HRM и компании, широко использующие информационные технологии
Управление всеобщим качеством и HRM
Экономичное производство
Термин «экономичное производство» используется для описания производственных процессов, характеризующихся минимальными потерями при максимальном повышении качества продукции.
Экономичное производство возможно только при следующих условиях.
(а) Компания имеет стабильные трудовые отношения (горстка недовольных работников может нарушить весь ход производственного процесса в условиях, например, производства «точно в срок»).
(б) Все работники многофункциональны, т.е. обладают множественными умениями и навыками.
(в) Руководители (менеджеры) имеют высокую квалификацию и способны к гибким подходам.
(г) Подготовка и обучение работников осуществляется на постоянной основе. Использование роботов (а это неизбежная часть организации экономичной производственной системы) повышает требования к квалификации и умениям работников через разнообразие производственных заданий, необходимость выполнять более широкий круг обязанностей, большую автономию каждого рабочего места и т.д.
(д) Все работники предприятия разделяют стремление к высокому качеству выпускаемой продукции и готовы принять перемены.
(е) Существует четкая цепь команд, всем известных четко изложенных правил и процедур и постоянное стремление к повышению производительности труда.
Система управления всеобщим качеством (TQM) компании включает все направления политики, операционные методы и организационные структуры, занятые в управлении качеством и постоянном улучшении качества продукции. TQM фокусируется на системе в целом, а не на ее составных частях, стремится выявить причины провалов в области качества, а не просто зафиксировать факт наличия производственного брака. TQM напрямую связано с HRM, поскольку требует такого управленческого стиля, который создает полное и добровольное сотрудничество работников. TQM требует от компании:
(а) обеспечения производственного обучения, чтобы работники могли выполнять целый набор различных производственных задач;
(б) веру в способности работников решать проблемы качества;
(в) ежедневного поддержания непосредственных коммуникаций с работниками.
Использование компьютеров и новейших информационных технологий предоставляют работникам следующие возможности.
• Новые альтернативы выполнения производственных заданий.
• Более интересные по содержанию производственные задания, возможности и ответственность.
• Более широкий спектр выполняемых обязанностей.
• Необходимость принятия все возрастающего количества решений.
• Новые возможности планирования своего рабочего времени.