Объект № 1. Клубни картофеля

Включения – продукты обмена веществ.

Занятие 3

Сравнительная характеристика животной и растительной клетки.

Строение прокариотической клетки.

Строение вируса табачной мозаики.

 

Изучите строение вируса табачной мозаики, используя наглядные материалы (презентационные слайды, таблицы). Обратите внимание на размеры вирусных частиц. Зарисуйте в альбом вирион табачной мозаики и отметьте основные части: молекула РНК, белковая оболочка – капсид; капсомеры.

 

РАБОТА 2.

 

Изучите строение бактериальной клетки, используя наглядные материалы (презентационные слайды, таблицы). Обратите внимание на отличительные особенности прокариот: отсутствие ядра и мембранных органоидов, строение генетического материала и цитоплазмы. Зарисуйте в альбом клетку бактерии и отметьте основные части: оболочка, цитоплазма, рибосомы, кольцевая молекула ДНК.

 

РАБОТА 3.

Используя имеющиеся знания, заполните в тетради таблицу.

Уникальные признаки животной клетки Общие признаки Уникальные признаки клетки растений
     

 

 

Тема: Обмен веществ и энергии в живых организмах.

 

Цель: Изучить важнейшее свойство живого – обмен веществ и энергии, которое проявляется на разных уровнях организации.

 

Задание для самоподготовки:

 

1. Ассимиляция и диссимиляция в живой клетке, их взаимосвязь, биологическое значение. Продукты ассимиляции и диссимиляции.

2. Типы ассимиляции (автотрофная, гетеротрофная, миксотрофная).

3. Фотосинтез: определение, основные стадии, продукты. Организмы, способные к фотосинтезу.

4. Хемосинтез. Сходство и отличие фото- и хемосинтеза.

5. Строение, функции и образование АТФ.

6. Типы диссимиляции (аэробный и анаэробный). Дыхание и брожение. Отличие дыхания от брожения.

7. Характеристика основных этапов энергетического обмена (подготовительный, гликолиз, гидролиз).

8. Включения (трофические, пигментные, секреторные, экскреторные): определение, классификация, биологическое значение.

9. Заполнить таблицы 8 – 10.

 

РАБОТА 1.

 

 

С помощью бритвы сделайте тонкий срез с клубня картофеля и поместите на предметное стекло, нанесите 2 капли воды и закройте покровным стеклом. Рассмотрите при малом и большом увеличении микроскопа.

При большом увеличении видны крупные прозрачные многоугольные клетки с тонкими оболочками. В этих клетках найдите крахмальные зерна. Зерна могут быть различной величины с четко выраженной сферической слоистостью. Нанесите на край покровного стекла каплю слабого раствора йода. Крахмальные зерна окрасятся в синий цвет (реакция на крахмал).

Зарисуйте в альбоме несколько клеток и сделайте обозначения: оболочка, крахмальные зерна, слои крахмала, центр образования крахмала.