Маневр с изменением аэродромов базирования называется перебазированием.
Перебазирование в новый район осуществляется
- воздушным,
- летным,
- наземным эшелонами.
Воздушным эшелоном следует часть органов управления с передовой командой, личный состав ИАС, необходимые средства связи и РТО.
Летный эшелон составляют самолеты авиационной части, осуществляющие перелет на новый аэродром.
Наземным эшелоном следуют все остальные подразделения обеспечения, а также имущество перемещаются в новый район на автомобилях или по железной дороге.
Частота перебазирования авиационных частей:
Род авиации | В ходе фронтовой оборонительной операции | В ходе фронтовой наступательной операции |
АА ИА, ИБА и БА ША РА | 1 раз в 2-е суток 1 - 2 раза 2-3 раза 1-2 раза | 1 раз в сутки 1 раз через 2-3 суток 1 раз через 2 суток 1 раз через 2-4 суток |
Маневренность авиационных частей определяется временем, необходимым для перебазирования личного состава и соответствующего технического имущества ИАС (инженерно авиационной службы) и других обеспечивающих подразделений.
В целом работа инженерно-технического состава при маневре авиационной части осуществляется в три этапа:
- первый этап - заблаговременная подготовка ИАС к перебазированию,
- второй этап - непосредственная подготовка
- третий этап – собственно перебазирование.
Третий этап, а именно перебазирование начинается с момента убытия со старого аэродрома передовой команды ИАС и заканчивается развертыванием на новом аэродроме последнего эшелона ИАС.
В ходе перебазирования ИАС осуществляет:
- свертывание и отправку передовой команды;
- подготовку к перелету и выпуск в полет самолетов;
- погрузку и отправку группы выпуска;
- погрузку и отправку наземного эшелона;
- развертывание сил и средств ИАС на новом аэродроме базирования и подготовку авиационной техники к применению
Состав эшелонов перебазирования ИАС части
Распределение сил и средств ИАС по эшелонам перебазирования
Наименование команд и групп | Номер эшелона | Численность л/с, % | Количество АТИ % | ||
АТО (АЭ) АвБ | ТЭЧ АвБ | АТО (АЭ) АвБ | ТЭЧ АвБ | ||
АТО (ИАС АЭ Авб | - | ||||
Передовая команда: | - | 40-50 | 20-40 | ||
- Оперативная группа | 15-20 | 5-10 | |||
- Группа усиления | 25-30 | 15-30 | |||
Команда выпуска: | - | 50-60 | 60-80 | ||
- Группа выпуска | 45-50 | 15-20 | |||
- Группа транспортировки АТИ | 5-10 | 45-60 | |||
ТЭЧ АвБ: | - | ||||
- Подвижная ремонтная группа | |||||
- Ремонтная группа АвБ | |||||
- Основная группа |
Классификация аэродромов, их оборудование и основные элементы (основной):
Кроме того различают аэродромы:
- сверхклассные;
- ледовые;
- гидроаэродромы;
- грунтовые;
- ложные
Дополнительно:
По назначению аэродромы подразделяются на войсковые, учебные и специального назначения.
1.Войсковыми называются аэродромы, на которых базируются строевые авиационные части и подразделения.
2. Учебными аэродромами называют аэродромы, на которых базируются авиационные части и подразделения военных учебных заведений.
3. Аэродромами специального назначения называют аэродромы, предназначенные для выполнения специальных заданий, а также для испытаний самолетов, проводимых научно-исследовательскими (испытательными) учреждениями.
По инженерному оборудованию аэродромы подразделяются на постоянные и полевые.
1.Постоянные аэродромы – это аэродромы, имеющие ВПП, рулежные дорожки (РД) и места стоянки (МС) летательных аппаратов с искусственным покрытием и предназначенные для постоянного базирования авиационных частей и подразделений.
2.Полевые аэродромы – это аэродромы, имеющие грунтовые ВПП, РД и МС летательных аппаратов, а также сооружения упрощенного или сборно-разборного типов и подвижное оборудование. Полевые аэродромы предназначены для временного базирования авиационных частей и подразделений.
По характеру использования аэродромы подразделяются на основные и запасные.
1.Основные аэродромы - это аэродромы посадки самолетов, предусмотренные заданием на полет.
2.Запасные аэродромы – это аэродромы, выделенные для посадки самолетов в случае невозможности использования основных аэродромов.
По техническим характеристикам ВПП (размерам и несущей способности ее покрытия) и оборудованию средствами РТО аэродромы подразделяются на аэродромы 1, 2, 3 класса и посадочные площадки.
1.Аэродромы 1-го класса предназначены для базирования частей ДА, ВТА и авиации военно-морского флота (ВМФ). На этих аэродромах оборудованы одна-две ВПП длиной не менее 2500 метров каждая и шириной 48...50 метров с грузоподъемностью 60... 100 тонн.
