Перенос знаний

ПЕРЕНОС ЗНАНИЙ

Теория двойственной памяти

Забывчивость

Прочие теории обучения

Не все еще известно о процессе обучения, и бихевиористская мо­дель оперантного создания рефлексов, рассмотренная выше, явля­ется всего лишь одним из множества подходов к этому процессу. В со­ответствии с оперантным формированием рефлексов обучение — это процесс, основанный на ответных реакциях, когда обучающийся не принимает никакого участия в определении предметов, подле­жащих изучению, или выборе методов обучения. Полезность этого процесса оспаривается школой действенного обучения, которая рас­сматривает обучение преимущественно как активный процесс, ко­торый предполагает взаимодействие индивидуума со средой. Обуче­ние рассматривается как проявление общего интеллектуального развития, которому нет необходимости зависеть от таких факторов, как стимул и ответная реакция.

Известно, что некоторые события и ситуации провоцируют забыв­чивость. В их число входят:

• неспособность или недоступность практики;

• недостаточное повторение важных пунктов в процессе обучения;

• индивидуальный отказ распознать важность данного пункта, по­скольку он противоречит внутренней системе ценностей данно­го человека или по каким-либо причинам не нравится ему;

• конфликты между новой информацией и тем, что было изу­чено и усвоено в прошлом;

• ранее приобретенный негативный опыт обучения

Эта теория предполагает, что индивидуум может перемещать боль­шие объемы информации из краткосрочной памяти в долгосрочную путем комбинирования небольших частей информации в большие информационные блоки. Однако это возможно, если обучающийся понимает каждую мелкую часть информации и поэтому способен разместить эти части в смысловом контексте.

Если человек обучился выполнению задачи А, а затем — задачи В, которая во многом аналогична А, то в какой степени это повлияет на его знание задачи В? Если изучение задачи В дается человеку легче вследствие знания задачи А, то это является позитивным пере­носом знаний, а если это затрудняет изучение задачи В, то такая си­туация носит название негативного переноса знаний. Существуют две теории, объясняющие перенос знаний, — теория идентичности эле­ментов и теория переноса знаний через принципы.

(а) Идентичность элементов — эта теория гласит, что если части задачи А идентичны частям задачи В, будет иметь место позитив­ный перенос знаний при изучении этих частей задачи В.

б) Перенос знаний через принципы — в соответствии с этой теорией перенос знаний осуществляется не вследствие присутствия иден­тичных элементов, а потому что обучающийся применяет при вы­полнении новой работы общие принципы, выведенные им из опы­та предыдущей работы.