ИСТОЧНИК ПЕРВЫЙ 14 страница

122. Божественный свет, которым Веда наделяет ученика, уходит от нарушившего свой обет к Хмарам (Марутс), Прехоте*(Индре, Яриле, Перуну , Ндре), учителю (Богов, Юпитеру (Брхаспати)) и Перваке (Павака)*(Огню).

123. Если этот грех был совершен, он должен идти, прося, к семи домам, одетый в шкуру осла, объявляя о своем проступке.

124. Существуя единственно милостыней, таким образом полученной, омываясь в трех озерах (саванас), он становится чистым через год.

125. За совершение с намерением какого-либо проступка, влекущего утерю сословия (джьатибхрамсакара), (следует исполнить) самонаказание Кручину (Крччхра)*, ненамеренное — (Кручину (Крччхра)), возвещенное Пращуром (Праджьапати.

126. Как искупление за поступки, которые низводят до смешанного сословия (самкара), и те, которые делают мужа недостойным получения даров (апатра) — лунное наказание в течение месяца; за влекущее нечистоту (малиникарания), он должен обваривать себя три дня ячменной кашей.

127. Одна четвертная (наказания) за убийство волхва предписана за убийство князя, одна восьмая — за убийство барина, и, знай, что одна шестнадцатая за убийство праведного служивого.

128. Но если волхв ненамеренно убьет князя, он должен отдать, ради собственного очищения, тысячу коров и быка;

129. Или он может исполнять наказание, предписанное за умерщвление волхва в течение трех лет, храня самообладание, нося волосы в косах, пребывая вдали от селения и обитая на корнях деревьев.

130. Волхв, который убил праведного барина, должен исполнять то же наказание в течение одного года, или он может отдать сотню коров и быка.

131. Тот, кто умертвил служивого *, должен полностью исполнить наказание в течение шести месяцев, или он может отдать десять коров и быка волхву.

132. Убив кошку*, мангусту, голубую сойку, лягушку, собаку, ящерицу, сову или ворону он должен исполнить наказание — как за убийство служивого;

133. Или он может пить (кипящее ) молоко в течение трех дней*, или пройти одну йоджану*, или омыться в реке, или шептать хвалу, обращенную к Водам*.

134. За убийство змеи волхв должен отдать лопату из железа, за бесполого — тюк соломы и маша свинца;

135. За вепря — горшок сливочного масла, за куропатку — дрону зерен сезама, за попугая — двухгодовалого теленка, за журавля — трехлетку.

136. Если он убил гуся (хамса), цаплю, павлина, обезьяну, сокола, (балака и бхаса), он должен отдать волхву корову.

137. За убийство лошади он должен отдать платье, за слона — пять черных быков, за козу или овцу, вола или осла — годовалого (теленка);

138. Но за убийство плотоядных диких зверей он должен отдать молочную корову, за дикое неплотоядное животное — телку, за убийство верблюда — одну кришнала.

139. За убийство неверной жены , для четырех сословий, он должен отдать, ради своего очищения, соответственно: кожаную сумку, лук , козу или овцу*.

140. Дваждырожденный муж, который не может искупить дарами убийство змеи и других, он должен исполнить за каждого из них Кручину (Крччху), для отвода вины.

141. Но за уничтожение одной тысячи животных (малых), у которых есть кости*, или полный воз бескостных, он должен исполнить наказание, как за убийство служивого.

142. И за убийство животных, которые имеют кости, он должен отдать что-нибудь волхву; если он повредит бескостным, он станет чистым задержкой дыхания (пранаяма).

143. За вырубку плодовых деревьев, кустарников, ползучих растений, лиан или цветущих растений должна быть уплачена одна сотня панас.

144. (За) существо какого-нибудь вида, разводимого для пищи, для приправы, фрукт или цветы, искупление — съесть сливочного масла.

145. Если муж уничтожит с дурным умыслом растения, взрощенные, или выросшие в лесу, он должен провести с коровами один день, питаясь одним молоком.

146. Вина, навлеченная намеренным или ненамеренным вреждением, может быть отведена посредством этих наказаний; слушай обо всем, навлеченном потреблением запретной пищи.

147. Тот, кто выпьет ненамеренно (напиток) Варуни* станет чистым новым посвящением; ненамеренно — не наказывается губительным для жизни*, таково установленное правило.

