Актуальность темы исследования

 

С точки зрения актуальности исследования, представленные в магистерской диссертации можно квалифицировать следующим образом:

а) Высокоактуальные исследования. Существует остро выраженная потребность в решении проблемы. Проблема в науке или в производстве не разработана, не решена или разработана очень слабо. Имеются отдельные публикации на эту тему. Решение может положительно повлиять на многие стороны практики. Проработка соответствующих (по теме диссертации) теоретических положений может существенно изменить сложившиеся представления по основным вопросам проблемы, открыть новые направления прикладных исследований.

б) Актуальные исследования. Практическая потребность в решении проблемы достаточно выражена. Проблема в науке или производстве слабо разработана. Имеются противоречивые подходы. Решение проблемы положительно скажется на различных сторонах практики. Разработка темы может дополнить представления по ряду теоретических вопросов (в рамках темы диссертации). Открываются новые перспективы для прикладных исследований.

в) Малоактуальные исследования. Практическая потребность в разработке темы незначительная. В целом проблема изучена удовлетворительно, хотя отдельные вопросы не решены. Имеются опубликованные работы, раскрывающие данный вопрос, проблему. Разработка темы может конкретизировать некоторый относительно не­большой круг теоретических положений.

г) Неактуальные исследования. Для практики проблема не значима. В исследовании подобного рода нет необходимости, так как имеется множество теоретических и прикладных работ, удовлетворительно решающих эту проблему. Изучение данной темы, проблемы ничего не изменит в теории. Полученные данные в основном дублируют существующие теоретические представления без каких-либо их уточнений и дополнений.

Существуют различные варианты определения актуальной проблемы исследования в магистерской диссертации. Наиболее распространенным является следующий:

1. Излагается характеристика состояния теории исследуемого объекта;

2. Учитывая запросы практики к теории, дается характеристика «белых пятен» (нерешенных и требующих решения вопросов) в ней;

3. В заключение приводится, если это возможно, краткая совокупная характеристика выявленной проблемы.

Актуальность темы диссертационного исследования является одним из основных критериев при его экспертизе и означает, что поставленные в диссертации по выбранной теме задачи, требуют скорейшего решения для практики или соответствующей отрасли науки. Актуальность темы раскрывается как актуальность объекта исследования и предмета исследования диссертации.

Актуальность объекта исследования диссертации не должна вызывать сомнения у специалистов и быть очевидна. В чем выражается очевидность? Она состоит в том, что специалист действительно осознает наличие проблемы по теме работы в исследуемой области знаний данной отрасли науки. Например, невозможно на данном уровне развития теории что-то объяснить, или невозможно на существующей экспериментальной базе в отрасли что-то измерить с требуемой точностью, или данные эксперименты не соответствуют пониманию процесса, или очень дорого обходится производство данного продукта, существенно отстает качество при существующей технологии, не используются резервы, существует потребность в автоматизации и т. д.

При обосновании актуальности, как ни при какой другой категории диссертационного исследования, от диссертанта и его научного руководителя требуется целостное представление о развитии конкретной отрасли науки и направлении, представляющем данную отрасль науки. Целостность достигается систематизацией объекта исследования, составлением классификаций, характеризующих направление научного исследования. Классификация позволяет в целом изложить понимание направления развития и более подробно остановиться на той области, где находится предмет исследования диссертанта, который формулируется как тема работы.

При этом необходимо обратить внимание соискателя на тот недостаток, что часто обосновывается актуальность только направления исследования как целой отрасли науки и не приводится обоснование конкретно выбранной соискателем темы.

При доказательстве актуальности исследований можно выделить следующие ее аспекты [8] :

· важность задачи (проблемы), решаемой в диссертации, для теории и практики соответствующей отрасли науки и техники;

· направленность на решение ключевых проблем и важнейших задач разработки новых объектов, на выполнение целевых и комплексных программ и т.д.;

· обобщение опыта, учет перспектив развития, влияния на задачи (проблемы) различных факторов (технических, экономических и т.д.).

