Введение

Сидоркина И.Г.Мясников, В.И.

С Написание магистерской диссертации по направлению подготовки «Информатика и вычислительная техника». Методические указания /И.Г.Сидоркина, В.И.Мясников. – Йошкар-Ола: МарГТУ, 2012. – 75 с.

ISBN 5-8158-0382-0

 

 

Приведены необходимые сведения по выбору темы магистерской диссертации, формулировке объекта и предмета исследования, цели и задачи, определение новизны; представлены задачи и методика эксперимента, обработка научной информации.

Для магистрантов направления подготовки 230100 "Информатика и вычислительная техника", магистерской программы «Микропроцессорные (встраиваемые) системы.

 

УДК 681.3

ББК 32.97

 

ISBN 5-8158-0382-0 Ó Марийский государственный

технический университет, 2012

 


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение. 3

1. Наука и диссертационные исследования. 5

1.1. Тема диссертационного исследования. 7

1.2. Актуальность темы исследования. 10

1.3. Постановка задачи исследований и выбор наименования диссертации 15

1.4. Объект и предмет исследований. 17

1.5. Цели и задачи теоретического исследования. 20

1.6. Научная новизна диссертационного исследования. 25

2. Математические методы в исследованиях. 28

2.1. Процесс разработки модели. 30

2.2. Аналитические и имитационные модели. 32

3. Задачи эксперимента. 33

3.1. Методика эксперимента. 36

3.2. Компьютерный эксперимент.. 36

4. Обработка научной информации. 39

4.1. Отчет о НИР. 42

4.2. Работа с научной литературой. 43

4.3. Отчет о научных исследованиях. 49

4.4. Статья, доклад. 55

4.5. Работа с текстом диссертации. 58

4.6. Работа со списком литературы и другими источниками диссертационных исследований 66

4.7. Оформление приложений. 70

4.8. Доклад результатов диссертационной работы.. 71

5. Структура и график работы над магистерской диссертацией 72

Список литературы.. 75

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 76

 

 


Магистратура сегодня – важнейший элемент системы непрерывного образования, необходимого человеку в условиях постоянно меняющейся действительности. «В повседневной работе возникают проблемы, для решения которых не хватает имеющихся знаний, и люди снова идут учиться, выбирая или магистратуру, или программы профессиональной переподготовки, или повышение квалификации» (директор департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России Игорь Реморенко).

Магистратура - это второй уровень двухуровневой системы высшего образования («4+2»), созданной в процессе реформирования российской образовательной системы. Подготовка бакалавров предполагает получение общих знаний и навыков, которые углубляются по специализации магистерских программ. Обучение в магистратуре дает возможность получения знаний по направлению, которое может кардинально отличаться от направления подготовки, полученного в бакалавриате/специалитете. Студенты получают навыки исследовательской и преподавательской работы, умеют систематизировать и обобщать информацию". Развитие интегрированных компетенций, то есть способности принимать решения, брать на себя ответственность, проводить анализ, осуществлять коммуникативные функции лежит в основе подготовки магистров. Подготовка специалистов, работающих в сфере информационных технологий, магистров по направлению «Информатика и вычислительная техника» для предприятий является сегодня важной и необходимой задачей. Возможность сменить профессию после обучения в магистратуре или реализовать себя в смежной отрасли, обеспечивает адаптивность к рынку труда.

Индустрия встраиваемых компьютерных технологий переживает сегодня период глубоких перемен, связанных с активным внедрением новых процессоров, новых системных архитектур и современных интерфейсных технологий. Эти перемены уже привели к хорошо заметным подвижкам на всех целевых рынках компьютерной техники, включая оборонный и аэрокосмический.

Магистерская программа «Микропроцессорные (встраиваемые) системы» по направлению «Информатика и вычислительная техника» имеет своей целью подготовку высококвалифицированных специалистов научно-технической, производственной сферы, руководящих сотрудников ИТ - компаний, коммерческих и некоммерческих ИТ- ориентированных учреждений и организаций, в том числе международных, обладающих международным уровнем профессиональной конкурентоспособности в области использования и разработки, поддержки информационных технологий и защиты информации. Компетенции учащихся для работы по направлению включают:

- умение применять перспективные методы исследования и решения профессиональных задач на основе знания мировых тенденций развития средств вычислительной техники и информационных технологий;

- на основе знания педагогических приемов принимать непосредственное участие в учебной работе кафедр и других учебных подразделений по профилю направления "Информатика и вычислительная техника";

- разрабатывать и реализовывать планы информатизации предприятий и их подразделений на основе Web- и CALS-технологий

- формировать технические задания и участвовать в разработке аппаратных и/или программных средств современной вычислительной техники;

- выбирать методы и разрабатывать алгоритмы решения задач управления и проектирования объектов автоматизации;

- применять современные технологии разработки программных комплексов с использованием CASE-средств, контролировать качество разрабатываемых программных продуктов;

- организовывать работу и руководить коллективами разработчиков аппаратных и/или программных средств информационных и автоматизированных встраиваемых систем.

Магистерская диссертация является самостоятельным научным исследованием, выполняемым под руководством научного руководителя (для работ, выполняемых на стыке направлений, - с привлечением одного или двух научных консультантов). Магистерская диссертация представляет собой отчет об изучении студентом конкретной задачи с целью построения ее решения.

Каждый студент имеет возможность выбрать такую тему диссертации, которая будет наиболее полезна для его профессиональной деятельности. В групповых проектах происходит естественное разделение труда с учетом личных предпочтений.

В диссертации излагаются результаты самостоятельного научного исследования по теме, соответствующей современному состоянию науки. Так как магистерская диссертация обладает признаками, присущими диссертационным работам вообще, то представленная к защите работа должна включать исходные предпосылки научного исследования, описание его выполнения и полученные результаты. В соответствии сказанному, содержание магистерской диссертации отражает следующие моменты:

- тема исследований;

- актуальность темы исследования;

- цели и задачи исследований;

- объект и предмет исследований;

- научная новизна и значимость результатов;

- методы исследований;

- достоверность полученных результатов;

- практическая значимость;

- самостоятельность подхода к раскрытию темы;

- наличие собственной точки зрения;

- умение пользоваться методами научного исследования;

- степень обоснованности выводов и рекомендаций.

Сформулируем основные требования к содержанию вышеперечисленных составляющих магистерской диссертации.

При определении темы исследований необходимо помнить, что магистерские программы ориентированы на рынок труда и на тесное сотрудничество с работодателями.