148. Тот, кто выпил воды, налитой в сосуд, в котором хранилась горилка (Сура), или другие дурманящие напитки, в течение пяти дней не должен ничего пить, кроме молока, в котором сварено Санькхапушпи.

149. Тот, кто прикоснулся к хмельному, отдавая его или принимая, согласно правилу*, или выпил воды, оставленной работником, должен пить в течение четырех дней отвар куща-травы.

150. Но если волхв, который вкусил Вина Сна (сока Сомы), учует запах, распространяемый выпившим горилки (Сура), он станет чистым тройной задержкой дыхания в воде и ядением сливочного масла.

151. Из трех сословий дваждырожденных, кто намеренно проглотит кал или мочу, или еще что-нибудь, чего коснулась горилка (Сура), должны пройти посвящение опять.

152. Стрижка, священный пояс, посох, испрошение подаяния и обеты опускаются при повторном посвящении дваждырожденных мужей.

153. Но тот, кто ел пищу людей, от которых нельзя ее принимать, или остатки от женщин или работников, или запретное мясо, должен пить ячменный (отвар) в течение семи дней*.

154. Дваждырожденный муж, который пил прокисший или крепкий настой, становится, даже если он не запрещен*, нечистым*, пока он не переварится.

155. Дваждырожденный муж, который проглотил мочу или нечистоты домашней свиньи, осла, верблюда, шакала, обезьяны или вороны должен исполнить лунное наказание.

156. Тот, кто ел сушеное мясо, грибы, растущие на земле, или неизвестно что, или что хранилось на бойне, должен исполнить то же наказание.

157. Искупление за вкушение мяса плотоядных животных, или свиней, верблюдов, тетерева, вороны, осла и человеческого мяса — это Тапта - криччхра*.

158. Если дваждырожденный муж, который не вернулся* от учителя (ест пищу, даваемую женщиной при месячных Радениях (Щрадха)), он должен поститься в течение трех дней и провести один день на воде.

159. Но ученик, * который по какому-либо случаю ест мед или мясо, должен исполнить обычную Кручину (Крчхра) и потом завершить свой обет.

160. Тот, кто ест оставленное кошкой, вороной, мышью, собакой или мангустой, или во что попал волос или насекомое, должен выпить отвар из Брахмасуваркала.

161. Тот, кто хочет быть чистым, не должен есть запретной пищи, должен извергнуть такую, если он ел ненамеренно, или быстро искупить это средствами очищения.

162. Итак, различные правила относительно наказаний за ядение запретного были объяснены; теперь послушай закон о тех наказаниях, которые отводят вину воровства.

163. Лучший из дваждырожденных, самовольно* укравший собственность , зерно или приготовленную пищу из дома отверженного, очищается исполнением Кручины (Крччхра) в течение целого года.

164. Лунное наказание было объявлено как искупление за кражу мужчин и женщин*, поля, дома или воды из источника и бочки.

165. Тот, кто украл вещи малой ценности* из дома другого мужа, должен, после восстановления, исполнить самонаказание Кручину (Крчхра)для своего очищения.

166. Пять продуктов коровы* (пятиговье (панькагавья)) являются искуплением за кражу съестного разного вида, повозки, кровати, сиденья, цветов, кореньев или фруктов.

167. Пост в течение трех суток должен быть (наказанием) за траву, деревья, дрова, сушеную пищу, патоку, одежду, кожу и мясо.

168. Существование в течение двенадцати дней на зерне — за драгоценные камни, жемчуга, кораллы, медь, серебро, железо, латунь или камень — если украдены.

169. Хлопок, шелк, шерсть, парнокопытное животное или непарнокопытное, птица, благовоние, лечебные травы или веревка — в течение трех дней — на молоко*.

170. Посредством этих наказаний дваждырожденный муж может отвести вину за кражу; но вину за связь с женщиной, с которой этого нельзя (агамья), он может искупить наказаниями:

171. Те, кто совокуплялся с сестрами одной и той же матери, с женами друга или сына, с незамужними девушками и с женщинами низших сословий, должны исполнить наказание, предписанное для осквернителя ложа Гораздого (Гуру)*.

172. Тот, кто имел связь с дочерью сестры своего отца, сестры, сестры своей матери, или родного брата матери, должен исполнить лунное наказание.

