Объект № 1. Клубни картофеля
Включения – продукты обмена веществ.
Занятие 3
Сравнительная характеристика животной и растительной клетки.
Строение прокариотической клетки.
Строение вируса табачной мозаики.
Изучите строение вируса табачной мозаики, используя наглядные материалы (презентационные слайды, таблицы). Обратите внимание на размеры вирусных частиц. Зарисуйте в альбом вирион табачной мозаики и отметьте основные части: молекула РНК, белковая оболочка – капсид; капсомеры.
РАБОТА 2.
Изучите строение бактериальной клетки, используя наглядные материалы (презентационные слайды, таблицы). Обратите внимание на отличительные особенности прокариот: отсутствие ядра и мембранных органоидов, строение генетического материала и цитоплазмы. Зарисуйте в альбом клетку бактерии и отметьте основные части: оболочка, цитоплазма, рибосомы, кольцевая молекула ДНК.
РАБОТА 3.
Используя имеющиеся знания, заполните в тетради таблицу.
Уникальные признаки животной клетки | Общие признаки | Уникальные признаки клетки растений |
Тема: Обмен веществ и энергии в живых организмах.
Цель: Изучить важнейшее свойство живого – обмен веществ и энергии, которое проявляется на разных уровнях организации.
Задание для самоподготовки:
1. Ассимиляция и диссимиляция в живой клетке, их взаимосвязь, биологическое значение. Продукты ассимиляции и диссимиляции.
2. Типы ассимиляции (автотрофная, гетеротрофная, миксотрофная).
3. Фотосинтез: определение, основные стадии, продукты. Организмы, способные к фотосинтезу.
4. Хемосинтез. Сходство и отличие фото- и хемосинтеза.
5. Строение, функции и образование АТФ.
6. Типы диссимиляции (аэробный и анаэробный). Дыхание и брожение. Отличие дыхания от брожения.
7. Характеристика основных этапов энергетического обмена (подготовительный, гликолиз, гидролиз).
8. Включения (трофические, пигментные, секреторные, экскреторные): определение, классификация, биологическое значение.
9. Заполнить таблицы 8 – 10.
РАБОТА 1.
С помощью бритвы сделайте тонкий срез с клубня картофеля и поместите на предметное стекло, нанесите 2 капли воды и закройте покровным стеклом. Рассмотрите при малом и большом увеличении микроскопа.
При большом увеличении видны крупные прозрачные многоугольные клетки с тонкими оболочками. В этих клетках найдите крахмальные зерна. Зерна могут быть различной величины с четко выраженной сферической слоистостью. Нанесите на край покровного стекла каплю слабого раствора йода. Крахмальные зерна окрасятся в синий цвет (реакция на крахмал).
Зарисуйте в альбоме несколько клеток и сделайте обозначения: оболочка, крахмальные зерна, слои крахмала, центр образования крахмала.