РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ В XIX ВЕКЕ

 

Лекция 10. Эволюция Российского государства и общества в первой половине xix векА.

2 часа

План:

 

1. Внутренняя политика Александра I и Николая I.

2. Внешняя политика России в первой половине XIX века.

3. Общественное движение в России в первой половине XIX века.

 

1. Внутренняя политика Александра I и Николая I.

 

В правлении Александра I (1801-1825) выделяют два периода: период подготовки либеральных реформ (до войны с Наполеоном 1812-1814 гг.) и консервативный период (после 1814 г.)

С 1801 по 1803 гг. Александр I опирался на Негласный комитет – кружок реформаторов, в который входили А.А. Чарторыйский, П.А. Строганов, Н.Н. Новосильцев и В.П. Кочубей. Они предлагали реорганизацию государственного управления, постепенную отмену крепостного права, создание представительного учреждения, провозглашение демократических свобод.

К практическим результатам деятельности Комитета можно отнести Указ 1801 г., который разрешал покупать незаселенные свободные земли купцам, мещанам, государственным крестьянам.

В феврале 1803г. был издан указ «О вольных хлебопашцах»: разрешение помещикам отпускать крестьян на волю с землей за выкуп. Этот акт имел в большей степени моральное значение: к 1825 г. в «вольных хлебопашцах» числилось лишь 47 тыс. крестьян.

Преобразования в структуре управления:

В сентябре 1802 г был издан Манифест об учреждении министерств. Кроме того, расширялись права Сената, который был высшей судебной инстанцией, органом надзора за администрацией с правом контроля за деятельностью министров.

Новый виток реформаторской активности Александра I связан с именем М.М. Сперанского (1772-1839), советника императора. В 1808-1809 гг. по поручению Александра I М.М. Сперанский составил «Введение к Уложению государственных законов», в котором предусматривалось введение политических и гражданских свобод при неравенстве сословий, некоторое ограничение самодержавной власти императора, разделение властей. Высшим законодательным органом должна была стать выборная Государственная дума, которая венчала пирамиду волостных, окружных и губернских дум. Исполнительными органами, согласно проекту М.М. Сперанского, становились министерства, губернские, окружные и волостные управления, ответственные перед законодательными органами. Высшим органом независимой судебной власти выступал Сенат, которому подчинялись суды. При императоре создавался Государственный совет, который координировал работу высших государственных учреждений. Члены Совета не избирались, а назначались императором; Совет наделялся правом предварительного рассмотрения законов до их внесения в Государственную Думу. Исключительное право законодательной инициативы и утверждения новых законов сохранялось за императором, в его руках сосредоточивалась вся полнота управления страной.

Проект Сперанского означал превращение самодержавной монархии в конституционную. Император одобрил этот проект, но принять его в целом не решился. Реализованы были лишь некоторые замыслы Сперанского. Так, в январе 1810г. был создан Государственный совет с законосовещательными функциями.

В 1812 г. Сперанский был обвинен в шпионаже в пользу Наполеона и выслан в Нижний Новгород под строгий надзор полиции, а затем переведен в Пермь. На государственную службу он был возвращен в 1816 г., спустя три года назначен генерал-губернатором Сибири.

Война с Францией нарушила реформаторские планы Александра I. Одержав победу над Наполеоном, Россия превратилась в основного гаранта Венской международной системы, поддерживавшей статус-кво на континенте. Новое международное положение не благоприятствовало внутренним реформам.

Второй период царствования Александра I (1815-1825) большинством историков характеризуется как консервативный. Оформление жесткого полицейского режима связано с деятельностью А.А. Аракчеева.

В 1816 г. началась организация военных поселений с целью самообеспечения армии и уменьшения количества крепостных крестьян в западных и центральных губерниях. Скупая у разоренных войной помещиков земли и крестьян, правительство сужало границы распространения крепостного права, так как военнопоселенцы должны были стать государственными крестьянами. В реальности военные поселения стали причиной возмущений и бунтов. К концу правления Александра I военными поселенцами стали 375 тыс. государственных крестьян, находившихся под командованием Аракчеева. Фактически поселенцы дважды закрепощались – как крестьяне и как солдаты. Их жизнь регламентировалась армейскими нормами. За минимальные проступки следовали жестокие наказания.

В 1816-1819 гг. впервые в истории Российской империи на территории Прибалтики – в Эстляндии, Курляндии и Лифляндии – было отменено крепостное право: крестьяне получили личную свободу, но лишились права на землю и тем самым оказались в полной зависимости от помещиков

По поручению императора канцелярия А.А. Аракчеева и Министерство финансов втайне готовили проекты освобождения всех крепостных крестьян, но они не были реализованы.

В ноябре 1815 г. Александр даровал Конституцию Царству Польскому. Согласно Конституции, российский царь осуществлял исполнительную власть, законодательные функции осуществлял сейм. Конституция декларировала неприкосновенность личности, свободу печати, независимость суда, признание польского языка официальным. Это была одна из самых либеральных конституций того времени.

Николай I (1825-1855) создал военно-бюрократическую систему управления государством, центральным звеном которой была Собственная Его Величества Канцелярия, состоявшая из шести отделений.

Второму отделению императорской канцелярии под руководством М.М. Сперанского было поручено привести в систему все российское законодательство. В 1832 г. был издан 51 том «Полного собрания Российских законов».

Третье отделение императорской канцелярии заменило министерство полиции. В компетенцию III Отделения входил широкий круг вопросов: от наблюдения за иностранцами и религиозными сектами до выслеживания фальшивомонетчиков и заведования местами заключения. Главной функцией III Отделения стал политический сыск и надзор, борьба с инакомыслием. В подчинении III Отделения находился Корпус жандармов; страна была поделена на пять жандармских округов.

В 1826 г. вводится новый цензурный устав для контроля деятельности литераторов и журналистов. Литераторам не разрешалось ни критиковать, ни хвалить власть.

В 1837-1841 гг. П.Д. Киселев по поручению Николая I проводит реформу управлениялично свободнымигосударственными крестьянами,жившими на казенных землях. Реформа предусматривала равномерное наделение крестьян землей, постепенный перевод их на денежный оброк, создание органов местного самоуправления, открытие школ, больниц, распространение агротехнических знаний. Однако деятельность крестьянских органов самоуправления была сведена к минимуму, они находились в полной зависимости от местной администрации.

Указы 1841 и 1843 гг. запрещали продажу крестьян с разбивкой семей и покупку крестьян безземельными дворянами.

Указ 1842 г. «Об обязанных крестьянах» стал определенной модификацией указа Александра I от 1803 г. «О вольных хлебопашцах». Согласно указу 1842 г., помещик мог по соглашению с крестьянами предоставить им личную свободу и земельный надел в наследственное владение, за который крестьяне обязаны были платить или выполнять определенные договором повинности. Получая личную свободу, крестьяне оставались прикрепленными к земле и назывались «обязанными».

Указ 1847г. предоставил крестьянам право выкупаться на волю с землей при продаже имения за долги помещика. В 1848 г. последовал указ, разрешавший всем категориям крестьян приобретать недвижимую собственность.

Таким образом, к середине XIX века Россия по-прежнему оставалась абсолютной монархией, экономика которой опиралась на крепостное сельское хозяйство. В то же время, и Александр I, и Николай I принимали меры по некоторому ограничению крепостного права и совершенствованию государственного аппарата управления.