НАЦИОНАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ

Общее и профессионально-техническое образование

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ И ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ

Методы повышения квалификации

Потребности в повышении квалификации руководящих кадров

Эти потребности можно разбить на три категории:

(а) Знания, необходимые для исполнения обязанностей менеджера в данной компании

(б) Навыки планирования способности к аналитической и творческой работе

(в) Навыки общения

Методы, традиционно используемые для развития управленче­ских навыков, делятся на три категории.

(а) Приобретение знаний. Как и при профессиональном обучении, это представляет наименьшие трудности. Изучение специфики компании осуществляется путем стажировок, наставничества или самообразо­вания; посещение внешних курсов дает возможность осваивать спе­циальные управленческие методики и изучать общую среду бизнеса.

(б) Умение планировать, способности к творческой и аналитической работе. Эта категория представляет наибольшие трудности. Приобре­тение знаний до некоторой степени помогает менеджерам совершен­ствовать эти навыки, поскольку знания позволяют менеджерам вы­делить факторы, которые следует учитывать, знакомит с используе­мыми технологиями, Однако способности к аналитической и творче­ской деятельности можно развить только практикой, как в реальной рабочей среде, так и в условиях моделированных рабочих ситуаций.

К числу методов, исполь­зуемых для развития этих способностей можно отнести:

• изучение ситуационных примеров и ролевые игры;

• упражнения по баскет-методу;

• деловые игры

(в) Навыки общения. В последние годы именно этой категории мето­дов повышения квалификации уделяется повышенное внимание, развитие этих навыков осуществляется на специальных курсах. Ос­новными методами развития навыков общения являются следующие.

• Корректировка отношения, например, путем участия в Т-группах или ролевых играх.

• Курсы освоения навыков работы в команде и управленческих стилей

 

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ

Системы общего и профессионально-технического образования в странах Европейского союза отличаются большим разнообразием. Основные различия в подходах к организации системы образования на национальном уровне определяются следующим.

(а) Статус, приданный профессионально-техническому обучению и подготовке в национальной системе образования.

(б) Гарантия качества процедур определения компетентности ра­ботника.

(в) Методы финансирования профессионально-технического обуче­ния.

(г) Взаимоотношения на рабочих местах между работниками, про­шедшими профессионально-техническое обучение, и работниками, имеющими образовательную квалификацию иного типа.

(д) Является ли базовое общее образование специализированным

или нет.