Предмет дизайна.

Направленность методических рекомендаций.

Физиологические основы различий стрессорной устойчивости здорового и больного человека

МОНОГРАФИЯ

проф. Игорь Борисович ЗАБОЛОТСКИХ проф. Валентина Александровна ИЛЮХИНА

Зав. редакцией А. В. Жинкин

Худож. редактор А. Г. Похотько

Тех. редактор С. В. Бычков

Корректор Ю. П. Малышев

Сдано в набор 20.12. 95. Подписано в печать 29. 12. 95. Формат 60 X 90/16.

Бумага офсетная. Печать офсетная. Усл. псч. л. 6, 25. Зака-i № 862. Тираж 1000.

Лицензия ЛР № 020701 от 26 января 1993 (01 - 95).

Типография СПУ администрации края, ул. Красная, 35.


 

Методические рекомендации направлены на облегчение самостоятельной работы студентов выполнению практических заданий по курсу «Основы проектирования» в первом семестре обучения. Методические рекомендации помогут систематизировать теоретические знания по разделу «Композиция» и дадут рекомендации технического порядка по приобретению практических умений и навыков использования графического и макетного материалов.

Эта работа представляет собой специфично изложенную структуру композиции, которая могла бы заложить фундамент специальных знаний, необходимых для изучения предмета «Проектирование» и носит пропедевтический характер.

Разделы:

1. Предмет дизайна.

2. Структура преподавания композиции в курсе «Проектирование».

-Категории композиции;

-свойства и качества композиции;

3. Свойства некоторых графических и макетных материалов.

 

Учебный курс «Проектирование» основан на системном использовании разносторонних знаний и умений, полученных на протяжении обучения в училище. Этот курс должен воспитать мастера, творческую личность, в которой объединены эстетические знания и умения (рисунок, живопись, композиция, цветоведение, история искусств, история промышленного искусства, дизайна) на основе крепких технических знаний (черчение, перспектива, технология и т.д.). Перед преподаванием таких основополагающих дисциплин, как рисунок, живопись, композиция, должны стоять конкретные задачи, которые помогут развивать у студентов конкретно определённые навыки и знания, необходимые дизайнеру.

Метод художественного конструирования (от анализа ситуации- до решения графического образа и объёмно-пространственного макета с учётом реальной технологии) представляет собой законченный цикл, ценность которого в разумном синтезе утилитарного и эстетического.

По определению, которое дала международная организация дизайнеров (ICSID), ДИЗАЙН – это творческая деятельность, направленная на определение формальных качеств предметов и среды. Эти качества формы относятся не только к внешнему виду, но, главным образом, к структурным и функциональным связям, которые превращают систему в целостное единство как с точки зрения производителя, так и потребителя.

Дизайн направлен охватить все аспекты окружающей среды, объединяя в себе творческое начало и теорию (техническая эстетика), которая является его основой.

Техническая эстетика определяет закономерности развития художественного конструирования, его социальную природу и разрабатывает основные принципы и методы, на основе которых формируется искусственная предметная среда с учётом человеческого фактора.

Художественное конструирование – вид деятельности человека в сфере материального производства, направленный на повышение качества промышленной продукции и искусственной среды путём гармонизации средствами технической эстетики.

 

2. Структура преподавания композиции в курсе «Основы проектирования».

 

Дисциплина «Основы проектирования» преподаётся на первом курсе отделения Дизайн среды, то есть входит в список дисциплин подготовительного периода в общей структуре обучения. Это, естественно, отражается на целях и задачах, поставленных перед этой дисциплиной. Одной из важнейших составляющих частей проектирования, его теоретической базой является композиция, знание которой и умение применять её возможности в различных видах изобразительной деятельности. Поэтому композиция должна стать чуть ли не основным разделом в курсе Основ проектирования.

Теоретичное изучение категорий, свойств и приёмов композиции должно быть подкреплено выполнением ряда практических работ, направленных на усвоение и закрепление теории. Поэтому плановое, последовательное изучение категорий, свойств и приёмов композиции параллельно дублируется серией графических и макетных работ-упражнений на отражение наилучшим образом отдельных качеств и приёмов композиции.

Курс Основы проектирования охватывает очень разнообразный и многоплановый материал, очень непростой для системного изложения. Предлагаемая структура теории композиции позволяет чётче проявить ряд закономерностей, связанных с гармонизацией предметного мира.

Учитывая специфику и начальный уровень подготовки студентов , практические упражнения выполняются с учётом последовательности приобретения практических навыков. Особенное внимание следует уделить качеству графических и макетных работ. Это поможет студентам максимально глубоко познакомиться с особенностями и свойствами графических и макетных материалов и инструментов (бумага, тушь, гуашь, кисти, резак, клей и прочее).

 

Категории композиции.

Наиболее общие и существенные связи и отношения отражены в законах (категориях) композиции:

-тектоника;

-объёмно-пространственная структура.

Взаимное отношение конструкции и формы (тектоника) – это наиболее существенное качество, которое определяет композицию всякой структуры и работу над ней, начиная с композиционного приёма и заканчивая определением характера формы и её нюансов.

В то же самое время форму каждой структуры можно рассматривать с точки зрения определения взаимодействия всех её элементов между собой и с пространством – как объёмно-пространственную структуру, иногда простую и лаконичную, иногда достаточно сложную.

Эти две категории композиции тесно связаны между собой. Нарушение тектоники приводит к потере естественных связей объёмно-пространственной структуры.

 

Качества и свойства композиции.

 

Композицию следует рассматривать в единении двух сторон: методической и как состояние высокоорганизованной формы.

В разнообразных композициях некоторые качества и свойства играют как ведущую, так и второстепенную роли, что естественно отражено в их характеристиках: контрастные, ритмичные, динамичные и т.д..

Несколько обособленно стоят ещё два обязательных и важных качеств композиции – единство стиля и образность формы. Выделение обусловлено тем, что их достижение зависит от умения художника передать дух (настроение) в самом виде вещи или пространства.

 

Закономерности композиции.

 

Рассматривая разнообразные аспекты закономерностей композиции можно прийти к выводу, что определяющим фактором в этом есть наличие или отсутствие внутренней логики развития формы.

 

Средства композиции.

 

Анализ гармоничных композиций показывает, что гармония может быть достигнута проработкой формы по различным направлениям – пропорционированием, определением композиционного центра, балансом нюанса и контраста и так далее. Некоторые свойства композиции могут вести ведущую роль.