173. Мудрый муж не должен брать в жены кого-либо из этих трех: на них нельзя жениться, потому что они родичи, а тот, кто женится — глубоко падет

174. Муж, который совершил противоестественный грех с женщиной, или животный грех, или совокуплялся в воде, или с кровоточащей женщиной, должен выполнить самонаказание Кручину (Крччхра).

175. Дваждырожденный муж, совершивший противоестественное преступление с мужчиной, или совокуплялся с женщиной в повозке, влекомой быком, в воде или в дневное время, должен омыться, одетый в одежды.

176. Волхв, который намеренно совокупится с женщиной Исчадьем (Чандала) или очень низкого сословия, кто ест и принимает (от таких) становится отверженным; но ненамеренно — становится равным им.

177. Особенно похотливую жену пусть муж запрет в комнате и заставит ее исполнить наказание, которое предписано для мужчин в случае прелюбодейства.

178. Если, будучи прощена мужем равного* (сословия), она опять станет неверной, тогда — Кручина (Крччхра) и лунное наказание предписаны как средства очищения.

179. Грех, который дваждырожденный муж совершает, проведя ночь с Вршали (совершеннолетней, но незамужней), он отвратит через три года, питаясь милостыней и ежедневно шепча.

180. Итак, было объяснено искупление грешникам всех четырех *(сословий); слушай теперь наказания для тех, кто имел отношения с отверженными.

181. Тот, кто общался с отверженным, сам становится отверженным через год; не жертвованием для него, обучением или брачным союзом, а лишь пользуясь одной повозкой или сиденьем, или деля с ним трапезу*.

182. Тот, кто общается с кем-нибудь из тех отверженных, должен исполнить для искупления общения наказание, предписанное для такого*.

183. Родичи и дальние родичи* (Сапиндас и саманодакас) отверженного должны принести (возлияние) воды*, вдалеке, на неблагоприятный день, вечером и в присутствии родни, служащих жрецов и учителей.

184. Женщина - рабыня должна опрокинуть своей ногой кувшин, наполненный водой, как если бы это было для мертвого; точно так же дальняя родня нечиста сутки.

185. Но с этого времени должно быть запрещено беседовать с ним, сидеть с ним, давать ему часть наследства и общаться, как принято у людей;

186. И в праве первородства должно быть ему отказано, и в добавочной части, причитающейся старшему сыну; и вместо него младший брат, превосходящий добродетелью, должен получить часть старшего.

187. Но когда он выполнит свое наказание, они* должны омыться с ним в священном источнике и дать новый кувшин, наполненный водой.

188. И он должен бросить кувшин в воду, войти в свой дом и исполнять, как и раньше, все обязанности, полагающиеся родичу.

189. Пусть следует этому же правилу* в случае отверженной женщины; но одежда, пища и питье им полагается, а жить они должны рядом с домом.

190. Пусть не совершает никаких дел с нечистыми грешниками; но пусть ни в коем случае не вступает в связь с теми, кто совершил преступление.

191. Пусть не обитает вместе с убийцами детей, с теми, кто воздает злом за добро, и с убивающими молящих о пощаде и женщин, даже если они и очищены согласно закона.

192. Тех дваждырожденных мужей, которые не смогли обучиться Светре (Савитри)* по правилам, он должен приказать им выполнить три Кручины (Крччхра), а потом посвятить их в согласии с законом.

193. Пусть предписывает то же, если дваждырожденный муж, который следует запретным занятиям*, или пренебрегает Ведой, хочет исполнить наказание.

194. Если волхвы приобретают собственность нечестным путем, они становятся чистыми оставлением этого, шептанием молитв и подвигами.

195. Шептанием со сосредоточенным умом Светры (Савитри) три тысячи раз, месяцем в коровьем хлеву, существованием молоком — освобождается от принятия подарка от вредного мужа.

196. Но когда он возвращается из хлева, истощенный постом и почтительно приветствует, следует спросить его: "Друг, ты хочешь стать равным нам?"

197. Если он ответит волхвам :"Да", - он должен набросать травы для коров; если коровы придут на это место — его нужно принять обратно.

198. Тот, кто приносил жертвы для отвратных (вратьяс), или совершал похороны странников, или колдовские жертвоприношения, или Ахина* жертвоприношения — освобождается тремя Кручинами (Крччхра).

