Принципы уголовно-исполнительного права

Формирование уголовно-исполнительной политики и эффективность её реализации во многом зависят от сложившейся в обществе системы морально-нравственных ценностей, уровня культуры, общественного мнения и правосознания граждан.

Определение путей реформирования политики, законодательства и самой системы учреждений и органов, исполняющих наказания, невозможно без активной роли науки уголовно-исполнительного права. В настоящее время образована достаточно широкая сеть учебных заведений, которые ведут подготовку специалистов для уголовно-исполнительной системы и разрабатывают различные научные проблемы данной отрасли знаний, создан и функционирует Научно-исследовательский институт уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ.

Политика России в области исполнения уголовных наказаний и обращения с осуждёнными выражает отношение государства к организации исполнения уголовных наказаний, ориентируясь не только на собственную практику, возможности, традиции, но и учитывая и равняясь на международные нормы и стандарты обращения с осуждёнными.

Реализуя уголовно-исполнительную политику, право закрепляет её основные положения в своих конкретных нормах и правовых институтах, развивая их на содержательном уровне применительно как к общим положениям, относящимся к исполнению всех видов наказаний, так и к исполнению отдельных наказаний.

Следуя в русле требований уголовной политики и уголовного права, уголовно-исполнительное право в сферу своего воздействия включает и исполнение иных мер уголовно-правового характера, не являющихся в собственном смысле наказанием (принудительные меры воспитательного воздействия, принудительные меры медицинского характера и т. д.). Совокупность всех этих отношений, нашедших закрепление в уголовно-исполнительном законодательстве, и составляет предмет данной отрасли российского права.

 

Принципы уголовно-исполнительного права - это вытекающие из требований политики государства общие руководящие начала, пронизывающие всё содержание деятельности соответствующих органов.

Уголовно - исполнительное законодательство Российской Федерации основывается на принципах законности, гуманизма, демократизма, равенства осуждённых перед законом, дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний, рационального применения мер принуждения, средств исправления осуждённых и стимулирования их правопослушного поведения, соединения наказания с исправительным воздействием (ст. 8 УИК РФ).

В отличие от УК РФ, Уголовно - исполнительный кодекс РФ только перечисляет принципы, на которых основывается уголовно - исполнительное законодательство Российской Федерации, но не раскрывает сущность каждого из них. Поэтому содержательная сторона каждого из указанных в УИК РФ принципов раскрывается исходя из многолетней практики их применения и научного анализа используемых в законе терминов.

Принцип гуманизма в уголовно - исполнительном законодательстве проявляется в различных направлениях и формах. Данный принцип в УИК РФ, по сравнению с ранее действовавшим ИТК РСФСР, воплощён намного полнее, что явилось следствием приведения нормативной базы России в сфере исполнения уголовных наказаний к мировым стандартам обращения с осуждёнными.

В УИК РФ закреплено требование строгого соблюдения гарантий защиты осуждённых от пыток, насилия и другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения с ними. Существенно расширены возможности поддержания и развития социально полезных связей осуждённых с родственниками и трудовыми коллективами, а также развития их позитивной инициативы.

Реализация принципа гуманизма поставлена в прямую зависимость от поведения осуждённых, от их желания и настроения проявлять себя определённым образом. Например, если осуждённый не нарушает установленного порядка и дисциплины, то ему предоставляется широкая возможность получения различного рода льгот и ослабления режимных требований; если же он выбирает путь неповиновения и правонарушений, то, наоборот, режимные требования могут быть существенно ужесточены (например, в исправительном учреждении - путём системы взысканий, перевода в более строгие условия содержания и даже в тюрьму).

Благодаря такой системе противовесов основная масса осуждённых заинтересована в правопослушном поведении. Это в конечном счёте обеспечивает устойчивую обстановку в уголовно - исполнительной системе, по существу исключая массовые проявления недовольства со стороны осуждённых. Сегодня фактическое воплощение в жизнь всех гуманистических проявлений закона затрудняет крайняя скудность материально - финансового и иного ресурсного обеспечения данной системы.

В последнее время осуществлены крупные изменения в карательной политике, сняты или существенно уменьшены многие ограничения в расходовании осуждёнными денег на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости, получение посылок и передач, сокращены сроки фактического отбытия наказания для представления к условно - досрочному освобождению или замене наказания более мягким и ряд других.

Принцип гуманизма имеет и обратную сторону: он должен проявляться не только по отношению к осуждённым, но и ко всему обществу в целом, обеспечивая должный порядок и спокойствие граждан, охрану их законных интересов. Поэтому в Кодексе предусматриваются меры по надежной изоляции и охране осуждённых, по пресечению различных попыток (как с их стороны, так и со стороны иных граждан) проникновения на охраняемые территории, нападения на охрану, проноса запрещённых предметов и подобных действий.

