Тема 15. Международные аспекты исполнения уголовных наказаний

Режим в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.

Правовой статус подозреваемых и обвиняемых во время содержания под стражей.

Основания, принципы и места содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.

Содержание под стражей обвиняемых и подозреваемых по своей сущности является мерой государственного принуждения, применяемой в связи с совершенным преступлением от имени государства и реализуемой государственными органами в целях обеспечения следственного и судебного производства.

Содержание под стражей связано с существенным ограничением прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в Конституции Российской Федерации. Поэтому при его применении установлены конституционные гарантии, согласно которым арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускается только по судебному решению (ч. 2 ст. 22 Конституции).

Содержание под стражей реализуется в двух формах:

задержания подозреваемых в совершении преступлений (ст. 122 УПК РФ);

избрания меры пресечения в виде заключения под стражу (ст. 89 УПК РФ).

Вторая форма не является мерой уголовного наказания, поэтому условия содержания под стражей должны отличаться от условий отбывания наказания в виде лишения свободы. Они должны быть в максимальной степени приближены к условиям свободы. Пакт о гражданских и политических правах устанавливает, что «обвиняемые в случае, когда отсутствуют исключительные обстоятельства, помещаются отдельно от осужденных, и им предоставляется отдельный режим, отвечающий их статусу неосужденных лиц».

Порядок и условия содержания под стражей, правовой статус подозреваемых и обвиняемых регламентируются Уголовно-исполнительным кодексом, Федеральным законом Российской Федерации «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 15 июля 1995 года. Законом Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» от 21 июля 1993 года, регулирующим деятельность уголовно-исполнительной системы Минюста России, а также законами Российской Федерации, регламентирующими создание и основы функционирования мест содержания под стражей в Пограничных войсках и в федеральной службе безопасности, в частности ст. 13 Федерального закона Российской Федерации «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации» от 3 апреля 1995 г., Устав гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации от 14 декабря 1993 г., приложение 14 «О гауптвахте».

Кроме того, имеются нормативные правовые акты, конкретизирующие содержание под стражей подозреваемых и обвиняемых: постановления Правительства Российской Федерации о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых; акты министерств и ведомств, имеющие в своей подчиненности места содержания под стражей. Так, ст. 16 Федерального закона РФ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» предусматривает в целях обеспечения режима в местах содержания под стражей принятие Министерством юстиции РФ, Министерством внутренних дел РФ, Федеральной службой безопасности РФ, Министерством обороны РФ, Федеральной пограничной службой РФ по согласованию с Генеральным прокурором РФ Правил внутреннего распорядка в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.

Содержание под стражей подозреваемых и обвиняемых представляет собой социально значимую сферу деятельности государства. Поэтому она должна подчиняться основополагающим идеям, или принципам. В ст. 4 Федерального закона «О содержании под стражей обвиняемых и подозреваемых» устанавливается, что содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства в соответствии с Конституцией, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации. Оно не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлении.

Указанные принципы определяют содержание норм указанного Федерального закона, иных законодательных и нормативных правовых актов, регламентирующих содержание под стражей подозреваемых и обвиняемых, а также влияют на правоприменительную практику обращения с подозреваемыми и обвиняемыми.

 

Лица, находящиеся под стражей, считаются невиновными, пока их виновность не будет установлена вступившим в законную силу приговором суда.

Указанная презумпция невиновности определяет общий подход законодателя к закреплению правового статуса этих лиц во время содержания под стражей, согласно которому граждане Российской Федерации, подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений, не лишаются и не могут быть лишены гражданства Российской Федерации по мотивам содержания их под стражей. Более того, согласно ст. 23 Закона Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации» в случае привлечения гражданина России к уголовной ответственности и вынесения постановления о привлечении его в качестве обвиняемого не допускается выход из гражданства по желанию ходатайствующего об этом лица.

Подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений пользуются правами и несут обязанности, установленные для граждан Российской Федерации с определенными ограничениями. Согласно п. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Исходя из данного конституционного принципа, законодатель установил, что ограничения прав и свобод подозреваемых и обвиняемых могут устанавливаться только федеральными законами.

