Установочная лекция часть 1

Политология, как следует из самого названия, — это наука политике. “Политика” — одно из наиболее распространенных и многозначных слов в русском языке, да и во многих других языках мира. В повседневной жизни политикой часто называют всякую целенаправленную деятельность, будь это деятельность руководителя государства, партии или фирмы или даже отношение жены к своему мужу, подчиненное определенной цели.

Обобщая различные дефиниции, можно определить политику как деятельность социальных групп и индивидов по артикуляции (осознанию и представлению) своих противоречивых коллективных интересов, выработке обязательных для всего общества решений, осуществляемых с помощью государственной власти. Ядром политики является борьба за завоевание, удержание и использование власти. Таким образом, политика есть сфера властных отношений. Политика существует в различных формах — в виде мышления, речи и поведения людей. Она имеет сложное строение. Одно из наиболее широко распространенных делений политики - разграничение в ней формы, содержания и процесса. Форма политики — это ее организационная структура, институты (в том числе и система правовых и организационных норм), придающие ей устойчивость, стабильность и позволяющие регулировать политическое поведение людей.

Содержание политики выражается в ее целях и ценностях, в проблемах, которые она решает, в мотивах и механизмах принятия политических решений. В политическом процессе отражается характер политической деятельности, ее проявление как отношений различных социальных групп, организаций и индивидов.

Функции политики характеризуют важнейшие направления воздействия политики на общество. К ним относятся:

— поддержание и укрепление целостности общества как сложной социальной системы, обеспечение общественного порядка и организованности;

— разработка целей всего общества и составляющих его коллективных субъектов, организация масс и мобилизация ресурсов на их осуществление

— авторитарное, обязательное для всех распределение дефицитных ценностей и благ;

— предотвращение и регулирование групповых конфликтов;

— конституирование сложных социальных субъектов (коммуникационная функция).

Предмет политологии можно определить в широком смысле слова, где она выступает как общая, интегрированная наука о политике во всех ее проявлениях.

Предметом политологии в узком смысле слова являются закономерности становления и развития политической власти, формы и методы ее функционирования в государственно-организованном обществе. Категория власти наиболее полно выражает сущность и. содержание феномена политики.

Исторически первой формой осмысления политики была ее религиозно-мифологическая трактовка. Судя по источникам, во 11—1 тысячелетиях до н.э. у народов господствовали представления о божественном происхождении власти и общественно-политического строя. Примерно с середины 1 тысячелетия до Р. Х. наметилась тенденция к рационализации политических взглядов, появляются первые политические категории и дефиниции, а затем и целые концепции. Впоследствии политическая мысль постепенно освобождается от религиозного влияния и философско-этической формы. Наиболее четко размежевание политической науки, философии и этики осуществил в ХУI в. Н. Макиавелли. Политология вплоть до второй половины ХIХ в. развивалась без самостоятельного дисциплинарного оформления, главным образом как учение о государстве и политико-философская теория. В конце ХIХ — начале ХХ в. сам термин “политическая наука” получает признание и распространение и в Европе. В 1896 г. один из виднейших европейских социологов итальянец Г. Моска называет свой ставший позднее классическим труд “Элементы политической науку.В начале ХХ в. процесс выделения политологии в самостоятельную академическую дисциплину в основном завершается. Властьявляется одной из важнейших политологических категорий, неразрывно связанной с политикой. Власть часто определяется как волевое отношение. Властвовать — значит налагать свою волю на волю других. Власть — это реальная способность тех или иных социальных сил или личности осуществлять свою волю по отношению к другим социальным силам или личности.

