Тактическое планирование.

Логическим продолжением стратегического планирования является тактическое, которое направлено на воплощение стратегии в конкретные программы или проекты (выпуск нового вида продукции или освоение нового сегмента рынка). Оно определяет размеры необходимых инвестиций, виды и источники ресурсов, устанавливает оптимальные сроки реализации.

 

Тактическое планирование – разновидность управленческой деятельности, которая заключается в реализации комплекса мероприятий, связанных с разработкой тактического плана с целью реализации выбранной стратегии.

Цель тактического планирования – разворачивание стратегии в подробный перечень плановых заданий для каждого уровня руководства. Каждое плановое задание представляет программу действий менеджеров по обеспечению процесса достижения целей предприятия.

Особенности:

- небольшие периоды времени;

- узкий спектр плановых заданий;

- результатом являются средства и их распределение между плановыми заданиями;

- планы вырабатываются на уровне руководства среднего звена;

- основными компонентами являются тактика и политика.

Тактика – это краткосрочные стратегии, согласующиеся с долгосрочной стратегией и соотнесенные с конкретными действиями. Например: тактическими действиями может быть и конкретная реклама, и сотрудничество с другой фирмой, и снижение цены на продукцию, и много других действий при выполнении стратегического плана.

Политика – общее руководство для конкретных действий и принятие решений, детализующих процесс достижения целей.

Политика как правило формируется руководством высшего звена на длительный период времени. Ее можно рассматривать как «кодекс законов», который определяет, в каком направлении можно осуществлять действия. Политика объясняет, каким образом достигаются цели, определяет ориентиры, которых следует придерживаться, чтобы избежать принятия необдуманных решений. Например: политика фирмы может проявляться в таких моментах: высокий уровень социальной ответственности организации (спонсорство, благотворительная помощь общественным организациям); ориентация на постоянное совершенствование собственной продукции и др.

Главное назначение тактического планирования:

- определение приоритета достижения тех тактических целей, которые обеспечивают реализацию главной стратегии;

- определение объемов материальных и финансовых ресурсов и их распределение между направлениями деятельности и временем их использования;

- разработка планов использования человеческих ресурсов.

Особенность любых тактических планов является обязательное наличие максимально точной оценки финансовых ресурсов и финансовых результатов.