Таким образом, права и свободы подозреваемых и обвиняемых, принадлежащие им как гражданам России, не могут быть ограничены законами субъектов Российской Федерации, а также указами Президента Российской Федерации и решениями Правительства Российской Федерации, ведомственными (например, Минюста России) нормативными актами.

Подозреваемые и обвиняемые иностранные граждане и лица без гражданства, содержащиеся под стражей на территории Российской Федерации, несут обязанности и пользуются правами и свободами наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных Конституцией, федеральными законами и международными договорами Российской Федерации.

Содержание правового статуса подозреваемых и обвиняемых складывается из их прав, законных интересов и обязанностей, которыми они обладают во время содержания под стражей. Они сформулированы в ст. 17 Федерального закона РФ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». Их можно разделить на три вида:

1) права, определяемые наличием у подозреваемых и обвиняемых правового статуса гражданина Российской Федерации (для иностранных граждан и лиц без гражданства - фактом приравнивания к правовому статусу гражданина РФ);

2) права, возникающие в связи с их задержанием и арестом;

3) права, обусловленные нахождением этих лиц в режимном учреждений с особым внутренним распорядком.

Подозреваемые и обвиняемые имеют право получать информацию о своих правах и обязанностях, порядке и условиях содержания. Законодательством закрепляется право подозреваемых и обвиняемых на личную безопасность во время содержания под стражей.

Подозреваемые и обвиняемые могут обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами, в том числе по вопросам нарушений их прав и законных интересов к прокурору, в суд, органы государственной власти, органы местного самоуправления и общественные объединения. Они направляются через администрацию места содержания под стражей не позднее следующего дня с момента подачи и не подлежат цензуре. Жалобы на действия и решения суда, лица, производящего дознание, следователя или прокурора направляются в порядке, предусмотренном УПК, не позднее трех дней с момента их подачи.

Ответы на предложения, заявления и жалобы объявляются подозреваемым и обвиняемым под расписку и приобщаются к их личным делам. Не допускается преследование в любой форме за обращение с предложениями, заявлениями или жалобами.

Подозреваемым и обвиняемым гарантируется свобода совести. Они могут отправлять (совершать обряды и участвовать в них) религиозные обряды в камерах, а при наличии возможности - в специально оборудованных для этих целей помещениях.

Для оказания духовной помощи подозреваемым и обвиняемым, по их просьбе и с разрешения лица или органа, в производстве которого находится уголовное дело, допускается приглашение в следственные изоляторы служителей религиозных культов.

Однако отправление религиозных обрядов в местах содержания под стражей и пользование религиозной литературой и предметами религиозного культа не должно нарушать Правила внутреннего распорядка, права других подозреваемых и обвиняемых.

Содержащиеся под стражей могут заниматься самообразованием и пользоваться для этого специальной литературой. Для несовершеннолетних создаются условия для получения общего среднего образования, им разрешается приобретать и получать школьно-письменные принадлежности в посылках и передачах сверх норм, предусмотренных законодательством.

Лица, содержащиеся под стражей, имеют право участвовать в гражданско-правовых сделках. Однако порядок участия в них имеет специфику. Так, они могут заключать такие сделки лишь с разрешения лица или органа, в производстве которого находится уголовное дело. В рамках указанных гражданско-правовых сделок они могут заключать и расторгать брак, участвовать в иных семейно-правовых отношениях.

Определенная часть общегражданских прав подозреваемых и обвиняемых ограничивается изоляцией. К ним относятся право на свидание с родственниками и иными лицами, переписку, получение посылок и передач,

получение и отправление денежных переводов, приобретение продуктов и предметов первой необходимости.

Подозреваемым и обвиняемым на основании письменного разрешения лица или органа, в производстве которых находится уголовное дело, может быть предоставлено не более двух свиданий в месяц с родственниками и иными лицами продолжительностью до трех часов каждое под контролем сотрудников мест содержания под стражей.

Подозреваемым и обвиняемым разрешается вести переписку с родственниками и иными лицами без ограничения числа получаемых и отправляемых телеграмм и писем. В интересах обеспечения расследования преступлении переписка осуществляется только через администрацию места содержания под стражей и подвергается администрацией цензуре.

Переписка подозреваемых и обвиняемых с лицами, содержащимися в учреждениях, исполняющих наказания, осуществляется с разрешения лица или органа, в производстве которых находится уголовное дело.

