Источники и функции исторической науки. Вспомогательные исторические дисциплины.

Источники изучения историиимеют большое значение, так как история как наука оперирует точно установленными, доказанными фактами. Как и в других науках, в истории идет накопление и открытие новых фактов. Эти факты извлекаются из исторических источников.

Исторические источники – это все остатки прошлой жизни, все свидетельства о прошлом.

Все исторические источники можно разделить на 6 групп:

1. Письменные источники: изобретение грамоты позволило записывать события на память потомкам. На Руси книжным делом занимались монахи как наиболее образованные люди, они вели записи по годам или летам. Когда умирал один монах, начатые им записи продолжал другой. Отсюда названия: летопись, летописец.

К письменным источникам относятся также:

§ Эпиграфические памятники - древние надписи на камне, металле, керамике.

§ Граффити - тексты, нацарапанные от руки на стенах зданий, посуде.

§ Берестяные грамоты, рукописи на папирусе, пергаменте и бумаге, печатные материалы.

2. Вещественные источники – это вещественные памятники:

§ орудия труда,

§ ремесленные изделия,

§ предметы домашнего обихода,

§ посуда, одежда, украшения,

§ монеты, оружие,

§ остатки жилищ, архитектурные сооружения и т. д.

3. Этнографические источники – это этнографические памятники, то есть сохраняющиеся до настоящего времени остатки, пережитки древнего быта различных народов.

4. Фольклорные источники - фольклорные материалы, например:

-устное народного творчества. Когда не было письменности, память о событиях передавалась от одного поколения к другому изустно (предания).

-народная песня – озамечательных событиях слагались поэтические рассказы, которые потом распевали в лад, например, былины (от слова «быль», на самом деле было).

5. Лингвистические источники - лингвистические памятники: географические названия, личные имена.

6. Кинофотодокументы.

Изучение в совокупности всех видов источников позволяет воссоздать достаточно полную и достоверную картину исторического процесса.

Но о прошедшей жизни народов можно судить не по одним только устным и письменным источникам; на помощь истории приходит и археология.

Функции исторического знания:

1. Познавательная и интеллектуально-развивающая. Исходит из познания исторического процесса как социальной отрасли научного знания, из теоретического обобщения исторических фактов, выявления главных тенденций общественного развития, состоит в изучении исторического пути государства, познании всех связанных с ним явлений, событий и фактов.

2. Практически-политическая функция заключается в том, что история как наука помогает осмысливать политический курс, избегая субъективных решений. Знание истории способствует выбору оптимального варианта руководства массами и взаимодействия с ними различных партий и движений.

3. Мировоззренческая функция определяет формирование научного мировоззрения. Люди обращаются к прошлому для того, чтобы лучше понять современную жизнь.

4. Воспитательная функция. Изучение истории России воспитывает нравственные качества, помогает прививать навыки к гуманной политике, направленной на удовлетворение интересов большинства. Знание истории активно формирует патриотизм, моральные и нравственные качества и ценности. Изучение истории помогает осознать, что представляет собой наше общество, понять происходящие в нём изменения и приспособиться к ним.

История России ставит целью показать место и роль ее народов в мировом развитии, дает возможность познать процесс создания человеческого общества на территории нашего Отечества, выявить ступени развития этого процесса на протяжении веков, сопоставить развитие со всем ходом движения человечества, обогатить свою память, свой разум знанием законов этого развития.

К вспомогательным историческим дисциплинам относятся следующие:

Архелогия - наука о древностях (по-гречески «археос» - древний, «логос» - речь), изучение по вещественным источникам исторического прошлого человечества.

Источниковедение – общие приемы и методы изучения исторических источников.

Палеография – история письма.

Геральдика – изучение гербов.

Сфрагистика – история печатей.

Нумизматика – изучение монет, медалей, орденов.

Топонимика – изучение географических названий

Эпиграфика – изучение надписей на твердых предметах – дереве, керамике, металле.

Антропология — изучение человека и его взаимодействия с миром.

Археография — теория и практика издания письменных источников.

Архивоведение — изучение вопросов комплектования архивов, а также хранения и использования архивных документов.

Архонтология — изучение истории должностей в государственных, международных, политических, религиозных и других общественных структурах.

Бонистика — изучение истории печатания и обращения бумажных денежных знаков.

Генеалогия — изучение родственных взаимосвязей людей.

Дипломатика — изучение исторических актов (юридических документов).

Историческая методология — изучение различных систем методов, которые могут быть использованы в процессе исторического исследования и специфики различных исторических научных школ.

Историческая метрология — изучение употреблявшихся в прошлом мер — длины, площади, объёма, веса — в их историческом развитии.

История науки — история научных знаний, политических и правовых учений, история философии и т. п.

История религии — изучение возникновения и развития религиозных верований и сакральных культов, взаимосвязей и особенностей локальных и мировых конфессий.

История экономики — история развития экономики.

Краеведение — изучение архитектуры, биологии, географии, истории, культуры, литературы, медицины, религиозных культов, самоуправления, сельского хозяйства, спорта, топонимики, фортификации, экологии конкретного региона.

Фалеристика — изучение наградных знаков отличия.

Хронология — изучение последовательности исторических событий во времени либо наука об измерении времени.

Этнография — изучение народов и этносов, их происхождения, культуры и поведения.

 

4. Периодизация истории человеческого общества. Периодизация отечественной истории.

 

Современная наука пришла к выводу, что Вселенная образовалась около 20 млрд. лет назад, наша земля имеет возраст 4.6 млрд. лет, а человек начал выделяться из животного мира около 3 млн. лет тому назад. История человеческого общества началась примерно 40-50 тыс. лет назад.