Принцип демократизма проявляется в том, что УИК РФ, хотя и исходит из конституционной установки о федеральном построении уголовно - исполнительной системы, тем не менее предоставляет довольно широкие права субъектам Российской Федерации и муниципальным органам в отношении расположенных на их территориях учреждений и органов, исполняющих наказания.

Органы власти субъектов Федерации оказывают финансовую помощь указанным структурам (по приобретению продовольствия, строительству различных зданий и сооружений, по освобождению от налогов, предоставлению различного рода льготных кредитов и т. п.).

Принцип демократизма проявляется и в других формах:

· в порядке беспрепятственной подачи жалоб и заявлений осуждённых;

· в свободе выбора ими языка обращения и переписки;

· в контроле органов государственной власти и органов местного самоуправления;

· судебном и ведомственном контроле;

· прокурорском надзоре за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания;

· в содействии работе общественных объединений.

Принцип равенства осуждённых перед законом выражается в едином правовом положении лиц, отбывающих конкретный вид наказания или находящихся на одном режиме исправительного учреждения, независимо от национальной принадлежности, социального положения, вероисповедания и других подобного рода признаков. Здесь различия предусматриваются в зависимости от пола, возраста, состояния здоровья, наличия беременности или малолетних детей, а главное - от поведения осуждённых.

Принцип дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний предполагает рациональность мер принуждения, средств исправления осуждённых и стимулирования их правопослушного поведения. Это, в свою очередь, есть следствие проведённых дифференциации и индивидуализации личности самих осуждённых.

Осуждённые дифференцируются на разных этапах и в зависимости от: возраста; состояния здоровья; наличия семьи, родственников; отбытого срока наказания и их поведения; возможности досрочного (в любой форме) освобождения; наличия профессии и т. д.

Внутри классификационных групп осуждённых выделяется личность каждого из них, выявляются её основные характеристики, в том числе положительные и отрицательные качества.

Следует отметить, что личность осуждённого не может быть представлена как средоточие одних лишь негативных свойств и качеств: отдельные из них могут быть поражены полностью, другие - частично, а некоторые - вообще могут находиться в удовлетворительном состоянии. Задача педагогов и всего персонала уголовно - исполнительной системы - составить подробный психолого-педагогический портрет личности каждого осуждённого и на этой основе разработать и осуществить программу воспитательных воздействий, опираясь на положительные качества данной личности и разрушая, блокируя её отрицательные свойства.

Например, в каждом исправительном учреждении разрабатываются единые режимно-педагогические требования, которые персонал всех служб предъявляет к осуждённым. В зависимости от принадлежности осуждённых к той или иной классификационной группе к ним индивидуально применяется конкретный комплекс мер принуждения, стимулирования и исправления. Эффективность действия этого комплекса мер зависит от многих обстоятельств, но в целом она доказана практикой.

В законодательстве указанные аспекты дифференциации и индивидуализации изложены достаточно полно и подробно. Система мер стимуляции правопослушного поведения сейчас намного богаче и обширнее, чем раньше. Эффективность её реализации зависит от уровня организаторской работы и педагогического мастерства воспитателей.

Рациональное применение средств исправления предполагает целенаправленное воспитательное воздействие на осужденных, организацию их труда, профессионального и общеобразовательного обучения с учетом их типологических и индивидуальных особенностей.

Принцип стимулирования правопослушного поведения закреплен в поощрительных нормах ст. 45, 57, 71, 97, 113, 121, 134, 153, 167 УИК РФ, перевод на облегченные условия содержания и условно-досрочное освобождение.

Принцип соединения наказания с исправительным воздействием был закреплён и в ранее действовавшем исправительно-трудовом законодательстве. Правда, тогда он относился лишь к тем наказаниям, которые соединялись с мерами исправительно-трудового воздействия. Теперь же предмет законодательства намного шире. Он включает регламентацию исполнения не только всех видов наказаний, но и иных мер уголовно - правового характера.

Тем не менее, данный принцип сохраняется, хотя исправительное воздействие ряду из них не присуще. Учитывая, однако, что большинство наказаний соединяется на стадии их исполнения с исправительным воздействием, этот принцип является определяющим для характеристики уголовно - исполнительного законодательства.

Под исправительным воздействием понимается широкий комплекс различных воспитательных мероприятий: труд, обучение, профессиональная подготовка, развитие самодеятельности и многое другое, что призвано формировать позитивные свойства личности.

Реализация всех вышеизложенных принципов повышает эффективность исполнения наказания и усиливает защиту законных прав и свобод, а также интересов осужденных.

К сожалению, УИК суть указанных принципов не раскрывает в отличие от УК РФ, где в ст. ст. 3-7 приведена краткая расшифровка принципов уголовного законодательства.

Ткачевский Ю. М. Считает, что «представляется целесообразным дополнить перечень ст. 8 УИК РФ принципом справедливости».