Подозреваемым и обвиняемым разрешается получать без ограничения количества посылки, вес которых не должен превышать норм, предусмотренных почтовыми правилами, а также передачи общим весом не более тридцати килограммов в месяц. Не допускается ограничение веса передач для несовершеннолетних, больных, страдающих тяжкими заболеваниями (при наличии медицинского заключения врачей мест содержания под стражей), беременных женщин, а также женщин, имеющих при себе детей до трех лет.

Подозреваемые и обвиняемые имеют право на получение и отправление денежных переводов. Администрация мест содержания под стражей по заключению врача принимает для подозреваемых и обвиняемых медикаменты в тех случаях, когда отсутствует возможность обеспечения ими.

Предметы, вещества и продукты питания, которые представляют опасность для жизни и здоровья людей, могут быть использованы в качестве орудия преступления либо для воспрепятствования целям содержания под стражей, запрещаются к передаче.

Денежные переводы, поступающие в места содержания под стражей, зачисляются на их лицевые счета. С разрешения администрации этих учреждений они могут из своих средств отправлять денежные переводы родственникам или иным лицам.

Право на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости по безналичному расчету имеется у подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в следственных изоляторах и тюрьмах, где, как правило, имеются специализированные магазины (ларьки). Кроме того, допускается приобретение через администрацию места содержания под стражей продуктов питания и предметов первой необходимости непосредственно в торговой сети, если в следственном изоляторе или тюрьме нет магазина (ларька) либо он по каким-либо причинам не работает.

Права подозреваемых и обвиняемых, возникающие в связи с их задержанием и арестом, включают в себя право на свидания с защитником, право хранить при себе документы и записи, относящиеся к уголовному делу, право обращаться в суд по вопросу о законности и обоснованности содержания под стражей, нарушения их прав и законных интересов.

С момента задержания подозреваемым и обвиняемым предоставляются свидания с защитником наедине. Количество и продолжительность свиданий не ограничиваются. Свидания предоставляются: с адвокатом, участвующим в деле в качестве защитника, – по предъявлении им ордера юридической консультации; с представителем профессионального союза или другой общественной организации, являющимся защитником, – по предъявлении соответствующего протокола; с иным лицом, участвующим в деле в качестве защитника, - по предъявлении определения суда или постановления судьи, а также документа, удостоверяющего его личность.

Свидания подозреваемого или обвиняемого с его защитником могут иметь место в условиях, позволяющих сотруднику правоохранительных органов видеть их, но не слышать.

Подозреваемые и обвиняемые имеют право хранить при себе документы и записи, относящиеся к уголовному делу.

Указанным лицам не разрешается хранить при себе документы и записи, которые могут быть использованы в противоправных целях. К их числу следует отнести, например, бланки удостоверений сотрудников правоохранительных или иных государственных органов, о системе или отдельных элементах охраны места содержания под стражей, о сотрудниках места содержания под стражей, членах их семей, способах передачи запрещенных предметов, побегов и т. п. Им не разрешается хранить при себе документы и записи, содержащие сведения, относящиеся к государственной или иной охраняемой законом тайне.

Подозреваемые и обвиняемые вправе обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами в суд, прежде всего по вопросу о законности и обоснованности содержания их под стражей в соответствии со ст. 220 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. Администрация места содержания лица под стражей по получении адресованной суду жалобы этого лица на арест или продление срока содержания под стражей обязана немедленно и, во всяком случае, не позднее двадцати четырех часов с момента ее получения направить жалобу в соответствующий суд с уведомлением о том прокурора.

В случае если жалоба принесена через лицо, производящее дознание, следователя или прокурора, то последние обязаны в течение двадцати четырех часов направить в суд поступившую жалобу вместе с материалами, подтверждающими законность и обоснованность применения заключения под стражу в качестве меры пресечения или продления срока содержания под стражей, а при необходимости – также со своими объяснениями. В случае, если жалоба была принесена через администрацию места содержания под стражей, прокурор обязан направить в суд указанные материалы и объяснения в течение двадцати четырех часов с момента получения от администрации места содержания под стражей уведомления о подаче этим лицом жалобы.

