Основные функции режима

Режим как социально-правовое явление, характерное для мест лишения свободы, в процессе исполнения и отбывания наказания несет определенную функциональную нагрузку. В теории уголовно-исполнительного права принято выделять несколько ключевых функций режима.

Карательная функция. Здесь следует заметить, что прямого указания на карательные элементы режима уголовно-исполнительное законодательство не содержит. Вместе с тем под карой традиционно понимают некий объем правоограничений, выраженный в режиме, который установлен законодателем для различных исправительных учреждений. В части четвертой ст. 10 УИК РФ записано, что «Права и обязанности осужденных определяются УИК РФ, исходя из порядка и условий отбывания (режим отбывания)конкретного вида наказания». Кроме того, объем правограничений может существенно изменяться в пределах одного исправительного учреждения. В зависимости от поведения осужденные могут содержаться в строгих, обычных и облегченных условиях, а в воспитательных колониях дополнительно - на льготных условиях содержания, и в помещениях камерного типа. Объем правоограничений меняется и в связи с переводом осужденных по положительным или отрицательным мотивам за пределы исправительного учреждения, например, в колонию-поселение или тюрьму.

Воспитательная функция. Режим как организованный на правовой основе порядок исполнения и отбывания уголовного наказания в виде лишения свободы является основным средством исправления осужденных (ч. 2 ст. 9 УИК РФ). В силу этого урегулированный нормами уголовно-исполнительного права порядок исполнения и отбывания наказания приобщает осужденных к цивилизованным взаимоотношениям, формирует у них чувство уважительного отношения к человеку, обществу, труду, позволяет усваивать правила и традиции человеческого общежития, стимулирует правопослушное поведение, обеспечивает реализацию основных требований режима.

Функция обеспечения рационального и эффективного применения к осужденным мер исправительного воздействия. В этом смысле «Режим создает условия для применения других средств исправления осужденных» (ч. 2 ст. 82 УИК РФ). Кроме того, «Каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определенных администрацией исправительного учреждения» (ч. 1 ст. 103 УИК РФ). Распорядком дня исправительного учреждения могут быть предусмотрены воспитательные мероприятия, в которых обязательно участие осужденных (ч. 3 ст. 104 УИК РФ), а также их обязанностью является получение основного общего образования, если лицо не достигло возраста 30 лет (ч. 1 ст. 112 УИК РФ). Реализацию этих обязанностей.

Регулятивная функция. Ее суть заключается в том, что объем правограничений зависит от условий и порядка исполнения и отбывания лишения свободы в учреждениях конкретного вида, вида режима исправительного учреждения и индивидуального поведения осужденного (ст.ст. 113, 115, 120-134 УИК РФ).

Функция частного и общего предупреждения нашла отражение в части 1 ст. 1 УИК РФ. Здесь речь идет о превентивном значении должным образом организационного порядка исполнения и отбывания наказания, обеспечивающего предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами.