Решите спор.

Задачи

Задачи

Решите спор.

6. По договору с мебельной фабрикой завод металлоизделий осуществил гальваническую обработку фурнитуры. Заказчик отказался от приемки работ, поскольку по его сведениям исполнитель применил не самую современную технологию, о которой заказчику известно из опыта сотрудничества с электроламповым заводом.

Обоснованны ли претензии заказчика?

7. Аграрно-технический университет заключил с колхозом договор на оснащение ремонтных мастерских новым технологическим оборудованием. При производстве расчета колхоз выяснил, что в смету университета была включена не только стоимость оборудования, но и затраты на опытно-конструкторские работы, связанные с его разработкой. Колхоз отказался возместить эти затраты, поскольку университет оснастил уже аналогичным оборудованием более десяти хозяйств до заключения с ним договора.

Правомерен ли отказ?

Тема 40. Возмездное оказание услуг

1. Понятие и предмет договора возмездного оказания услуг.

2. Права и обязанности сторон в договоре.

Литература

1. Брагинский М.И. Договор подряда и подобные ему договоры. – М., 1999.

2. Кротов М.В. Обязательство по оказанию услуг в советском гражданском праве. – Л., 1990.

3. Шешенин Е.Д. Общие проблемы обязательств по оказанию услуг // Вестник Московского университета. Серия II. Право. – 1983. – № 1.

1. А. купил туристическую путевку, однако за 10 дней до отъезда тяжело заболел, о чем немедленно сообщил в туристическое бюро.

В правилах обслуживания клиентов было записано: “При возвращении путевки за три недели до отъезда клиент оплачивает 50% стоимости, в течение предпоследней недели до отъезда – 80%, при более позднем возврате оплачивает полную стоимость”.

а) Какую сумму обязан уплатить А.?

б) Какие действия он обязан предпринять, чтобы избежать частичной оплаты стоимости путевки?

в) Что изменилось бы, если бы после возврата путевки ее приобрел В.?

2. Две семейные пары заказали на время отпуска поездку на взморье, где должны были размещаться в двух двухкомнатных номерах. По прибытию к месту отдыха они увидели, что один из номеров занят и они были вынуждены жить в одном трехкомнатном номере. По окончании отпуска клиенты потребовали у туристического бюро Р. возврата уплаченных денег. Р. отказался и при этом сослался на свои правила обслуживания, где указывалось, что все требования не подлежат удовлетворению, если они не заявлены на месте. Клиенты указали, что они обращались за помощью к администрации пансионата, но им указали, что все вопросы необходимо решить с представителем турбюро. Однако было установлено, что ответственный за поездку от турбюро был в пансионате всего два раза не более 15 минут и то, когда отдыхающие находились на пляже.

Разрешите спор.

3. Домохозяйка Н. решила продать принадлежащий ей антикварный шкаф. Для этого она поместила соответствующее объявление в ежедневную газету, за что уплатила 750 руб Объявление было напечатано не в субботу, как было согласовано, а в следующий вторник. Кроме того, в указанном номере телефона была допущена ошибка, в результате чего никто продавцу не позвонил.

Какие права имеет Н.?

4. А. обратился со своей правовой проблемой к адвокату Р., который, познакомившись с материалами дела, посоветовал оформить исковое заявление в суд. Процесс однако был проигран, так как Верховный суд за два года до этого дал разъяснения по аналогичному делу, опубликованное в журнале “Вестник Верховного Суда”, о чем адвокат Р. не знал. Р. направил А. требование об оплате гонорара в сумме 5 тыс. рублей. Судебные издержки, которые должен оплатить А., в целом составили 10 тыс. рублей.

Какие отношения возникают между А. и Р.?

5. А. заключил договор с профессорским стоматологическим центром на протезирование зубов пострадавшей в автомобильной катастрофе дочери. В центр он обратился по рекомендации Б., который сам недавно протезировал здесь зубы у профессора С., поэтому в договоре было указано, что лечение дочери А. будет осуществлять профессор С. Поскольку профессор С. был чрезвычайно занят в связи с большим количеством заказов, то лечение 12-летней дочери А. осуществил его ассистент Д. Когда А. узнал об этом, то отказался оплачивать стоимость оказанной услуги.

