро­страненную в различных языках. В качестве примера можно принести переднеязычный смычный II") английского языка или же заднеязычный [кх1 ряда немецких диалектов. Трактовка придыхательных как сильно воздушных опровергает еще одно распространенное представление об этих согласных как о сильных (см. с. 124).

С сильной воздушностью связано и гораздо реже встречающееся явление придыхателыюсти щелевых. Как придыхание при их произ­несении воспринимается ослабленный шум, возникающий в полости ( рта в момент раскрытия щели для перехода к артикуляции гласного до начала его звучания. В качестве примера можно привести придыха­тельное 1гс], встречающееся в нивхском языке [86, 118].

Объективный метод определения придыхателыюсти максимально прост. Обычная пневматическая кривая позволяет очень легко отли­чить придыхательные от непридыхательных. На рис. 27 принед^ записи соответствующей пары согласных нивхского языка. На криво" непридыхательного согласного гласный начинается сразу же после взрыва, на кривой придыхательного — спустя некоторый промежуток времени; причем линия рта после взрыва не падает, а продол^61

1 Такое понимание придыхания объясняет очень распространенный способ снрийирования их: рЬ, (Ь, кЬ.

на некотором уровне, что свидетельствует о продолжаю­щемся выходе воздуха.

Легко определяется придыхательность и по осциллограмме; она

проявляется в виде высокочастотных непериодических колебаний,

,щихся некоторое время после аналогичных колебаний, отражаю-

шх взрыв согласного (см. рис. 3, 4). Если общая длительность таких

Рис. 27. Кимограммы: а — не п р ид 14 х а тельного согласною; 0 — придыхательного

колебаний при произнесении непридыхательных взрывных не превы­шает в среднем 30 мс, то шум придыхания может быть значительно более продолжительным. На динамических спектрограммах придыха-тельность также обнаруживается благодаря наличию в спектре высо­кочастотных шумовых составляющих (рис. 28).

Рис. 28. Спектрограммы:

а — нсп|] и дыха тельного согласного; 6 — придыхательного

} 114. Дебит воздуха имеет, далее, большое значение для разли-я сонантов и шумных согласных, ибо если акустически разница этими типами согласных определяется по степени преоблада­ла или тона, то артикуляциошго она зависит от дебита воздуха. прочих равных условиях, т. е. при одинаковом характере и оди-X размерах щели, именно скорость выдоха воздуха или, иначе, >здушной струи определяет большую или меньшую шумность ного, Дебитом воздуха, наконец, определяется и сила некото-ил категорий согласных.

сущность шумных согласных находится в связи с тем или иным

их произнесения. Согласные, относящиеся к разным кате-

3 способу образования шума, по наличию или отсутствию

по месту и слове относительно ударения и т.п., характеры-

 

зуются и разной воздушностью. Смычные согласные более воздущн, т. е. имеют больший дебит воздуха, чем щелевые. Именно быстрый Вк.' ход воздуха после размыкания сомкнутых частей произпосительнпг' аппарата и создает акустический эффект «взрыва», характеризуют,,* эту категорию согласных. Глухие более воздушны, чем звонкие, уда ренпые более воздушны, чем неударенные, начальные более воздушны" чем конечные и т. п. В последних случаях, когда воздушность соглаг! пого связана с определенным фонетическим положением, она, раз,,^ меется, не может служить различительным фонематическим призцГ. ком, но, очевидно, способствует разграничению позиционных алло­фонов фонем.

Указанные в предыдущем параграфе методы изучения воздушности пригодны только для того, чтобы установить изменения в силе еыдц. хаемой струи воздуха. Для измерения количества воздуха, употреб­ляемого при фонации, служат более сложные приборы. К ним отно­сятся, например, измеритель объема дыхания (А1етуо1шпептеззег) по Вегло [83, 118] и так называемые плетизмографы [90, 46].

