Качества и свойства композиции.
Целостность формы. Любая композиция может быть рассмотрена как определённая система, которая основывается на взаимозависимости главных и менее «весомых» элементов. Целостность формы достигается совокупность многих приёмов композиции.
Композиционное равновесие. В плоскостных композициях центром равновесия обычно становится оптический центр картины. В этом случае совпадение этого центра с центром композиции или центром масс композиции ( или местом сосредоточения базовых, весомых связей между элементами композиции), даёт идеально уравновешенную структуру.
Симметриейназывают свойство композиции, которое становится очевидным при условии абсолютной идентичности элементов композиции относительно центра или оси симметрии. Акцентирование центра или оси симметрии позволяет получить более характерную структуру.
Асимметрия. Идентичность симметрии заменяется в асимметрии равновесием. В этом отношении центром равновесия часто служит оптический центр картины. Например, при наличии основного элемента композиции (основной массы, доминанты), расположенного явно асимметрично по отношению к осям симметрии картины, возникает необходимость зрительно уравновесить его второстепенными (ведомыми) элементами композиции. Это достигается такими свойствами композиции, как нюанс или контраст, тональная или цветовая насыщенность.
Статика.Подчёркнуто выраженное состояние покоя, незыблемости формы во всей её структуре, в самой геометрической основе. Анализ явно статичных структур может привести к выводу, что ощущение статичности вызвано чётким равновесием движений линий и масс, составляющих структуру композиции.
Динамика. Ощущение движения, заданное в композиции многими приёмами. Если сравнить идеально статичную плоскую фигуру квадрат с прямоугольником, то становится очевидной динамичность (сравнительная) прямоугольника. Это ощущение появляется благодаря чёткому преобладанию одного размера над другим, т.е. развитие одной из составляющих формы – горизонтали.
Но собственно движения ещё нет, так как нет заданности направления движения. Такую направленность может задать внесение в композицию акцента (например, контраста) либо иное развитие элементов композиции.
Пример, приведенный Ю.С.Сомовым в книге «Композиция в технике» для пояснения понятия динамика никак не противоречит вышеприведенному примеру. Однако следует заметить, что злоупотребление «односторонней направленностью формы» может стать ограничивающим, так как не касается центробежного (или центростремительного) развития формы, винтового или спирального.
Верность закономерности «развитие-направление» можно подтвердить следующим примером.
А б в
На рисунке А направление задано, но в доминирующем элементе отсутствует развитие формы, преобладание характеристик. На рисунке Б форма развивается по оси направления, но ведомый элемент зрительно останавливает движение. На рисунке В все элементы подчинены развитию формы с чётко заданным направлением.
Контраст.Противопоставление, борьба разных начал в композиции.
Грамотно организованный контраст обостряет композицию, вызывает ощущение внутреннего напряжения, что позволяет достичь достаточно выразительного результата.
Существует несколько видов контраста:
- пластичный (по характеру формообразующих линий);
- размерный (большое и малое);
- цветовой (тональный);
- структурный (простое и сложное, организованное или хаотичное);
- контраст направленности;
- тектоничный (тяжёлое - лёгкое).
Важным условием контраста является резкое противопоставление. В случае, когда между контрастными элементами существуют переходные, нивелирующие элементы, контраст перестаёт существовать.
Нюансопределяет область чисто художественного осмысления форм. Контраст в чистом виде не даёт гармонии в композиции, так как по своей сути является диссонансом. Гармония обусловлена более тонкой проработкой структуры композиции.
Метрический повтор – последовательное повторение элементов или групп элементов композиции. Активно применяется для создания комбинаторных и орнаментальных композиций.
Ритм – последовательное периодическое изменение элемента или групп элементов ( любых характеристик композиции ). Ритм существует в закономерном изменении порядка.
Пропорции и пропорционирование. (Лат. – соразмерность.) Соподчинение количественных параметров композиции.
Известно большое количество канонов. Некоторые из них:
1. Египетский треугольник.
2. Ряд динамических прямоугольников.
3. «Золотое сечение» по Дюреру
(АС)=(СВ)
(СВ)=(DB)
(DB)=(DE)
(AE)= (CF)
4. «Золотое сечение» построение Микельанжело.
5. Ряд Фибоначчи : 1,1,2,3,5,8,13, 21,34,55 так далее. То есть сумма двух предыдущих чисел соответствует последующему.
Известны также системы Ле Карбюзье («модулор»), «функция Жолтовского» и так далее.
При использовании в композиции разновеликих элементов необходимо упорядочить их размеры, используя известные пропорциональные ряды. «Красота есть строгая соразмерная гармония всех частей, объединяемых тем, чему они принадлежат… такая, что не прибавить, ни убавить ничего нельзя, не сделав хуже». ( Леон-Батиста Альберти ).
Цвет как категория композиции.Следуя общеизвестной систематизации цвета, мы берём за основу три «основных» цвета : красный, жёлтый, синий.
Их невозможно получить смешение других красок. Если поместить эти цвета в вершины треугольника и попарно смешивать их, то мы получим 3 «составленных» или «дополняющих» цвета. Так они называются потому, что взаимно усиливают противоположно расположенные тона. В результате всех превращений мы получили цветовой круг, который охватывает спектр хроматических тонов. Если взять за основу систему цветов Оствальда, мы можем соединить хроматические и ахроматические тона (цветовое веретено Оствальда). На основе этой системы мы можем классифицировать гармонии по их видам.
1. Контрастная гармония – 180о по кругу;
2. Нюансная гармония – 90о;
3. Трезвучие – 120о;
4. Хроматический + ахроматический.
Такая классификация даёт очень общие, начальные знания о цветовой гармонии. Но они должны значительно упростить работу над практическими заданиями пропедевтического цикла.
5. Заключение
Практические работы должны выполняться строго поэтапно:
1. «черновое» эскизирование:
· Определение основных (ведущих) качеств композиционного построения;
· Проработка дополнительных элементов, поиск графических приёмов, формата, материала и прочее.
2. Разработка картона:
· Детальная проработка эскиза, определение композиционного строя, определение цветотональных отношений.
3. Выполнение «чистового эскиза»
Изложенная выше система обучения композиции позволит в дальнейшем перейти к следующему этапу – объёмно-пространственной композиции.