199. Дваждырожденный муж, который отверг умоляющего о защите, или извратил Веду, искупается из своего преступления — если существует в течение года на ячмене.

200. Тот, кто был укушен собакой, шакалом или ослом, ручным хищником, человеком, лошадью , верблюдом или свиньей, становится чист задержкой дыхания.

201. Есть в течение месяца каждую шестую трапезу*, читать Самхиту и ежедневные Щакала - возлияния*, являются средствами очищения исключенных из общества ( при пирах).

202. Волхв, который самовольно ездит в повозке, влекомой верблюдами или ослами, и тот, кто омывается голый, становится чистым задержкой дыхания.

203. Тот, кто оправился в большой спешке, либо без воды, либо в воде, становится чистым омовением в отдалении, в одеждах и прикосновением к корове.

204. Пост является наказанием пропуска ежедневных обрядов*, предписанных Ведами, и за небрежение в особых обязанностях Чистого (Снатака)*.

205. Тот, кто сказал:"Хум"*волхву, или обратился к высшим на "Ты", должен омыться и поститься в продолжение остальной части дня и умиротворить (обиженного) уважительным приветствием.

206. Тот, кто ударил (волхва) даже стеблем травы*, стянул ему шею одеждой, или победил его в споре, должен умиротворить его простершись.

207. И тот, кто, намереваясь ударить волхва, угрожал, должен оставаться в аду сотни лет; тот, кто ударил его — тысячу.

208. Сколько пылинок слепит кровь волхва, столько тысяч лет должен, проливший ее, оставаться в аду.

209. За угрозу волхву должен исполнить Кручину (Крчхра), за нанесение удара Очень-кручину (Ати-крчхра)*, за пролитие крови Кручину и Очень-кручину.

210. Так как искупление проступков, для которых нет удовлетворения, было предписано, пусть назначит наказание, рассмотрев силу и (природу) оскорбления.

211. Я опишу тебе те средства, принятые Богами, Свершителями и Предками, посредством которых человек может отвести свои грехи.

212. Дваждырожденный муж, который исполняет (Кручину (Крчхру)), провозглашенную Пращуром, должен есть в течение трех дней утром, следующие три — вечером, следующие три — полученное без просьб, и следующие три должен поститься.

213. Мочой коровы, навозом, молоком, простоквашей, сливочным маслом и отваром из куща-травы, и пост в течение суток, называется Самонаказание-кручина (Самтапана-крчхра)*.

214. Дваждырожденный муж, который выполяет Очень-Кручину (Атикрчхру), должен принимать пищу в течение трех периодов по три дня способом, описанным выше*, (но) каждая трапеза — только один глоток, и пост последние три дня.

215. Волхв, который выполняет Наказаие-Кручину должен пить кипящую воду, кипящее молоко, кипящее сливочное масло и (вдыхать) горячий воздух: каждое в течение трех дней и раз омыться , сосредоточившись

216. Пост в течение двенадцати дней мужем, хранящим самообладание и не совершающим ошибок, называется Кручина-в-прок (Парака крчхра), которая отводит всю вину.

217. Если кто уменьшает (пищу ежедневно) на один глоток в течение темной (половины) и увеличивает при яркой половине, омываясь во время трех возлияний — это называется Лунным наказанием (Чандраяна).

218. Этому же порядку надо следовать при явамадхьяма — исполнять Лунное наказание, обуздывая себя, начиная в светлую половину месяца*.

219. Тот, кто выполняет лунное наказание подвижников, должен есть ежедневно в середине дня восемь глотков, сохраняя самообладание и пользуясь жертвенной пищей.

220. Если волхв, сосредоточившись умом, ест четыре полных глотка утром и четыре — после захода, это называется Лунным наказанием детей.

221. Если кто-либо сосредоточенно ест в течение месяца каким-либо образом* трижды восемь полных глотков жертвенной пищи — обитает в мире Луны.

222. Рыдари (Рудры), Отдатья (Адитьяс), Весь (Васус), Хмары (Марутс) вместе с великими Свершителями исполняют это с тем, чтобы отвести зло.

223. Возлияния в сожжение*, сопровождаемое Многовяхиртой (Махавьяхртис), должны ежедневно совершаться самостоятельно, и он должен воздерживаться от вреждения, говорить правду и беречься от гнева и бесчестия.