Для понимания сущности власти важно выяснить характеристики самой природы подчинения. Она может основываться на страхе перед санкциями; на долголетней привычке к повиновению, заинтересованности в выполнении распоряжений на убежденности в необходимости подчинения; на авторитете, вызываемом руководителем у подчиненных; на идентификации объекта с субъектом власти. Термин «ресурсы власти» используется как в широком, так и в узком значениях. В широком смысле ресурсы власти представляют собой все то, что индивид или группа могут использовать для влияния на других.Поэтому для изучения власти и ее структуры предпочтительна более узкая трактовка ресурсов, их понимание как всех тех, с использованием которых обеспечивается влияние субъекта на объект власти. Широко распространена классификация ее ресурсов в соответствии с важнейшими сферами жизнедеятельности — на экономические, социальные, культурно-информационные, принудительные (силовые). Специфическим ресурсом власти является сам человекдемографические ресурсы.

Люди — это универсальный, многофункциональный ресурс, который производит другие ресурсы. Человек - создатель материальных благ (экономические ресурсы), солдат и член партии (политико-силовые ресурсы), обладатель и распространитель знаний и информации (культурно-информационные ресурсы) и т.д. Наиболее содержательна классификация власти в обществе в соответствии с ресурсами, на которых она основывается, на экономическую, социальную, культурно-информационную, принудительную Политическая власть характеризуется рядом отличительных признаков: 1) легальностью использования силы в пределах государства; 2) верховенством, обязательностью решений для всякой иной власти, способностью проникновения в любые общественные процессы; З) публичностью, т.е. всеобщностью и безличностью. Это означает, что политическая власть обращается от имени всего общества с помощью права ко всем гражданам; 4) моноцентричностью, т.е. наличием единого центра принятия решений; 5) многообразием ресурсов. Политическая власть, и особенно государство, использует не только принуждение, но и экономические, социальные и культурно-информационные ресурсы. По сферам проявления власть целится на государственную, партийную, профсоюзную, армейскую, семейную и т.п. По широте распространения выделяются: мегауровень — международные организации, например ООН, НАТО и т.п.; макроуровень — центральные органы государства; мезоуровевь – региональные организации (областные, районные и т.п.), подчиненные центру, и микроуровень — власть в первичных организациях и малых группах. Процесс властвования регулируется с помощью механизма власти – системы организаций, норм их устройства и деятельности. Проявления власти в обществе многообразны, чтобы упорядочить их, стабилизировать власть в обществе и сделать ее функционально дееспособной, ее необходимо институализировать, закрепить в форме политического господства. Господство это политический порядок, при котором одни командуют, а другие подчиняются, хотя первые могут находиться под демократическим контролем вторых. Господство, как власть, может по-разному восприниматься гражданами. Положительная оценка, принятие власти, признание ее права управлять и согласие подчиняться означает ее легитимность. Легитимность власти коренится в политической культуре населения и означает соответствие ценности ее устройства представлениям граждан. Такое инструментальное соотношение между гражданами и властью характеризуется понятием эффективности. Эффективность власти — это ее результативность, степень выполнения властью своих функций в политической системе и обществе. В современных условиях легитимность и эффективность власти — два важнейших фактора ее стабильности, доверия к ней и поддержки ее гражданами.

В современной науке понятие политической системы имеет два взаимосвязанных значения. - В первом из них политическая система представляет собой искусственно созданный, теоретический инструмент, позволяющий выявлять и описывать системные свойства различных политических явлений. - Во втором значении политическая система – это реальный механизм формирования и функционирования власти, который включает государство, политические партии, СМИ, вообще всех субъектов политики, их взаимоотношения, политическое сознание, культуру, политические нормы. Главная же цель политической системы — самосохранение, путем приспособления к изменяющимся требованиям среды активного воздействия на нее.Одна из достаточно простых, широко распространенных и глубоких классификаций — деление политических систем на тоталитарные, авторитарные и демократические.Критерием их разграничения служит политический режим — характер и способы взаимоотношения власти, общества (народа) и личности (граждан). Можно сказать, что политический режим — это способ функционирования и взаимосвязи основных элементов политической системы общества. Понятие политического режима включает в себя основные критерии: - характер и мера осуществления власти; - механизм формирования власти; - взаимоотношения общества и власти; - роль и значение негосударственных и неполитических организаций и структур; - характер существующих в обществе запретов; - роль идеологии в жизни общества; - характер политического лидерства; - соотношение прав и свобод граждан; - положение средств массовой информации; - роль политических партий; - соотношение между законодательной, и исполнительной властью; - роль и значение органов подавления; - тип политического поведения. Наиболее общим принципом типологии режимов является деление их на демократические, авторитарные и тоталитарные.