Периодизация истории человеческого общества.

1. История Древнего мира, которая делится на историю первобытнообщинного строя и Античность. Первобытное общество зародилось, как уже говорилось, примерно 40-50 тыс. лет назад. Его развитие привело к созданию первых цивилизаций и государств, в том числе античных. Античностьвключает в себя историю Древней Греции и Древнего Рима (с начала II тысячелетия до н.э. до V века н.э.)

2. История Средних веков: с V века до XVII века.

3. История Нового времени: с XVII века до XX века.

4. История Новейшего времени включает в себя XX век и начало XXI века.

Периодизация отечественной истории

1. Киевская Русь:со второй половины IX века шёл процесс становления Древнерусского государства. Мир человека, сотканный из обособленных кусочков племенных миров, становится национально-государственной целостностью. Российская цивилизация на равных вступает в мир средневековых государств.

С XII века Киевская Русь вступает в период феодальной раздробленности, центр государственной и культурной жизни начинает смещаться из Киева на северо-восток, где формируется Владимиро-Суздальское княжество и новая столица г. Владимир.

В XIIIвеке началось монгольское нашествие на Русь.

2. Московская Русь.Начала формироваться вXIV веке. Уже Куликовская битва (1380) показала всей Руси, кто готов взять на себя ответственность и право возглавить борьбу за национальную независимость от монгольского ига.

На протяженииXIV-XVI вв. шли объединительные процессы в русских землях под руководством Москвы. В конце XVвека Русь избавилась от монгольской зависимости. В конце XVI века образовалось централизованное (единое) российское государство.

В начале XVII века началось Смутное время, поводом для которого стало прекращение правления династии Рюриковичей. Полная дезорганизация общества и государства закончилась, когда в России утвердилась новая династия Романовых в 1613 г.

3. Императорская Россия в период абсолютизма: XVIII - середина XIX вв.

Реформы Петра I ознаменовали переход России от Средневековья к Новому времени. Россия вступила на путь сближения и интеграции с Западной Европой, она была признана полноправной частью мирового сообщества, но отстающей от него в развитии.

4. Российская Империя в период перехода к буржуазной монархии: середина XIX - начало XX вв.

5. Россия в период буржуазно-демократической республики: февраль-октябрь 1917 г.

6. Период социалистической революции и создания Советского государства: 1918 - 1920 гг.

7. Переходный период, или период НЭПа: 1921 - 1930 гг.

8. Период государственно-партийного социализма: 1930 - начало 1960-х гг.

9. Период кризиса социализма: 1960 - 1990 гг.

10. Период реставрации капитализма: с 1990 г. по настоящее время.

 

Вопросы для самоконтроля:

 

1. Когда возникла история как наука?

2. Что изучает историческая наука?

3. Назовите основные функции исторической науки.

4. Назовите основные методы изучения истории отечественного государства.

5. Какие периоды развития прошло человеческое общество?

6. Назовите основные этапы развития государственности в России.

 

Тестовые задания для самоконтроля:

1. Что означает термин «история»?

а) Наука о надписях на твёрдых предметах.

б) Наука о древности.

в) Рассказ о прошедших событиях.

г) Описание народов.

2. Кого считают первым историком?

а) Аристотеля.

б) Геродота.

в) Платона.

г) Сократа.

3. Какая из перечисленных наук не помогает в изучении истории?

а) Антропология.

б) Эпиграфика.

в) Археология.

г) Архитектоника.

4. Что изучает история?

а) Человека.

б) Человеческое общество.

в) Человеческую цивилизацию.

г) Общественные отношения.

5. Какой научный принцип применяется при изучении истории?

а) Принцип больших чисел.

б) Принцип равновесия.

в) Принцип объективности.

г) Принцип альтернативности.

6. Кто является автором формационного подхода к изучению истории?

а) К. Маркс.

б) М. Вебер.

в) А. Дж. Тойнби.

г) Н.Я. Данилевский.

7. Какую историческую теорию создали немецкие учёные XVIII века Г.З. Байер и Г.Ф. Миллер?

а) Германскую.

б) Норманнскую.

в) Прибалтийскую.

г) Восточно-славянскую.

8. Кто дал первую научную периодизацию Отечественной истории?

а) В.О. Ключевский.

б) С.Ф. Платонов.

в) Н.М. Карамзин.

г) Н.И. Костомаров.

9. Какой исследователь впервые обосновал цивилизационный подход к изучению истории?

а) Л. Гумилёв.

б) Н. Данилевский.

в) Н. Бердяев.

г) А. Тойнби.

10. Кто написал первый историографический труд по истории России?

а) Н. М. Карамзин.

б) В. О. Ключевский.

в) В. Н. Татищев.

г) Г. Ф. Миллер.

 

Литература:

 

1. История России: Курс лекций / под ред. А.А. Радугина. – М.: Центр, 2002. – С. 10-27

2. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. – М.: Норма, 2005.- С.5-12

3. Отечественная история: учеб. пособие / под ред. Р.В. Дегтяревой, С.Н. Полторака. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Гардарики, 2005. – С.5-31.

4. http://de.ifmo.ru/bk_netra/page.php?tutindex=16 / «Отечественная история». Электронный учебник.

5. http://lants.tellur.ru:8100/history/voronin / Воронин А.В. История Российской Государственности. Электронное учебное пособие.

6. http://window.edu.ru/window/catalog?p_rubr=2.2.73.5.6 / Отечественная история с древнейших времен до XX в. Электронный учебник.

 

Лекция 2. Восточные славяне: происхождение и расселение. Теории и предпосылки образования государства у восточных славян.