Тактическое планирование.
Логическим продолжением стратегического планирования является тактическое, которое направлено на воплощение стратегии в конкретные программы или проекты (выпуск нового вида продукции или освоение нового сегмента рынка). Оно определяет размеры необходимых инвестиций, виды и источники ресурсов, устанавливает оптимальные сроки реализации.
Тактическое планирование – разновидность управленческой деятельности, которая заключается в реализации комплекса мероприятий, связанных с разработкой тактического плана с целью реализации выбранной стратегии. |
Цель тактического планирования – разворачивание стратегии в подробный перечень плановых заданий для каждого уровня руководства. Каждое плановое задание представляет программу действий менеджеров по обеспечению процесса достижения целей предприятия.
Особенности:
- небольшие периоды времени;
- узкий спектр плановых заданий;
- результатом являются средства и их распределение между плановыми заданиями;
- планы вырабатываются на уровне руководства среднего звена;
- основными компонентами являются тактика и политика.
Тактика – это краткосрочные стратегии, согласующиеся с долгосрочной стратегией и соотнесенные с конкретными действиями. Например: тактическими действиями может быть и конкретная реклама, и сотрудничество с другой фирмой, и снижение цены на продукцию, и много других действий при выполнении стратегического плана.
Политика – общее руководство для конкретных действий и принятие решений, детализующих процесс достижения целей.
Политика как правило формируется руководством высшего звена на длительный период времени. Ее можно рассматривать как «кодекс законов», который определяет, в каком направлении можно осуществлять действия. Политика объясняет, каким образом достигаются цели, определяет ориентиры, которых следует придерживаться, чтобы избежать принятия необдуманных решений. Например: политика фирмы может проявляться в таких моментах: высокий уровень социальной ответственности организации (спонсорство, благотворительная помощь общественным организациям); ориентация на постоянное совершенствование собственной продукции и др.
Главное назначение тактического планирования:
- определение приоритета достижения тех тактических целей, которые обеспечивают реализацию главной стратегии;
- определение объемов материальных и финансовых ресурсов и их распределение между направлениями деятельности и временем их использования;
- разработка планов использования человеческих ресурсов.
Особенность любых тактических планов является обязательное наличие максимально точной оценки финансовых ресурсов и финансовых результатов.