 

В широком смысле государство понимается как общность людей, представляемая и организуемая органом высшей власти и проживающая на определенной территории. В современной науке государство в узком смысле, понимается как организация, система учреждений, обладающие верховной властью на определенной территории. Общими для государства являются признаки: 1. Отделение публичной власти от общества, ее несовпадение с организацией всего населения, появление слоя профессионалов-управленцев. 2. Территория, очерчивающая границы государства. Законы и полномочия государства распространяются на людей, проживающих на определенной территории. З. Суверенитет, т.е. верховная власть на определенной территории. В любом государстве имеется множество властей: семейная, партийная и т.д. Но высшей властью, решения которой обязательны для всех граждан и учреждений, обладает государство. 4. Монополия на легальное применение силы, физического принуждения. Пределы принуждения простираются от ограничения свободы до уничтожения человека. 5. Право на взимание аналогов и сборов с населения. 6. Обязательность членства в государстве. 7. Претензия на представительство общества как единого целого и защиту общих интересов и общего блага. Ни одна другая организация, кроме, разве что тоталитарных партий, не претендует на представительство и защиту всех граждан страны. В развитии современных государств наблюдаются две тенденции. Первая состоит в активизации гражданского общества, его контроля над государством, расширении влияния на него политических партий и групп интересов, децентрализации ряда функций государства, усилении в деятельности некоторых его органов самоуправленческих начал. Вторая тенденция — этатистская — проявляется в повышении роли государства как регулятивного и интеграционного инструмента общества. Современное государство активно вмешивается в экономические, социальные и информационные процессы, с помощью политики стимулирует развитие производства, устраняет диспропорции в народном хозяйстве. Строение государства традиционно характеризуется через формы правления и формы территориального (государственного) устройства. Формы правления классифицируются по способу организации власти, ее формальному источнику на монархии и республики. В монархии источником власти является одно лицо. Глава государства получает свой пост по наследству, независимо от избирателей или представительных органов власти. Существует несколько разновидностей монархической формы правления: - абсолютная монархия (Саудовская Аравия, Катар, Оман)— всевластие главы государства; - конституционная монархия — государство, в котором полномочия монарха ограничены конституцией. Конституционная монархия делится на дуалистическую (Иордания, Кувейт, Марокко), в которой монарх наделен преимущественно исполнительной властью и лишь частично — законодательной, и парламентскую, где монарх, хотя и считается главой государства, но фактически обладает представительскими функциями и лишь частично исполнительскими, а иногда имеет также право вето на решения парламента, которым практически не пользуется. Республика— вторая основная форма правления. В республиках источником власти является народное большинство, высшие органы государства избираются гражданами. В современном мире существуют три основные разновидности республики: парламентская, президентская и смешанная, или полупрезидентская. Территориальная организация государства характеризует соотношение целого и частей, центральных и региональных органов власти. Различают две основные формы территориального устройства государства: унитарную и федеративную. Унитарное государство представляет собой единую, политически однородную организацию, состоящую из административно-территориальных единиц, не обладающих собственной государственностью. Унитарные государства бывают централизованными (Великобритания, Швеция, Дания и др.) и децентрализованными (Франция, Италия, Испания). Централизованные государства могут предоставлять достаточно широкую самостоятельность (самоуправление) местным, низовым органам управления. В децентрализованных унитарных государствах крупные регионы пользуются широкой автономией. Федерация — это устойчивый союз государств, самостоятельных в пределах распределенных между ними и центром компетенций, имеющих собственные законодательные, исполнительные и судебные органы и, как правило, конституцию, а часто и двойное гражданство. Этого нельзя сказать о конфедерации — постоянном союзе самостоятельных государств для осуществления конкретных совместных целей. Ее члены полностью сохраняют государственный суверенитет и передают в компетенцию союза решение ограниченного числа вопросов, чаще всего в области обороны, внешней политики, транспорта и связи, денежной системы.