224. Пусть омывается три раза каждый день и трижды каждую ночь одетым; пусть ни в коем случае не говорит с женщиной*, служивым и отверженными.

225. Пусть проводит время стоя (днем) и сидя (ночью), или если он не может, пусть лежит на земле; пусть будет целомудрен и соблюдает обеты, почитает своих Гораздых (Гуру), Богов и волхвов.

226. Пусть постоянно шепчет* Светру (Савитри) и очистительные писания, сообразно со своими возможностями; старается при всех обетах* на пути наказания.

227. Этим искуплением дваждырожденные мужи должны быть очищены, те грехи, которые известны — священными писаниями и возлиянием в сожжение.

228. Исповедью, раскаянием, подвигом и изучением грешный освобождается от вины, и, в случае невозможности другого способа — щедростью.

229. В соответствии с тем, насколько муж, который содеял зло, сам раскаивается в этом, ровно настолько он освобождается от вины, как змея от своей кожи.

230. В соответствии с тем, насколько его сердце отвергает злые дела, ровно настолько его тело* освобождается от вины.

231. Тот, кто совершил грех и раскаялся, свободен от этого греха, и он очищается даже мыслью: "Я не буду больше так делать. "

232. Рассмотрев в своем уме, какой итог восходит от его дел после смерти, пусть всегда будет добр в мыслях, речах и поступках.

233. Тот, кто, намеренно или ненамеренно, совершив порицаемый поступок, хочет освободиться от (вины) за него, не должен его совершать во второй раз.

234. Если его ум будет тревожиться в отношении какого-нибудь поступка, пусть повторит подвиг, пока полностью не удовлетворится (сознание).

235. Все блаженство Богов и людей вершители объявили тому, кому Веда — как откровение, берущему подвижничество за свой корень, подвижничество — как свою сердцевину и подвижничество — как вершину.

236. Знание является подвигом волхва, защита является подвигом князя, свои ежедневные обязанности — подвиг барина и служба — подвиг служивого.

237. Мудрые, сохраняющие самообладание и существующие фруктами, кореньями и воздухом, превосходят три мира с их движимым и неподвижным — единственно путем подвигов.

238. Врачевание, хорошее здоровье, знание и разные божественные состояния достигаются одним подвижничеством; так как подвиг является средством для их достижения.

239. Что только трудно для прохождения, что только трудно для получения, что только трудно для достижения, что только трудно для выполнения — все может свершиться подвижничеством, так как подвиг трудно превзойти.

240. Как те, кто совершил смертный грех (Махапатака), так и все другие преступники по-разному освобождаются от своей вины посредством хорошо исполненных подвигов.

241. Насекомые, змеи, мухи и пчелы, птицы и существа, лишенные подвижности, достигают небес силой подвига*.

242. Какой только грех ни совершит человек мыслями, словами и делами, — он быстро сжигается наказанием, если наказание хранится как единственное богатство.

243. Боги принимают приношение только того волхва, который очистил себя подвижничеством, и даруют ему все, чего б он ни пожелал.

244. Пращур, (Праджьапати), создал эти Положения одним своим подвижничеством. Решители таким же образом получили Веды — через свои подвиги.

245. Боги, определяя, что священное начало всего этого — из подвигов, так означили несравненную силу подвига:

246. Ежедневное изучение Веды, по возможности исполнение великих жертвоприношений; терпеливость быстро уничтожат любую вину, даже если она обусловлена смертным грехом.

247. Как огонь пожирает вмиг в своем ярком пламени топливо, положенное в него, точно так же тот, кто знает Веды, уничтожает всю вину огнем знания.

248. Итак, наказание за грехи были объяснены согласно закона; следующим узнай наказание за тайное.

249. Шестнадцать задержек дыхания (Пранаяма), сопровождаемые Вяхиртой (Вьяхртис) и слогом "Ум", очищают, если они повторяются ежедневно в течение месяца, убийцу ученого волхва*.

250. Даже пьющий Суру становится чистым, если он шепчет гимн Кутса*: "Отрази сиянием нашу вину, о, Огонь (Агни). . . "и т. д. , Весиша (Васиштха): "С гимнами Весиши (Васиштхас) поднимаются с зарей"*, Махитра*(гимн) и Щудхаватис*.

251. Даже тот, кто украл золото, мгновенно становится чистым от греха, если он только раз* прошепчет: "Кровный брат этого прекрасного древнего Охотаря (Хотри) - жреца"*, и Щивасамкалпа*.