Г. УЧАСТИЕ ГОЛОСА

§ 115. Действие голосовых связок, необходимое для образования голоса, совершенно не зависит от действия органов произношения, находящихся в надгортанных полостях, точно так же как действие последних не зависит от того, колеблются голосовые связки или нахо­дятся в состоянии покоя. Поэтому любое движение любого органа произношения, за исключением, разумеется, самих голосовых связок, может сопровождаться вибрацией голосовых связок, благодаря кото-рой возникает голос, и может быть осуществлено при пассивном по­ложении голосовых связок, т. е. без участия голоса, Вследствие этого звонкость или отсутствие ее {глухость) являются тем различительным фонематическим признаком, который очень широко распространен в большом числе языков земного шара.

Звонкость согласных — явление в фонетическом отношении неод­нородное; необходимо различать несколько типов звонких согласных-Прежде всего это будут согласные, которые можно было бы назвать п о л н о з в о н к и м и или звонкими. Голос участвует на всем протяжении произнесения этих согласных, т. е. во время зву4*' ния характерного для них шума. Таковы звонкие согласные русского-украинского и других славянских языков.

Наряду с этими существуют согласные, которые можно иазва^ п о л у з в о н к и м и. Они характеризуются тем, что голос зву'411; не на всем протяжении согласного. При этом согласный может бы* вначале звонким, а в конце глухим, или наоборот. Если это смычн» согласный, то он может иметь звонкую смычку и глухой взрыв же глухую смычку и звонкий взрыв. Широко известным прим таких согласных являются так называемые (епиез 1епез кг""-,,„,,„„ пприставлены такие согласныг '

Д

же глуу

таких согласных являются так называемые (епиез 1епе ых Д

лектов немецкого языка. Представлены такие согласные и в язЬ\Я Советского Союза, например в азербайджанском. Глухой взрыв

якой смычке встречается во многих языках, в которых имеет место шение звонких согласных в конце слов. Реже представлен этот п в середине слова между гласными, по и в этом положении он вполне

... „пи пЛ аТЛК! СЧШ 11РТРГТ1.|"ТП\1НТ иапптшап ., л» „.">,...., Л

язык.

\

,^ГенГ как об этом свидетельствует, например, корейский ____..

Акустический эффект, вызываемый полузвонкими, довольно четко «чается от эффекта, производимого как глухими, так и полтю-оТ<лнКИми. Таким образом, теоретически полузвонкие могли бы фоне-Б° ески противополагаться и глухим, и полнозвонким. Последний учаЙ как будто до сих пор не зарегистрирован ни в одном из описан-СЛ\ языков; первый же довольно широко известен. 3' Любопытно отметить, что лица, являющиеся носителями языков, которых полнозвонкие смычные противополагаются глухим, воспри-' ют полузвонкие как глухие, тогда как в соответствующих язы-' онЯ фонематически противополагаются глухим. Так, упомянутые ше согласные азербайджанского языка воспринимаются на русский сч\гх как глухие; для азербайджанцев же звонкость их ясно ощутима. 'Разная степень звонкости во многих языках характеризует пози­ционные аллофоны фонем. Полная звонкость и полузвонкость бывают в разных фонетических положениях. Обычно полпозвонкие согласные встречаются в середине слов, полузвонкие со звонким концом — в начале слов, полузвопкие со звонким началом — в конце слов. Последний тип распространен в самых различных языках: в украин­ском, английском, эвенском, туркменском; в последнем такой тип согласных обусловлен не только концом слова, но и положением после долгого гласного \1-'Ю, 17].

§ 116. Согласно новейшим исследованиям в ряде индийских язы­ков (гуджарати и др.), а также в некоторых африканских (языки банту) имеются согласные с особым характером образования голоса; их называют ЬгеаШу шигтигей. Артикуляцию, лежащую в основе такого вида звонкости, описывают следующим образом: голосовые вязки колеблются только в передней части, до черпаловидных хря-, межхрящевая щель не закрыта. Фонация сопровождается уси-нным выдохом воздуха легкими. На слух такой голос восприни-'ается как придавленный или хриплый.

Указанный способ голосообразования используется в качестве ренциального признака в соответствующих языках. Ладефогед '. что древнеиндийские звонкие придыхательные и были «хрип-яозвонкими» [244, 9; см. также 216].

17. Определение участия голоса или же его отсутствия при

кипении того или иного согласного является одной из простей-