Маневр с изменением аэродромов базирования называется перебазированием.

 

Перебазирование в новый район осуществляется

- воздушным,

- летным,

- наземным эшелонами.

 

Воздушным эшелоном следует часть органов управления с передовой командой, личный состав ИАС, необходимые средства связи и РТО.

 

Летный эшелон составляют самолеты авиационной части, осуществляющие перелет на новый аэродром.

 

Наземным эшелоном следуют все остальные подразделения обеспечения, а также имущество перемещаются в новый район на автомобилях или по железной дороге.

 

Частота перебазирования авиационных частей:

 

Род авиации В ходе фронтовой оборонительной операции В ходе фронтовой наступательной операции
АА ИА, ИБА и БА ША РА 1 раз в 2-е суток 1 - 2 раза 2-3 раза 1-2 раза 1 раз в сутки 1 раз через 2-3 суток 1 раз через 2 суток 1 раз через 2-4 суток

 

 

Маневренность авиационных частей определяется временем, необходимым для перебазирования личного состава и соответствующего технического имущества ИАС (инженерно авиационной службы) и других обеспечивающих подразделений.

 

В целом работа инженерно-технического состава при маневре авиационной части осуществляется в три этапа:

- первый этап - заблаговременная подготовка ИАС к перебазированию,

- второй этап - непосредственная подготовка

- третий этап – собственно перебазирование.

 

Третий этап, а именно перебазирование начинается с момента убытия со старого аэродрома передовой команды ИАС и заканчивается развертыванием на новом аэродроме последнего эшелона ИАС.

 

В ходе перебазирования ИАС осуществляет:

- свертывание и отправку передовой команды;

- подготовку к перелету и выпуск в полет самолетов;

- погрузку и отправку группы выпуска;

- погрузку и отправку наземного эшелона;

- развертывание сил и средств ИАС на новом аэродроме базирования и подготовку авиационной техники к применению

 

 

Состав эшелонов перебазирования ИАС части

 

 

Распределение сил и средств ИАС по эшелонам перебазирования

Наименование команд и групп Номер эшелона Численность л/с, % Количество АТИ %
АТО (АЭ) АвБ ТЭЧ АвБ АТО (АЭ) АвБ ТЭЧ АвБ
АТО (ИАС АЭ Авб -    
Передовая команда: - 40-50   20-40  
- Оперативная группа 15-20   5-10  
- Группа усиления 25-30   15-30  
Команда выпуска: - 50-60   60-80  
- Группа выпуска 45-50   15-20  
- Группа транспортировки АТИ 5-10   45-60  
ТЭЧ АвБ: -    
- Подвижная ремонтная группа    
- Ремонтная группа АвБ    
- Основная группа    

 

Классификация аэродромов, их оборудование и основные элементы (основной):

 

Кроме того различают аэродромы:

- сверхклассные;

- ледовые;

- гидроаэродромы;

- грунтовые;

- ложные

 

 

Дополнительно:

По назначению аэродромы подразделяются на войсковые, учебные и специального назначения.

1.Войсковыми называются аэродромы, на которых базируются строевые авиационные части и подразделения.

2. Учебными аэродромами называют аэродромы, на которых базируются авиационные части и подразделения военных учебных заведений.

3. Аэродромами специального назначения называют аэродромы, предназначенные для выполнения специальных заданий, а также для испытаний самолетов, проводимых научно-исследовательскими (испытательными) учреждениями.

 

По инженерному оборудованию аэродромы подразделяются на постоянные и полевые.

1.Постоянные аэродромы – это аэродромы, имеющие ВПП, рулежные дорожки (РД) и места стоянки (МС) летательных аппаратов с искусственным покрытием и предназначенные для постоянного базирования авиационных частей и подразделений.

2.Полевые аэродромы – это аэродромы, имеющие грунтовые ВПП, РД и МС летательных аппаратов, а также сооружения упрощенного или сборно-разборного типов и подвижное оборудование. Полевые аэродромы предназначены для временного базирования авиационных частей и подразделений.

 

По характеру использования аэродромы подразделяются на основные и запасные.

1.Основные аэродромы - это аэродромы посадки самолетов, предусмотренные заданием на полет.

2.Запасные аэродромы – это аэродромы, выделенные для посадки самолетов в случае невозможности использования основных аэродромов.

 

По техническим характеристикам ВПП (размерам и несущей способности ее покрытия) и оборудованию средствами РТО аэродромы подразделяются на аэродромы 1, 2, 3 класса и посадочные площадки.

 

1.Аэродромы 1-го класса предназначены для базирования частей ДА, ВТА и авиации военно-морского флота (ВМФ). На этих аэродромах оборудованы одна-две ВПП длиной не менее 2500 метров каждая и шириной 48...50 метров с грузоподъемностью 60... 100 тонн.

 

Под термином «грузоподъемность аэродрома» понимают максимальный полетный вес самолета, который может выдержать покрытие аэродрома при его посадке.