252. Осквернитель ложа Гораздого (Гуру) освобождается (от греха), если он постоянно читает Хавишпантья*:" Ни тревоги, ни несчастья"*. . . , " Так, воистину так. . . "*, и шепчет гимн, обращенный к Прагше (Пуруше)*.

253. Тот, кто хочет искупить грехи, большие и малые, должен шептать в течение года Реч - стих:" Пусть нас минует твой гнев, о, Верна (Варуна)"*, или " Что было преступного здесь, о, Верна (Варуна). . . "

254. Тот муж, который, приняв подарки, которые не следовало принимать, или съев запретную пищу, шепчет таратсамандия (Реч (Рикас)*, становится чистым через три дня.

255. Но тот, кто совершил много грехов, становится чистым, если он в течение месяца читает обращения к Сну (Соме) и Рыдарю (Рудра)*, и три стиха:" Арьяман, Варуна, Митра. . . "*, пока омывается в реке.

256. Скорбящий преступник должен шептать семь стихов: "Индра. . . "* полгода; но тот, кто совершил какое-либо порочное действие в воде, должен существовать в течение месяца на пище, поданной в виде подаяния

257. Дваждырожденный муж отводит даже очень большую вину принесением сливочного масла со священными писаниями, принадлежащими Щакала - хомас*, или шептанием Реч (Рик); "Поклонение. . . "

258. Тот, кто запятнан смертным грехом, становится чистым, если , сосредоточась умом, он сопровождает коров в течение года, повторяю Павамвани* и существуя милостыней.

259. Или если, чистый, он трижды повторит Самхиту из Веды, в лесу, освященный тремя Парака*, он освобождается от всех преступлений, ведущих к утере сословия.

260. Но если постится в течение трех дней, омываясь трижды в день, и шепча Агхамаршана, он освобождается от всех грехов, ведущих к утере сословия.

261. Как жертвоприношение коня — царь среди жертвоприношений* — отводит все грехи, точно так Агхамаршана - гимн стирает любую вину.

262. Волхв, который хранит в памяти Реч - Веду, не пятнается виной, даже если бы разрушил эти три мира*, и если бы он съел чью угодно пищу.

263. Тот, кто со сосредоточенным умом читает трижды Рикшахита, Ячер - Веду (Яджьур - Веду)или Само - Веда* вместе со священными (Упанишадами)* полностью освобождается от всех грехов.

264. Как ком земли, упавший в большое озеро, быстро растворяется, точно так каждое греховное действие исчезает в трисоставной Веде.

265. Реч (Рикас), Ячер (Яджьус), отличные от других, разнообразные Само (Саман), следует знать — тройная Веда; тот, кто знает их — сведущ в Веде.

266. Изначальный трехбуквенный Бранитель (Слава)* является другой тройной Ведой, которая должна храниться в тайне; тот, кто знает это — сведущ в Ведах.

Глава XII

1. "О, безгрешный Единый, тобой был поведан полный Священный закон для четырех сословий; объясни нам , по правде, конечное воздаяние за дела".

2. Великим Решителям правдивый Бугор (Бхригу), отпрыск Пра - Мужа (Ману), ответил:"Слушайте решение, касающееся всех взаимосвязей этого с поступками

3. Действие, которое вырастает из ума, из речи и из тела, производит либо добрый, либо злой плод; действием вызваны условия существования людей: высшие, средние и низшие.

4. Знай, что ум является зачинателем всюду, даже в том, что связано с телом, имеющее три вида*, три местоположения* и подпадает под десятку глав*.

5. Желание собственности других, утаивание в сердце того, что нежелательно*, и приверженность к заблуждению* являются тремя видами умственной деятельности.

6. Оскорбление, ложь, принижение заслуг всех людей и празднословие должны быть четырьмя видами действий словами.

7. Взятие того, что не было дано, вреждение без разрешения закона* и поддерживание преступных связей с женой другого мужа считаются тремя видами действий тела.

8. (Человек) получает от доброй и злой мысли — в уме, слов — в своей речи, телесного — в своем теле.

9. Вследствие греховных поступков, совершенных своим телом, человек становится чем-нибудь неодушевленным*, вследствие совершенного речью — птицей или животным, и из-за умственного — низким сословием.

