Категории композиции.

Тектоникой называют зримоеотображение в форме работы её конструкции и организации структуры.

Опыт зрительного восприятия человека непроизвольно отражается на восприятии зрительных образов. Например, тестирование различных возрастных групп показывает, что дети младшего возраста (до 5 лет) ориентируют предложенную картинку иначе, чем люди старшего возраста. (рис. 1)

Это можно объяснить привычкой руководствоваться в своём восприятии приобретенным опытом, учитывая логику формообразования в реальном мире. Поэтому массивные, «твёрдые» (по восприятию) формы и части изображений охотно располагаются снизу как несущая основа.

Говоря о плоскостных композициях, следует отметить такие проявления тектоники, как уравновешенность масс в композиции, понятие верх и низ, преобладание горизонтали или вертикали и их равновесие и т.д..

Понимание тектоники двухмерных композиций должно помочь более логично подойти к пониманию тектоники объёмных композициях (например – в искусственных, промышленных или архитектурных формах).

 

Объёмно-пространственная структура. Это понятие отражает взаимодействие элементов композиции и окружающей среды. Два противоположных проявления ОПС – структура металлической фермы (башни Эйфеля и Шухова) и структура египетских пирамид. Окружающая среда (воздух, поле картины) является материальным фактором, неизменным компонентом любой композиции, при этом – определяющим компонентом.

Чем сложнее ОПС композиции, тем большее значение для достижения гармонии приобретает последовательное развитие принципа, положенного в её основу.