Обязан ли А. оплатить выставленный центром счет?

6. В связи с предполагаемой приватизацией гостиницы И. министерство, реализующее по отношению к гостинице функции собственника, дало указание дирекции осуществить аудиторскую проверку финансово-хозяйственной деятельности. Директор гостиницы пригласил представителя аудиторской организации В., чтобы тот рассчитал примерную стоимость услуги. В. прислал приблизительный расчет стоимости услуги, которая будет составлять 100 тыс. рублей. После этого был заключен договор на оказание аудиторских услуг, в установленный срок было подготовлено аудиторское заключение и выставлен счет в сумме 160 тыс. рублей. В ответ на возражение директора гостиницы И. представитель В. пояснил, что услуга потребовала больших затрат времени, чем предварительно предполагалось. Кроме того, в окончательную сумму включена стоимость составления предварительной сметы – 10 тыс. рублей.

Должна ли И. уплатить требуемую сумму — 160 тыс. рублей?

Что изменилось бы, если бы В. уже в ходе оказания услуги сообщил И., что вследствие непредвиденных трудностей из-за запущенности бухгалтерского учета общая стоимость услуги составит 160 тыс. рублей?

7. А. Обратился в ветеринарную станцию с тем, чтобы сделать прививку его породистой собаке. Когда на квартиру А. прибыл ветеринарный врач, хозяин был на работе, а дома оставался его 12-летний сын, который присматривал также за собакой соседа С. Ветеринар сделал прививки обоим животным.

Вправе ли ветеринарная станция потребовать оплаты дополнительно оказанной услуги? С кого?

Вариант. По решению местного органа власти все владельцы домашних животных обязаны сделать для них прививки.

8. Ф. за совершение мошенничества привлекается к уголовной ответственности. Несмотря на полное отсутствие средств, он хотел бы, чтобы его защищал очень известный адвокат В. В. дал свое согласие на участие в деле после того, как мать Ф. пообещала в устной форме выплатить причитающееся защитнику вознаграждение?

С кого В. может потребовать уплаты гонорара?

Тема 41. Перевозка. Транспортная экспедиция

1. Виды перевозок и их правовое регулирование.

2. Понятие и виды договоров перевозки грузов. Стороны, предмет его. Заключение договора перевозки грузов, его форма. Правовое получение грузополучателя.

3. Права и обязанности грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика в обязательстве по перевозке грузов.

4. Ответственность по договору перевозки грузов.

5. Особенности перевозки грузов в прямом смешанном сообщении.

6. Договор перевозки пассажиров и багажа.

7. Претензии и иски по перевозкам.

Литература

1. Бурса Н.П., Ляндрес В.Б. Претензии и иски к транспортным организациям. – М., 1985.

2. Романович А.Н. Транспортные правоотношения. – Минск, 1984.

3. Смирнов В.Т. Грузовые перевозки в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении. – М., 1981.

4. Хаскельберг Б.Л. Ответственность железных дорог за несохранность груза. – М., 1966.

5. Ярошенко К.Б. Права и обязанности пассажиров. – М., 1986.

1. Отделение железной дороги предъявило иск к колхозу о взыскании штрафа за непредъявление груза — прессованной соломы к перевозке. Иск был мотивирован тем, что ответчику были выделены вагоны для погрузки груза в течение месяца, но колхоз не использовал их ввиду отсутствия груза, за что обязан нести ответственность.

Председатель колхоза просил в иске отказать, поскольку, как он пояснил, прессованная солома была скирдирована на станции для отправления, однако грузить ее в вагоны было нельзя, поскольку шпагат, которым были перевязаны тюки соломы, изъеден грызунами.