 

2.Аэродромы 2-го класса предназначены для базирования одной-двух авиационных частей ФА, ВТА или авиации противовоздушной оборо­ны (ПВО). Они имеют ВПП длиной не менее 1800 метров, шириной 32...40 метров и грузоподъемностью 30...60 тонн.

 

3.Аэродромы 3-го класса предназначены для базирования авиацион­ных частей ФА и АА. Они имеют ВПП длиной не менее 1200 метров, шириной 32 метра и грузоподъемностью до 30 тонн.

 

4.Посадочные площадки служат для кратковременного использования их самолетами весом до 10 тонн, а также самолетами вертикального взлета и посадки и вертолетами. Посадочные площадки имеют неболь­шие размеры (длина ВПП 300...800 метров, ширина до 30 метров) и, как правило, не оборудуются постоянными сооружениями.

 

 

5.Сверхклассными называют аэродромы, предназначенные для базирования и испытаний сверхтяжелых самолетов («Буран», «Мрия» и др.) и имеющие длину ВПП и прочность ее покрытия выше, чем у аэродрома 1-го класса.

 

6.Ледовые аэродромы используются для базирования авиации в Заполярье. Они оборудуются на замерзших водоемах с толщиной льда не менее 100 см.

 

7.Гидроаэродром — это участок акватории моря и прилегающей к нему береговой территории с сооружениями и оборудованием, предназначенными для базирования авиачасти, вооруженной гидросамолетами.

Грунтовый аэродром представляет собой специально подготовлен­ный земельный участок местности, обеспечивающий взлет и посадку самолетов с грунтовой ВПП. Грунтовые аэродромы используются в качестве запасных авиационными частями и подразделениями ФА и АА.

 

8.Ложные аэродромы предназначены для привлечения к ним внимания противника, провоцирования его на нанесение ударов с целью нерационального расходования имеющихся сил и средств, а также для снижения потерь своих летательных аппаратов, базирующихся на действующих аэродромах.

 

 

На аэродроме размещается комплекс средств радиосветотехнического обеспечения полетов (РСТО) в соответствии с типовой схемой. Основными элементами схемы являются:

- оборудование системы посадки;

- комплекс аэродромного светотехнического оборудования;

- радиолокационная система посадки (РСП);

- радиотехническая система ближней навигации (РСБН);

- радиомаячные системы посадки;

- командно-диспетчерский пункт (стартовый командный пункт);

- средства радиосвязи

 

Оборудование системы посадки (ОСП) включает в свой состав приводные аэродромные радиостанции (ПАР), автоматический радиопеленгатор (АРП), кодовый неоновый светомаяк (КНС) и светооборудование (комплекс аэродромных огней и прожекторные станции), которое включает:

- кодовый светомаяк красного цвета (обеспечивает опознавание аэродрома);

- огни подхода красного цвета (служат для указания направления подхода к ВПП при планировании самолета);

- огни приближения красного цвета (для перехода с пилотирования по приборам к пилотированию с визуальной ориентировкой);

- огни разрешения и запрещения посадки зеленого и красного цвета;

- огни ВПП белого и желтого цвета;

- огни различных дорожек синего цвета

 

Радиолокационная система посадки (РСП) служит для контроля и управления движением самолетов в районе аэродрома, их опознавания и вывода на ВПП в простых и сложных метеоусловиях днем и ночью со снижением до высоты 30. . .50 м.

В состав системы входит диспетчерский радиолокатор (ДРЛ) с дальностью действия до 80-130 км и посадочный радиолокатор (ПРЛ) с дальностью действия не менее 30 км. Указанные радиолокаторы предназначены для контроля за положением самолета в пространстве относительно курса посадки и глиссады планирования. Размещается РСП по центру ВПП на удалении от оси ВПП 150-200 м.

 

Радиотехническая система ближней навигации (РСБН) предназначена для непрерывного определения координат (азимута и дальности) на самолете и на земле; привода самолета в любую заданную точку с указанием момента прохода этой точки; полета по маршруту и выполнения предпосадочного маневра. Устанавливается система по центру ВПП и в стороне от оси на 300. . .600 м.

 

Радиомаячные системы посадки самолетов предназначены для обеспечения захода на посадку самолетов, оборудованных бортовой аппаратурой РСБН. Основные элементы системы - курсовой и глиссадный радиомаяки (КРМ и ГРМ).

Курсовой радиомаяк размещается на оси ВПП на удалениях 500. . .1200 м от конца ВПП, глиссадный радиомаяк - 120. . .180 м слева от ВПП (по ходу посадки самолета) и 300 м от ее начала.

 

 

 

 

 

 
 
Рис. 5. Организация наземной обороны аэродрома. Условные обозначения: П-пеший; НО-начальник наземной обороны; НСО-начальник сектора наземной обороны; ПР-подвижный резерв; А-автомобильный; ХРД-химический разведывательный дозор; ПТМП-противотанковое минное поле; ППМП-противопехотное минное поле.