10. Тот муж зовется тридубинный (Тридандин)*, в чьем уме эта тройка: владение своей речью, владение своими мыслями и владение своим телом — крепко укоренилась.

11. Тот человек, который обладает этой трехсоставной властью (над собой) в отношении ко всем живым существам и полностью укротил злобу и желание, наверняка этим достигнет полного успеха*.

12. Того, кто побуждает эту Самость* к действию , называют Вкусознай ( Кшатраджьня)* (познающий поле); но того, кто совершает действия, мудрые зовут Быточмень*.

13. Другая внутренняя Самость, которая развивается всеми воплощенными Вкусознай (Кшетраджьняс) , называется Жива*, через которые он воспринимает все радости и печали в рождениях.

14. Эти двое: Великий Единый * и Вкусознай (Кшетраджьня)*, неразрывно связанные с составом, наполняют ее, пребывающую в разнообразных живых существах*.

15. От ее тела* распространяются бесчисленные образы*, которые постоянно побуждают разнообразные существа к действию.

16. Другое сильное тело, составленное из частиц пятерки, предназначенное испытывать мучения, рождается после смерти у злых людей.

17. Когда из-за этого тела испытывают здесь мучения, наложенные Ёмой (Ямой), объединяются — каждое согласно своему роду — как раз с тем местом (откуда вышли).

18. Она*, приняв мучения за свои ошибки, которые были вызваны привязанностью к предметам чувств, и плод которых — бедствие, приближается, незапятнанная, к тем двум* могучим.

19. Эти оба вместе неустанно взвешивают заслуги и вины этой (Души), в зависимости от чего она получает блаженство или горе, как в этом мире, так и в следующем.

20. Если, в основном, совершались добродетели, а порок лишь в малой степени, она получает блаженство на небесах, одетая теми самыми Сутями*.

21. Но если она в основном склонялась к пороку, и правды там было мало, она страдает, оставленная содержанием, — мучениями, наложенными Ёмой (Ямой).

22. В отдельную душу, претерпевшую мучения от Ёмы (Ямы), опять невидимо входят точно те же пять Сутей, каждая в должной пропорции.

23. Пусть, даже узнав посредством своего разума эти превращения отдельной души из-за заслуг и вин, навсегда устремит свое сердце на заслуги.

24. Знай, Сутьва, Существо (Сатва), Раж (Раджьас) и Тьма (Тамас) являются тремя свойствами Самости, которой Великий Единый наполняет всегда все существование.

25. Когда одно из этих свойств целиком преобладает в теле, тогда это делает воплощенную (душу) значительно выдающуюся этим свойством.

26. Существо, считается (имеет облик)знания, Тьма — невежества, Раж — любви и ненависти; такова природа этих, которые всеобъемлющи и присущи каждому созданию.

27. Когда испытывает в своей душе полное блаженство, глубокое спокойствие, и кристальную ясность, тогда знай — из этих трех, это — Сутьва, Существо (Сатва).

28. Что смешано с мучением и не дает удовлетворения душе, известно как Раж (Раджьас), который трудно победить , и который всегда влечет воплощение.

29. Что связано с заблуждением, имеет вид неразличимых глыб, что не может быть уточнено размышлением, что не может быть полностью узнано, следует считать Тьмой (Тамас).

30. Кроме того, я полностью опишу последствия, которые происходят от этих трех свойств: превосходного, среднего и нижайшего.

31. Изучение Вед, подвижничество, знание, чистота, самообладание, исполнение благих поступков и размышления о душе — знаки существенного свойства.

32. Удовлетворение предприимчивостью, желание крепости, совершение греховных поступков и постоянная подверженность чувственным удовольствиям — знаки свойства Ража.

33. Зависть, сонливость, малодушие, жестокость, неверие, тяга к злому образу жизни и обычай стремления к известности, нетерпение являются знаками свойства Тьмы.

34. Кроме того, узнай следующее описание трех свойств, каждый по порядку, как они являются втроем.

35. Когда сделав, делая или собираясь делать что-либо чувствуешь стыд, знаток должен понимать, что все это Тьма.

36. Но, когда жаждет дел большой славы в этом мире и не чувствует раскаяния при неудаче, знай , что это Раж.

37. Но то отмечено свойствами сущности, что он сам по себе хочет узнать, что он не стыдится исполнить и при котором радуется его душа.