Соискатель часто не останавливается на актуальности предмета исследования диссертации – новом знании об объекте исследования. Новое знание, получаемое диссертантом, сам подход решения задачи (проблемы), пути достижения результата, метод исследования могут представлять значительный интерес, иногда не только для отдельной отрасли знания, но и для науки в целом.

Следует отметить, что иногда тема диссертации может показаться на первый взгляд неактуальной вследствие отсутствия должного ее обоснования, особенно постороннему взгляду, например, члену диссертационного совета, не занимающемуся проблемами по теме диссертации соискателя, что, в конечном итоге, может отразиться на результатах защиты. Поэтому актуальность диссертации должна быть наглядно показана.

Актуализация темы, прежде всего, предполагает ее увязку с важными научными и прикладными задачами. В сжатом изложении показывается, какие задачи стоят перед теорией и практикой научной дисциплины в аспекте выбранной темы исследования при конкретных условиях; что сделано предшественниками (в общем, конспективном изложении) и что предстоит сделать в данном диссертационном исследовании.

На этом этапе исследования темы формулируется противоречие - важная логическая форма развития познания как взаимодействия между взаимоисключающими, но при этом взаимообусловливающими и взаимопроникающими противоположностями внутри единого объекта и его состояний. Противоречие может выражаться в несовместимости или взаимном исключении двух понятий относительно одного объекта, например, между корпускуляр­ной теорией строения вещества и волновыми свойствами поведения элемен­тарных частиц, которое было разрешено созданием квантовой механики. Противоречие может состоять в различном понимании и объяснении физики протекания процесса, в точках зрения о зависимости или не зависимости каких-то величин от таких-то факторов. В менее «строгом» смысле противоречие проявляется как несогласованность, несоответствие между какими-либо противоположностями, но обязательно относительно одного объекта исследования. Это выражается, прежде всего, в необходимости научного подхода в изменяющихся условиях к практическим задачам в сложных системах различного рода, решение которых до настоящего момента никем не было получено.

На основе выявленного противоречия формулируется проблема (задача) диссертационного исследования.

Проблемав научном смысле- это объективно возникающий в ходе развития познания вопрос или комплекс вопросов, решение которых имеет практический или теоретический интерес. Она выступает как осознание, констатация недостаточности достигнутого к данному моменту уровня знаний, что является следствием новых фактов, связей, законов, обнаружения логических изъянов существующих теорий, либо следствием появления новых запросов практики, которые требуют выхода за пределы уже полученных знаний.

Таким образом, проблема (задача) диссертационного исследования логически вытекает из установленного противоречия с точным вычленением того, что имеет отношение к науке, переведено в плоскость науки и сформулировано на языке науки. Сказанное поясняется схемой, приведенной ниже.

Актуальность темы диссертации обосновывается в научноми в прикладномзначениях (рис.1).

Актуальность в научном аспекте означает:

· задачи фундаментальных наук требуют разработки данной темы для объяснения новых фактов;

· уточнение, развитие и разрешение проблемы диссертации возможны и остро необходимы в современных условиях;

· теоретические положения диссертации позволят снять существующие разногласия в понимании процесса или явления;

· гипотезы и закономерности, выдвинутые в диссертационной работе, позволяют обобщить известные ранее и полученные соискателем эм­пирические данные, предсказать протекание явлений и процессов.

 

 

Рис. 1. Логическая схема обоснования актуальности исследований

 

Актуальность темы в прикладном аспекте означает:

· задачи прикладных исследований требуют разработки вопросов по данной теме;

· существует настоятельная потребность решения задач диссертации для нужд общества, практики и производства;

· диссертация по данной теме существенно повышает качество разработок творческих и научных коллективов в определенной отрасли знаний;

· новые знания, полученные в диссертационной работе, способствуют повышению квалификации кадров или могут войти в учебные про­граммы обучения студентов (слушателей).