Порядок работы с литературой

Прежде чем начинать работу с литературой, необходимо организовать свое рабочее место (отсутствие лишних предметов, правильное освещение, набор необходимых инструментов и т. д.).

Следует отметить, что технология любой научной работы, в том числе и проработка литературы, почти во всех случаях индивидуальна. Каждый человек вырабатывает в соответствии со своими способностями и привычками свои способы изучения литературы. Однако имеются и некоторые общие ме­тоды работы с литературой. На них мы и остановимся.

Во-первых, каждый текст следует прочитать два раза. Первый раз следует материал прочитать бегло или просто просмотреть. Это нужно для того, чтобы получить общее представление об изучаемом материале, его объеме, структуре, стиле изложения. Кроме этого первое прочтение позволяет выде­лить из текста знакомые и незнакомые положения, понятные и непонятные места, оценить трудность предстоящей работы.

Второй раз следует читать материал вдумчиво, и внимательно осмысливая его суть. Целесообразно записывать наиболее важные положения в конспект. Предлагаемый алгоритм работы с литературой, применим к работе с учебником, монографией, статьей.

Общее изучение вопроса целесообразно начинать с учебника, если материал совсем незнаком, или с какой-нибудь монографии по избранной теме. Дальнейший подбор литературы следует начинать с просмотра библиографии в изученном учебнике, монографии, статье. После этого следует просмотреть журналы за несколько лет и отыскать статьи по интересующей тематике. Целесообразно воспользоваться систематическим каталогом статей и осуществить просмотр статей за год, список которых публикуется, как правило, в последнем журнале за год.

Уже на этой стадии работы следует выработать у себя привычку систематического просмотра текущих изданий. Необходимо периодически просматривать реферативные журналы по данной теме. Именно такой подход к изучению литературы позволит сократить время работы и не заниматься уже изученными вопросами.

 

Работа с научной литературой - основная часть подготовительного этапа работы над магистерской диссертацией. При сборе материала следует ориентироваться на то, что диссертация - квалификационная работа и, следовательно, основным ее содержанием должны быть новые научные факты, связи, гипотезы. Сбор материалов, как в целом все исследование, призван работать на новизну.

Студент должен четко уяснить, каков характер его будущего исследования: преимущественно теоретический или преимущественно прикладной. Это позволит расставить акценты при сборе материалов. В работе прикладного характера не стоит задача по разработке аргументированной теории изучаемого вопроса, поскольку он может исходить из какой-либо устоявшейся теоретической платформы и лишь в ходе обобщения практики уточнять некоторые ее положения. В этом случае сбор материалов по теории вопроса ограничивается вы­яснением наиболее важных точек зрения с системой привязанных к ним доказа­тельств, что предполагает сужение круга привлекаемых источников. В другом случае, если в диссертации стоит задача разработки теории вопроса или обоснования и более основательно аргументирования одной из существующих позиций, то предполагается иной подход к сбору теоретической информации и использо­вание более широкого круга источников.

Работа над диссертацией разделяется на части в соответствии с проблемами, по которым идет сбор материала: анализ, теория, эксперимент, практика. При этом необходимо соблюдение следующих принципов.

Первый принцип - это целенаправленность сбора материала,которая может усилить ориентация магистранта на наполнение защищаемых им положений и выводов в диссертационной работе с учетом, как уже отмечалось, характера результатов. Следующий принцип - отбор материала- вытекает из понимания диссертации как синтеза теоретической и прикладной частей. Теория должна иметь продолжение в практике, а практика - теоретическое обоснование. И, наконец, принцип достоверности.

Последовательность работы над темой диссертации в общем виде представлена на рис.4.

 

Рис. 4. Логическая последовательность информационного поиска по теме диссертации

Освещение состояния вопроса исследований заканчивается краткими выводами. Перечисляется круг проблемных вопросов и задач, которые необходимо исследовать в диссертационной работе.

Логическим центром работы над научной литературой является основная проблема диссертации. Проблема - это как бы логический узловой пункт темы, задающий ракурс ее рассмотрения; она является основной, стержневой для всей работы (рис. 4). Анализ источников впоследствии войдет в раздел введения диссертации под названием «Степень разработанности проблемы». Под таким углом зрения и следует заниматься изучением литературы по теме. Полученная из литературы информация служит основанием постановки проблемы.

Обращение к литературе, ее подбор, логика и последовательность работы над ней определяются спецификой проблемы, а четкость и эффективность ваших усилий зависят от четкости и логической правильности постановки проблемы (см. рис. 4).

Поставленная проблема должна быть отражена в формулировке цели исследования во введении к диссертации. В свою очередь, цель определяет тактику исследования - последовательность конкретных шагов (исследовательских задач), посредством которых проблема может быть решена. Вариант решения проблемы, составляющий само содержание диссертации, первоначально кристаллизуется в виде основной гипотезы исследования. Это - пробное решение, которое необходимо проверить и доказательно обосновать в тексте диссертации. Этой задаче, в конечном счете, и служит работа с литературой.

Добросовестный исследователь создает своеобразный банк данных по своей научной работе, при этом одни, читая статьи, монографии и т. д., делают выписки типа конспектов, другие практически переписывают те или иные работы, а третьи - выписывают лишь цитаты. Сколько исследователей - столько и методов. Но нужно выбрать такой метод обработки информации, который лучше всего соответствует вашим индивидуальным особенностям, темпу мышления, объему памяти, широте ассоциативных связей.

Изучение материала нужно начинать с наиболее фундаментальных работ, в которых данная тема освещается в контексте общей парадигмы науки, и двигаться дальше в направлении от общего к частному, от базисных положений - к более конкретным. Целесообразно обращаться к источникам, авторы которых обладают максимальным научным авторитетом в данной области. Ориентация на научный авторитет - это хороший способ отделения досто­верной информации от менее достоверной.

Однако работа с авторитетными источниками может вызвать неосознанное желание прямого заимствования материала. Задача магистранта - найти самостоятельную позицию, которая опиралась бы на все лучшее, что можно почерпнуть из авторитетных источников.