Подача жалобы до ее разрешения не приостанавливает действия постановления о применении заключения под стражу в порядке меры пресечения.

Права подозреваемых и обвиняемых, обусловленные нахождением этих лиц в режимном учреждении с особым внутренним распорядком, довольно разнообразны. Так, подозреваемые и обвиняемые имеют право обращаться с просьбой о личном приеме к начальнику места содержания под стражей и лицам, контролирующим деятельность этого учреждения, во время нахождения этих лиц на его территории. Личный прием подозреваемых и обвиняемых начальниками мест содержания под стражей или уполномоченными ими лицами осуществляется ежедневно, кроме выходных и праздничных дней, в течение рабочего времени. Запись подозреваемых и обвиняемых на личный прием осуществляется ежедневно во время обхода камер сотрудниками следственного изолятора.

Подозреваемые и обвиняемые имеют право получать бесплатное питание, материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение, в том числе в период участия их в следственных действиях и судебных заседаниях. Для этого создаются условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров. Подозреваемым и обвиняемым выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы. Все камеры обеспечиваются средствами радиовещания, а по возможности – телевизорами, холодильниками и вентиляционным оборудованием. В камеры выдаются литература и издания периодической печати из библиотеки места содержания под стражей либо приобретенные через администрацию этого учреждения в торговой сети, а также настольные игры.

В случае тяжкого заболевания либо смерти подозреваемого или обвиняемого администрация места содержания под стражей незамедлительно сообщает об этом его близким родственникам и прокурору, который по своей инициативе или заявлению родственников заболевшего либо умершего может проводить проверку по данному факту. Тело умершего после патологоанатомического исследования, а также производства действий, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом, передается лицам, его востребовавшим. Захоронение умершего, тело которого не востребовано, осуществляется за счет государства.

Подозреваемые и обвиняемые имеют право на восьмичасовой сон в ночное время, в течение которого запрещается их привлечение к участию в процессуальных и иных действиях, за исключением случаев, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом. В это время, согласно ч. 2 ст. 150 УПК РФ, возможен допрос подозреваемого или обвиняемого в случаях, не терпящих отлагательства. Решение о наличии таких случаев и о допросе подозреваемого иди обвиняемого в ночное время принимает лицо, проводящее дознание, следователь или прокурор.

Подозреваемые и обвиняемые имеют право пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа. Несовершеннолетние пользуются ежедневной прогулкой продолжительностью не менее двух часов. Продолжительность прогулки устанавливается администрацией места содержания с учетом распорядка дня, погоды, количества содержащихся лиц и других обстоятельств.

Продолжительность прогулок беременных женщин и женщин, имеющих при себе детей, не ограничивается. Однако при этом должны быть соблюдены требования внутреннего распорядка в местах содержания под стражей, в частности необходимость выполнения распорядка дня – приема пищи, участия в следственных и иных процессуальных действиях, восьмичасового сна и т.п.

Подозреваемые и обвиняемые имеют право пользоваться собственными постельными принадлежностями, а также другими вещами и предметами, перечень и количество которых определяются Правилами внутреннего распорядка.

Подозреваемые и обвиняемые могут пользоваться предоставляемыми администрацией настольными играми: шашками, шахматами, домино, нардами. Однако им запрещается играть в настольные игры с целью извлечения материальной или иной выгоды. Под иной выгодой в данном случае понимается извлечение каких-либо льгот или преимуществ в результате игры в настольные игры (освобождение от дежурства по камере, обязанности производить уборку камер и других помещении следственного изолятора и т.п.).

Указанные лица имеют право на вежливое обращение со стороны сотрудников мест содержания под стражей.

Содержащиеся в следственных изоляторах имеют право на получение от администрации при необходимости бесплатно одежды по сезону, разрешенной к ношению в местах содержания под стражей.

Подозреваемым и обвиняемым в следственных изоляторах при наличии соответствующих условий предоставляется возможность трудиться.