Под термином «грузоподъемность аэродрома» понимают максимальный полетный вес самолета, который может выдержать покрытие аэродрома при его посадке.
2.Аэродромы 2-го класса предназначены для базирования одной-двух авиационных частей ФА, ВТА или авиации противовоздушной обороны (ПВО). Они имеют ВПП длиной не менее 1800 метров, шириной 32...40 метров и грузоподъемностью 30...60 тонн.
3.Аэродромы 3-го класса предназначены для базирования авиационных частей ФА и АА. Они имеют ВПП длиной не менее 1200 метров, шириной 32 метра и грузоподъемностью до 30 тонн.
4.Посадочные площадки служат для кратковременного использования их самолетами весом до 10 тонн, а также самолетами вертикального взлета и посадки и вертолетами. Посадочные площадки имеют небольшие размеры (длина ВПП 300...800 метров, ширина до 30 метров) и, как правило, не оборудуются постоянными сооружениями.
5.Сверхклассными называют аэродромы, предназначенные для базирования и испытаний сверхтяжелых самолетов («Буран», «Мрия» и др.) и имеющие длину ВПП и прочность ее покрытия выше, чем у аэродрома 1-го класса.
6.Ледовые аэродромы используются для базирования авиации в Заполярье. Они оборудуются на замерзших водоемах с толщиной льда не менее 100 см.
7.Гидроаэродром — это участок акватории моря и прилегающей к нему береговой территории с сооружениями и оборудованием, предназначенными для базирования авиачасти, вооруженной гидросамолетами.
Грунтовый аэродром представляет собой специально подготовленный земельный участок местности, обеспечивающий взлет и посадку самолетов с грунтовой ВПП. Грунтовые аэродромы используются в качестве запасных авиационными частями и подразделениями ФА и АА.
8.Ложные аэродромы предназначены для привлечения к ним внимания противника, провоцирования его на нанесение ударов с целью нерационального расходования имеющихся сил и средств, а также для снижения потерь своих летательных аппаратов, базирующихся на действующих аэродромах.
На аэродроме размещается комплекс средств радиосветотехнического обеспечения полетов (РСТО) в соответствии с типовой схемой. Основными элементами схемы являются:
- оборудование системы посадки;
- комплекс аэродромного светотехнического оборудования;
- радиолокационная система посадки (РСП);
- радиотехническая система ближней навигации (РСБН);
- радиомаячные системы посадки;
- командно-диспетчерский пункт (стартовый командный пункт);
- средства радиосвязи
Оборудование системы посадки (ОСП) включает в свой состав приводные аэродромные радиостанции (ПАР), автоматический радиопеленгатор (АРП), кодовый неоновый светомаяк (КНС) и светооборудование (комплекс аэродромных огней и прожекторные станции), которое включает:
- кодовый светомаяк красного цвета (обеспечивает опознавание аэродрома);
- огни подхода красного цвета (служат для указания направления подхода к ВПП при планировании самолета);
- огни приближения красного цвета (для перехода с пилотирования по приборам к пилотированию с визуальной ориентировкой);
- огни разрешения и запрещения посадки зеленого и красного цвета;
- огни ВПП белого и желтого цвета;
- огни различных дорожек синего цвета
Радиолокационная система посадки (РСП) служит для контроля и управления движением самолетов в районе аэродрома, их опознавания и вывода на ВПП в простых и сложных метеоусловиях днем и ночью со снижением до высоты 30. . .50 м.
В состав системы входит диспетчерский радиолокатор (ДРЛ) с дальностью действия до 80-130 км и посадочный радиолокатор (ПРЛ) с дальностью действия не менее 30 км. Указанные радиолокаторы предназначены для контроля за положением самолета в пространстве относительно курса посадки и глиссады планирования. Размещается РСП по центру ВПП на удалении от оси ВПП 150-200 м.
Радиотехническая система ближней навигации (РСБН) предназначена для непрерывного определения координат (азимута и дальности) на самолете и на земле; привода самолета в любую заданную точку с указанием момента прохода этой точки; полета по маршруту и выполнения предпосадочного маневра. Устанавливается система по центру ВПП и в стороне от оси на 300. . .600 м.
Радиомаячные системы посадки самолетов предназначены для обеспечения захода на посадку самолетов, оборудованных бортовой аппаратурой РСБН. Основные элементы системы - курсовой и глиссадный радиомаяки (КРМ и ГРМ).
Курсовой радиомаяк размещается на оси ВПП на удалениях 500. . .1200 м от конца ВПП, глиссадный радиомаяк - 120. . .180 м слева от ВПП (по ходу посадки самолета) и 300 м от ее начала.
|