Хозяйственный суд, рассматривавший спор, отказал в иске со ссылкой на то, что непредъявление груза для перевозки вызвано явлениями стихийного характера.

Имеются ли основания к отмене решения?

2.Предприятие обратилось в хозяйственный суд с иском к отделению железной дороги о взыскании штрафа за недоподачу платформ под погрузку.

Возражая против иска, ответчик сослался на то, что у истца-грузоотправителя в третьей декаде месяца, в течение которой не подавались вагоны, отсутствовали средства для расчетов с железной дорогой за перевозку и это отражено в учетной карточке в качестве причины неподачи вагонов.

Следовательно, по мнению отделения дороги, ответственность должна быть возложена на грузоотправителя, а не на перевозчика.

Как должен быть решен спор?

3.Автопредприятие обратилось с иском к заводу о взыскании штрафа за непредъявление груза к перевозке в полном объеме в обусловленном месяце. Ответчик просил в иске отказать, поскольку в этом месяце имела место авария на заводе, в результате которой на трое суток было прекращено производство продукции, что подтверждено документально. Именно в этой части груз не был предъявлен к перевозке.

Автопредприятие настаивало на удовлетворении иска, ибо, как оно полагает, авария на предприятии может исключить ответственность только тогда, когда она произошла случайно или по вине третьих лиц, а это обстоятельство заводом не доказано.

4.База обратилась с иском к Белорусской железной дороге и консервному заводу со взыскании стоимости недостающих, а также разбитых банок с овощными консервами. Коммерческим актом, составленным на станции назначения, установлены следующие обстоятельства. При выгрузке из вагона обнаружена недостача банок в количестве 30 штук и 90 банок разбито, их содержимое вытекло На станцию назначения груз прибыл в исправном вагоне, без перегрузки в пути следования, с исправной пломбой перевозчика, которой на промежуточной станции была заменена обнаруженная на вагоне поврежденная пломба грузоотправителя. Коммерческим актом, составленным на промежуточной станции, установлено, что погруженный грузоотправителем груз не был в установленном порядке закреплен от сдвигов в вагоне, погрузка произведена неправильно, в 8-9 ярусов, поврежденные коробки с разбитыми банками находились в нижних ярусах, в разных местах вагона.

На кого следует возложить ответственность за недостачу и повреждение банок с консервами?

5.Гомельское предприятие по изготовлению швейных изделий обратилась с иском к Белорусской железной дороге и камвольному предприятию о взыскании стоимости недостающей ткани.

При рассмотрении спора в хозяйственном суде установлено следующее. Ткань в адрес получателя согласно накладной должна быть отправлена в сборном вагоне, но при сортировке его на станции Жлобин при наличии накладной на указанный груз его в этом вагоне не оказалось, что нашло отражение в коммерческом акте. Вагон на станцию сортировки прибыл в исправном состоянии, за исправными пломбами грузоотправителя. Через некоторое время на станции Гомель в вагоне другой нумерации обнаружен груз (ткань) без документов. Железнодорожная маркировка соответствует накладной, по которой груза на станции Жлобин не оказалось. В вагоне, прибывшем в Гомель обнаружено 11 кип ткани, недостача составила две кипы, стоимость которых просит взыскать истец. Коммерческий акт на недостающий груз выдан получателю вместе с 11 кипами ткани.

На кого должна быть возложена ответственность за недостачу? Какие обстоятельства нужно выяснить для решения спора?

6. Предприятие предъявило иск к Белорусской железной дороге и заводу о взыскании недостающих и поврежденных ребристых труб. Недостача 10 труб и повреждение 20 труб обнаружены на станции назначения при выдаче груза получателю. Коммерческим актом удостоверено, что груз был погружен на открытом подвижном составе не до полной вместимости транспортного средства, трубы загружены плотно без следов изъятия. Поврежденные же трубы находились в нижних ярусах, высота прокладки в ряде мест ниже уровня хребтовой балки пола вагона, что не обеспечивало сохранность груза при транспортировке.