Особенности развития капитализма в промышленности во II половине XIX в. Реформы С.Ю. Витте

Отмена крепостного права способствовала быстрому развитию капитализма в промышленности России, поскольку появилась свободная рабочая сила. Капитализм – общественно-экономический строй, характеризующийся частной собственностью на средства производства и эксплуатацией вольнонаемного труда. Развитие капитализма в России имело ряд особенностей:

1) Капитализм в России возник позже, но развивался интенсивнее, чем в странах Западной Европы.

2)Высокая роль государства. В России капитализм усиленно насаждался «сверху». В целях ликвидации отставания именно государство являлось главным двигателем капиталистического развития в стране. Государственное вмешательство в промышленную сферу осуществлялось путем кредитов, субсидий, заказов, финансовой и таможенной политики.

3)Неравномерное развитие капитализма по территории и по отраслям. В центре страны и в легкой промышленности капитализм был более развит, чем на окраинах и в тяжелой промышленности.

4)Многоукладность экономики. Капиталистический уклад сосуществовал с полукрепостническим укладом (помещичье отработочное хозяйство, горнозаводская промышленность Урала), мелкотоварным укладом (крестьянское хозяйство, связанное с рынком), патриархальным укладом (натуральный). Страна жила одновременно в разных эпохах.

5)Широкое использование иностранного капитала. Недостаточность отечественных капиталов вызвала интенсивный приток иностранных инвесторов из Англии, Франции, Германии и Бельгии, которых привлекала дешевизна рабочей силы, богатые сырьевые ресурсы и, следовательно, возможность получения высоких прибылей. В угольной, металлургической, машиностроительной отраслях промышленности иностранный капитал занял господствующее положение.

6)Высокая концентрация промышленности и капитала. Она способствовала перерастанию капитализма с конца XIX в. в монополистическую стадию. Монополии– объединения предприятий, осуществляющие контроль над рынками путем концентрации материальных и финансовых ресурсов с целью извлечения дополнительной прибыли. Владельцы предприятий договаривались между собой об объемах производства и ценах на произведенную продукцию. Формы монополий – картели, синдикаты, тресты, концерны – различались степенью самостоятельности входящих в них предприятий. Первые монополии в виде картелей возникли в 1880-1890-е гг. Кризис 1900-1903 гг. ускорил монополизацию промышленности, формируются синдикаты.

7)Сохранение феодальных пережитков (помещичья собственность на землю, абсолютистская форма правления, сословный строй).

8) Низкий платежеспособный спрос на промышленные товары со стороны большинства населения – крестьян (в основном из-за выкупных платежей, но не только).

Завершение в 1880-1890-е гг. промышленного переворота в России привело к бурному развитию промышленности, торговли, транспорта, банковской сферы. Сформировались пролетариат и промышленная буржуазия. Модернизировались старые промышленные районы и появлялись новые, например, Донбасс, где были найдены залежи железной руды и угля. Район Баку стал центром добычи нефти в стране. Значительно выросла сеть железных дорог. В 3 раза за пореформенные годы увеличилась внешняя торговля. Преобладал вывоз зерна, льна, леса и т.д.

Реформы С.Ю. Витте. Ускоренному экономическому росту способствовала политика форсированной индустриализации страны, которая проводилась С.Ю. Витте – одним из крупнейших государственных деятелей, занимавшего в 1892‑1903 гг. пост министра финансов.

Индустриализация– процесс создания крупного машинного производства. Источниками для нее С.Ю. Витте сделал иностранные инвестиции, доходы от винной монополии и косвенных налогов.

В 1895 г. была введена винная монополия – контроль государства за производством и продажей алкогольной продукции. При этом устанавливались завышенные цены на нее. Монополия обеспечивала треть всех бюджетных поступлений.

В 1897 г. была проведена финансовая реформа, введено золотое денежное обращение. Финансовая реформа способствовала притоку в Россию иностранных капиталов (привлечено около 3 млрд. рублей).

Полученные средства Витте направлял в основном в железнодорожное строительство. Если в 1860 г. в России протяженность железных дорог составляла 1,5 тыс. верст, то к концу XIX в. она увеличилась до 53 тыс. Железнодорожное строительство стимулировало развитие металлургии, машиностроения.

Форсированное экономическое развитие страны привело к обострению социальной напряженности и нарастанию антикапиталистических настроений, что стало основой для восприятия революционных идей.