Законодатель дифференцировал правовой статус подозреваемых и обвиняемых в зависимости от вида меры пресечения. Так, только подозреваемые и обвиняемые, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу и которые содержатся в следственных изоляторах и тюрьмах, имеют право: получать и отправлять денежные переводы; заключать и расторгать брак, участвовать в иных семейно-правовых отношениях в случае, если это не противоречит федеральному закону; приобретать продукты питания и предметы первой необходимости в магазине (ларьке) следственного изолятора (тюрьмы) либо через администрацию места содержания под стражей в торговой сети; подписываться на газеты и журналы и получать их; получать от администрации при необходимости одежду по сезону, разрешенную к ношению в местах содержания под стражей.

Подозреваемые и обвиняемые несут юридические обязанности. Они обязаны: соблюдать порядок содержания под стражей, установленный федеральным законом и Правилами внутреннего распорядка; выполнять законные требования администрации мест содержания под стражей; соблюдать требования гигиены и санитарии; соблюдать правила пожарной безопасности; бережно относиться к имуществу мест содержания под стражей; проводить уборку камер и других помещений в порядке очередности; не совершать действии, унижающих достоинство сотрудников мест содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых, а также других лиц; не препятствовать сотрудникам мест содержания под стражей, а также иным лицам, обеспечивающим порядок содержания под стражей, в выполнении ими служебных обязанностей; не совершать умышленных действии, угрожающих собственной жизни и здоровью, например отказ от приема пищи, а также жизни и здоровью других лиц.

 

Согласно ст. 15 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлении» в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством. К последним следует отнести предусмотренные Уголовно-процессуальным кодексом задачи быстрого и полного раскрытия преступлении, изобличение виновных и обеспечение правильного применения закона.

Одной из задач режима в местах содержания под стражей является обеспечение изоляции, выступающей в двух формах: изоляция от внешнего мира и изоляция от других категории подозреваемых и обвиняемых

Изоляция от внешнего мира обеспечивается путем неукоснительного соблюдения правил общения подозреваемых и обвиняемых во время свиданий, переписки, приема посылок и передач, обращения с предложениями, заявлениями и жалобами, а также путем применения мер предупреждения нарушения внешней изоляции (обыска, досмотра, цензуры корреспонденции и т.д.). Изоляция различных категории подозреваемых и обвиняемых обеспечивается путем их размещения и раздельного содержания в общих или одиночных камерах на срок более одних суток.

При размещении в камерах раздельно содержатся:

- мужчины и женщины;

- несовершеннолетние и взрослые (в исключительных случаях с согласия прокурора в камерах, где содержатся несовершеннолетние, допускается содержание положительно характеризующихся взрослых);

- впервые привлекаемые к уголовной ответственности за преступления, не относящиеся к тяжким;

- лица, впервые привлекаемые к уголовной ответственности, и лица, ранее содержавшиеся в местах лишения свободы;

- подозреваемые и обвиняемые, а также осужденные, приговоры в отношении которых вступили в законную силу, подозреваемые и обвиняемые по одному уголовному делу.

Отдельно от других содержатся:

подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлении против основ конституционного строя и безопасности государства;

лица, совершившие преступления при особо опасном рецидиве;

осужденные к смертной казни;

иностранные граждане и лица без гражданства – при наличии условии для их содержания отдельно от других подозреваемых и обвиняемых;

лица, являвшиеся судьями, адвокатами, сотрудниками правоохранительных органов, налоговых и таможенных органов, службы судебных приставов, военнослужащими внутренних войск;

по решению администрации места содержания под стражей либо по письменному решению лица или органа, в производстве которых находится уголовное дело, подозреваемые и обвиняемые, жизни и здоровью которых угрожает опасность со стороны других лиц данной категории;

больные инфекционными заболеваниями или нуждающиеся в особом медицинском уходе и наблюдении, и другие категории.

Не допускаются переговоры, передача каких-либо предметов и переписка между лицами, содержащимися в различных камерах или иных помещениях мест содержания под стражей. Основные требования обеспечения изоляции должны соблюдаться также при перемещении этих лиц за пределами мест их содержания.

Для обеспечения режима и изоляции подозреваемых и обвиняемых законодательством предусматривается охрана и надзор за их поведением, меры поощрения и взыскания, материальная ответственность, меры пресечения их противоправного поведения и режим особых условий в местах содержания под стражей.

