Занятие 14.

Занятие 13.

Построение вариационной кривой

 

Изобразите вариационный ряд графически. Для этого на оси абсцисс (горизонтальная линия) расположите средние значения групп, а по оси ординат (вертикальная линия) частоту каждой группы. Затем, соединив все точки над линиями, получите вариационную кривую.

       
   
 
P
 

 


В заключение работы сделайте выводы: В каких пределах изменяется признак? Какие значения признака встречаются чаще среди представленных 100 вариантов (крайние или средние значения), с чем это связано?

 

Тема: Методы изучения наследственности человека.

Цель: Изучить основные методы, применяемые в генетике человека.

 

Задание для самоподготовки:

1. Человек – как объект исследования генетики. Методы изучения наследственности человека.

2. Генеалогический метод, значение для медицины.

3. Близнецовый метод, значение для медицины.

4. Цитологический метод. Построение идиограмм.

5. Биохимический метод, значение для медицины.

6. Популяционно-статистический метод. Закон Харди-Вайнберга.

7. Дерматоглифика в изучении наследственности человека.

8. Расшифровка генома человека (геномика, протеомика, метаболомика), значение для медицины.

9. Наследственные болезни человека.

10. Заполнить таблицу 36.

11. Решить задачи 40 – 45.

 

 

Тема: Контрольная работа.

 

Цель: Проверка полученных знаний по разделу «Генетика».

 

Задание для самоподготовки:

 

1. Исследования Г. Менделя. Особенности гибридологического метода изучения наследования признаков.

2. Основные понятия генетики: ген, аллели, локус, гомозигота, гетерозигота, фенотип, генотип, доминантный признак, рецессивный признак, моно-, ди- и полигибридные скрещивания, поколения F1 и F2 .

3. Моногибридное скрещивание. Первый закон Менделя – закон единообразия гибридов первого поколения.

4. Второй закон Г. Менделя – закон расщепления признаков во втором поколении.

5. Закон «чистоты гамет» Г. Менделя, его цитологические основы.

6. Возвратное и анализирующее скрещивание. Их значение в народном хозяйстве.

7. Третий закон Г. Менделя – закон независимого расщепления признаков при ди- и полигибридном скрещивании.

8. Менделирующие признаки человека.

9. Взаимодействие генов из одной аллельной пары (доминирование, неполное доминирование, сверхдоминирование, кодоминирование).

10. Летальные гены.

11. Множественные аллели.

12. Наследование резус-фактора у человека.

13. Комплементарное взаимодействие.

14. Эпистатическое взаимодействие.

15. Полимерное взаимодействие.

16. Плейотропное действие гена.

17. Работы школы Моргана. Основные положения хромосомной теории наследственности.

18. Полное и неполное сцепление генов. Эксперименты Моргана на дрозофиле.

19. Частота рекомбинации генов. Принцип построения генетических карт хромосом. Цитологические карты хромосом.

20. Пол. Хромосомный механизм определения пола. Сингамное, эпигамное и прогамное определение пола.

21. Цитогенетический метод определения пола. Исследование полового хроматина.

22. Признаки, сцепленные с полом. Наследование гемофилии.

23. Наследственность и изменчивость – функциональные свойства живого. Диалектическое единство наследственности и изменчивости.

24. Понятие о генетическом материале и его свойствах: хранение, изменение, репарация.

25. Виды изменчивости: модификационная, комбинативная, мутационная.

26. Классификация мутаций:

а) соматические и генеративные;

б) спонтанные и индуцированные;

в) генные, хромосомные, геномные.

27. Методы изучения наследственности человека. Генеалогический метод и близнецовый метод, их значение для медицины.

28. Цитологический метод и биохимический метод диагностики хромосомных нарушений человека, их значение для медицины.

29. Кариотип, построение идиограмм.

30. Популяционно-статистический метод. Закон Харди-Вайнберга.

31. Дерматоглифика в изучении наследственности человека.

32. Расшифровка генома человека (геномика, протеомика, метаболомика), значение для медицины.

33. Наследственные болезни человека.

34. Решение задач 1 – 45.