ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПРАВА НА РЕЗУЛЬТАТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ)

Тема 56. Общие положения об интеллектуальной собственности

1. История развития права на результаты интеллектуальной деятельности. Особенности регулирования отношений, связанных с созданием, использованием и защитой результатов интеллектуальной деятельности в СССР.

Понятие интеллектуальной собственности как совокупности абсолютных прав личного и имущественного характера на результаты интеллектуальной деятельности. Интеллектуальная собственность как понятие условное.

Кодификация законодательства об интеллектуальной собственности в Республике Беларусь. Интеллектуальная собственность как самостоятельная подотрасль гражданского права.

2. Объекты интеллектуальной собственности. Объекты авторского права: произведения науки, литературы и искусства; исполнения, фонограммы, передачи организаций вещания. Объекты промышленной собственности: изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, топологии интегральных микросхем, нераскрытая информация, в том числе секреты производства (ноу-хау); средства индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, работ или услуг — фирменные наименования, товарные знаки (знаки обслуживания), наименования мест происхождения товаров. Право на защиту от недобросовестной конкуренции.

3.Система органов по охране интеллектуальной собственности: Всемирная Организация интеллектуальной собственности, Евразийская патентная организация, Государственный патентный комитет Республики Беларусь, Комитет по авторским и смежным правам Министерства юстиции Республики Беларусь.

4. Система законодательства Республики Беларусь об интеллектуальной собственности: национальное законодательство Республики Беларусь об авторском праве и смежных правах и о праве промышленной собственности; международные конвенции, договоры и соглашения об охране интеллектуальной собственности, к которым присоединилась Республика Беларусь.

Литература

1. Интеллектуальная собственность. Основные материалы: В 2-х частях. Перевод с английского /ГНТБ. – Новосибирск: ВО “Наука”, 1993.

2. Интеллектуальная собственность: (В 2 кн.). – Минск: Амалфея, 1997. – Кн. 1: Авторское право и смежные права /Сост. и коммент. И.В. Попова; Под ред. В.Ф. Чигира. – 1997. – 560 с.

3. Интеллектуальная собственность: (В 2 кн.). – Минск: Амалфея, 1997. – Кн. 2: Промышленная собственность /Сост. и коммент. В.Ф. Чигир. – 1997. – 623 с.

4. Белов В.В., Виталиев Г.В., Денисов Г.М. Интеллектуальная собственность. Законодательство и практика его применения: Учебное пособие. М.: Юрист, 1997.

5. Дозорцев В. На рынке идей // Закон. – 1993. – № 2. – С. 38-41.

6. Мартемьянов В. Экономика и реализация прав на объекты творческой деятельности // Закон. – 1994. – № 1. – С. 89-92.

7. Городов О. “Собственность” и “интеллектуальная собственность” // Интеллектуальная собственность. – 1994. – № 9, 10.

Задачи

1. В соответствии с действующим законодательством (ч. 2 п. 2 ст. 25 Закона Республики Беларусь от 11 августа 1998 г. “Об авторском праве и смежных правах”; ч. 3 ст. 6 Закона Республики Беларусь “О патентах на изобретения и полезные модели”) автору результата творческой деятельности или иному правообладателю, наряду с другими правами, принадлежит право запрещать всем другим лицам использовать произведение науки, литературы или искусства или запатентованное изобретение, полезную модель, промышленный образец.

Как именно правообладатель может запретить неправомерное использование другим лицом результата интеллектуальной деятельности?

2.К патентному поверенному обратился гражданин А. и сообщил, что он изобрел числовую игру, которая не имеет аналогов и принципиально отличается от известных игр такого рода. Игра увлекательна, освоить ее совсем несложно, поэтому она может стать популярной среди широкого круга пользователей.

А. спрашивает, возможно ли получить патент на такое изобретение? Если нет, то возможна ли охрана такого объекта, и какими средствами?

Тема 57. Авторское право и смежные права

1. Понятие авторского права. Принципы авторского права и его источники. Участие Республики Беларусь в международных конвенциях, соглашениях и договорах об охране авторских и смежных прав.

2. Понятие произведения как объекта авторского права. Признаки произведения. Виды охраняемых произведений.

3. Субъекты авторского права. Авторы, соавторы. Охрана произведений иностранных авторов. Наследники и иные правопреемники. Исключительное право юридического лица на использование произведения.

4. Сущность исключительной природы авторского права. Личные неимущественные и имущественные права авторов. Ограничение авторского права.

5. Срок действия авторского права.

6. Авторские договоры.

7. Смежные права и их охрана.

8. Коллективное управление имущественными правами авторов и субъектов смежных прав.

Литература.

1. Гаврилов Э.П. Советское авторское право. Основные положения. Тенденции развития. – М.: Наука, 1984.

2. Дозорцев В.А. Авторские дела в суде: Научно-практический комментарий. – М., 1985.

3. Интеллектуальная собственность: (В 2 кн.). – Минск: Амалфея, 1997. Кн. 1: Авторское право и смежные права /Сост. и коммент. И.В. Попова; Под ред. В.Ф. Чигира. – 1997. – 560 с.

4. Комментарий к Закону Российской Федерации “Об авторском праве и смежных правах” / Гаврилов Э.П. – М.: Спарк, Правовая культура, 1996.

5. Савельева И.В. Правовое регулирование отношений в сфере художественного творчества. – М.: Изд-во МГУ, 1986.

6. Сергеев А.П. Авторское право России. – СПб.: Изд-во СПб ун-та, 1994.

7. Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. – М.: Теис, 1996.

Задачи

1. Липкин, автор повести “Через две зимы”, опубликовал созданную им повесть в журнале “Слово”. Через некоторое время он узнал, что в местном театре с успехом идет пьеса автора Семашко под таким же названием. Ознакомившись с содержанием пьесы, Липкин пришел к выводу, что пьеса написана по его повести. Он обратился к Семашко и театру с предложением восстановить его права и выплатить вознаграждение за использование повести.

На предложение Липкина были выдвинуты следующие возражения. Во-первых, согласие автора на использование опубликованного произведения для создания нового не требуется. Во-вторых, поскольку договор с Липкиным заключен не был, он не имеет права на вознаграждение за переработку его произведения.