Указанные лица находятся в местах содержания под стражей под охраной и передвигаются по территории этих мест под конвоем либо в сопровождении сотрудников этих учреждений. За их поведением осуществляется постоянный надзор, для чего используется аудио-видео техника. Они подвергаются личному обыску, дактилоскопированию и фотографированию. Помещения, в которых они размещаются, подвергаются, обыску, их вещи, передачи и посылки - досмотру.

Изъятые запрещенные предметы, вещества и продукты питания передаются на хранение либо уничтожаются по мотивированному постановлению начальника учреждения, о чем составляется соответствующий акт. Деньги, которые обнаружены в местах содержания под стражей, зачисляются на лицевой счет их владельца, а ценные бумаги и ценные вещи передаются на хранение.

При наличии достаточных оснований подозревать лиц в попытке проноса запрещенных предметов, веществ и продуктов питания сотрудники мест содержания под стражей вправе производить досмотр их вещей и одежды при входе и выходе с территории этих учреждений, а также досмотр въезжающих и выезжающих транспортных средств, изъятие предметов, веществ и продуктов питания, запрещенных к хранению и использованию. Не подвергаются досмотру вещи и одежда лиц, в производстве которых находятся уголовные дела и которые обладают правом контроля и надзора за местами содержания под стражей.

Важную роль в числе основных средств обеспечения режима играют меры пресечения противоправного поведения подозреваемых и обвиняемых.

Среди них - меры, принимаемые при отказе от приема пищи (голодовке). При установлении факта отказа от приема пищи начальник места содержания под стражей обязан выяснить причины непринятия пищи и известить об этом лицо или орган, в производстве которых находится уголовное дело, а также прокурора, осуществляющего надзор за исполнением законов в местах содержания под стражей.

Во время отказа от приема пищи подозреваемый или обвиняемый содержится по возможности отдельно от других лиц и находится под наблюдением медицинского работника. Если его жизни угрожает опасность, то на основании письменного заключения врача и в присутствии медицинского работника осуществляются меры, направленные на поддержание здоровья отказывающегося от приема пищи.

Применение физической силы, специальных средств, газового и огнестрельного оружия сотрудниками мест содержания под стражей либо иными сотрудниками органов внутренних дел, привлекающимися для обеспечения правопорядка, является важным, но крайним средством обеспечения режима в местах содержания под стражей. Основания и порядок их применения аналогичны для исправительных учреждений.

В случаях стихийных бедствии, эпидемий, эпизоотии, обширных очагов возгорании, крупных аварии систем жизнеобеспечения, массовых беспорядков или неповиновения подозреваемых и обвиняемых либо при наличии реальной угрозы вооруженного нападения на места содержания под стражей по решению министра юстиции Российской Федерации, министра внутренних дел РФ, директора Федеральной службы безопасности Российской Федерации, министра обороны Российской Федерации, Главнокомандующего Пограничными войсками Российской Федерации, руководителей территориальных органов уголовно-исполнительной системы в пределах их компетенции, согласованному с Генеральным прокурором Российской Федерации или соответствующими прокурорами, в местах содержания под стражей вводится режим особых условий на срок не более тридцати суток. Основания его введения и порядок осуществления аналогичны режиму особых условий в исправительных учреждениях.

 

Рекомендуемая литература

1. Копшева К. О. Уголовно-исполнительное право [Текст]: Учебное пособие.- М.: Дашков и К, 2007.- 348 с.

2. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу РФ [Текст]: Кодекс /Под ред. В. И. Селиверстова.- М: Проспект, 2008.- 440 с.

 

Вопросы для самоконтроля

  1. Основания привлечения к уголовной ответственности.
  2. Основания для прекращение отбывания под стражей.
  3. Правовое положение подозреваемых и обвиняемых, и контроль за ними.

 

Цель занятий:

1.рассмотретьмеждународные аспекты исполнения уголовных наказаний;

2.привитие навыков самостоятельной работы с научной и учебной литературой, нормативными правовыми актами;

3.повышение правовой культуры и правового сознания студентов; привитие навыков самостоятельной работы с научной и учебной литературой, нормативными правовыми актами.

Ключевые слова: Пекинские правила, «шведская тюрьма», международные стандарты отбывания наказания.

 

1. Особенности исполнения уголовных наказаний в зарубежных странах.

2. Международные акты об обращении с осужденными.

3. Международные стандарты обращения с осужденными.