НАЦИОНАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ
Общее и профессионально-техническое образование
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ И ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ
Методы повышения квалификации
Потребности в повышении квалификации руководящих кадров
Эти потребности можно разбить на три категории:
(а) Знания, необходимые для исполнения обязанностей менеджера в данной компании
(б) Навыки планирования способности к аналитической и творческой работе
(в) Навыки общения
Методы, традиционно используемые для развития управленческих навыков, делятся на три категории.
(а) Приобретение знаний. Как и при профессиональном обучении, это представляет наименьшие трудности. Изучение специфики компании осуществляется путем стажировок, наставничества или самообразования; посещение внешних курсов дает возможность осваивать специальные управленческие методики и изучать общую среду бизнеса.
(б) Умение планировать, способности к творческой и аналитической работе. Эта категория представляет наибольшие трудности. Приобретение знаний до некоторой степени помогает менеджерам совершенствовать эти навыки, поскольку знания позволяют менеджерам выделить факторы, которые следует учитывать, знакомит с используемыми технологиями, Однако способности к аналитической и творческой деятельности можно развить только практикой, как в реальной рабочей среде, так и в условиях моделированных рабочих ситуаций.
К числу методов, используемых для развития этих способностей можно отнести:
• изучение ситуационных примеров и ролевые игры;
• упражнения по баскет-методу;
• деловые игры
(в) Навыки общения. В последние годы именно этой категории методов повышения квалификации уделяется повышенное внимание, развитие этих навыков осуществляется на специальных курсах. Основными методами развития навыков общения являются следующие.
• Корректировка отношения, например, путем участия в Т-группах или ролевых играх.
• Курсы освоения навыков работы в команде и управленческих стилей
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ
Системы общего и профессионально-технического образования в странах Европейского союза отличаются большим разнообразием. Основные различия в подходах к организации системы образования на национальном уровне определяются следующим.
(а) Статус, приданный профессионально-техническому обучению и подготовке в национальной системе образования.
(б) Гарантия качества процедур определения компетентности работника.
(в) Методы финансирования профессионально-технического обучения.
(г) Взаимоотношения на рабочих местах между работниками, прошедшими профессионально-техническое обучение, и работниками, имеющими образовательную квалификацию иного типа.
(д) Является ли базовое общее образование специализированным
или нет.