Правовое государство — реальное воплощение идей и принципов конституционализма. В его основе лежит стремление оградить человека от государственного террора, насилия, мелочной опеки со стороны органов власти, обеспечивать индивидуальную свободу и основополагающие права личности. Обобщая опыт возникновения и развития различных правовых государств, можно выделить их следующие общие признаки: 1) наличие развитого гражданского общества;

2) ограничение сферы деятельности правового государства охраной прав и свобод личности, общественного порядка, созданием благоприятных правовых условий для хозяйственной деятельности;

З) мировоззренческий индивидуализм, ответственность каждого за собственное благополучие; 4) правовое равенство всех граждан, приоритет прав человека над законами государства; 5) всеобщность права, его распространение на всех граждан, все организации и учреждения, в том числе органы государственной власти;

6) суверенитет народа, конституционно-правовая регламентация государственного суверенитета. Это означает, что именно народ является конечным источником власти, а государственный же суверенитет носит представительный характер; 7) разделение законодательной, исполнительной и судебной властей государства, что не исключает единства их действий на основе процедур, предусмотренных конституцией, а также верховенства законодательной власти, не нарушающие конституцию решения которой, обязательны для всех; 8) приоритет в государственном регулировании гражданских отношений над методом дозволения. Это означает, что в правовом государстве по отношению к гражданам действует принцип; «Разрешено все то, что не запрещено законом». Метод же дозволения применяется здесь лишь по отношению к самому правовому государству, которое обязано действовать в пределах дозволенного — формально зафиксированных полномочий; 9) свобода и права других людей как единственный ограничитель свободы индивида. Правовое государство не допускает абсолютной свободы личности. Свобода каждого кончается там, где нарушается свобода других.

 

Гражданское общество в узком, собственном значении неразрывно связано с правовым государством, они не существуют друг без друга. Гражданское общество представляет собой многообразие не опосредованных государством взаимоотношений свободных и равноправных индивидов в условиях рынка и демократической правовой государственности. Это сфера свободной игры частных интересов и индивидуализма. Гражданское общество имеет сложную структуру и включает хозяйственные, семейно-родственные, этнические, религиозные и правовые отношения, мораль, а также не опосредованные государством политические отношения между индивидами как первичными субъектами власти, партиями, группами интересов.

Социальное государство — это государство, стремящееся к обеспечению каждому гражданину достойных условий существования, социальной защищенности, соучастия в управлении производством, примерно одинаковых жизненных шансов, возможностей для самореализации личности в обществе.

Важное место в политической системе общества занимают общественные объединения граждан. Общественное объединение – это добровольное формирование, возникшее в результате свободного волеизъявления граждан, объединившихся на основе общности интересов. Среди общественных объединений выделяют: политические партии, общественные организации и общественные движения. Обладая рядом общих признаков (добровольность, преднамеренность создания, самодеятельность и т.д.), эти типы общественных объединений отличаются между собой своими целями, задачами, степенью организационной оформленности.

политическую партию можно определить как организованную группу единомышленников, представляющую интересы части народа и ставящую своей целью их реализацию путем завоевания государственной власти.Основными признаками политической партии являются: - связь с определенным классом, социальным слоем, т.е. наличие социальной базы; - наличие определенной программы деятельности, отражающей единство установок и идеологических принципов; - наличие организационной структуры (членство, субординация органов, партийный аппарат); - установка на достижение и практическое воплощение политической власти.

Партийная система представляет собой объединение взаимосвязанных между собой партий, стремящихся к получению, удержанию и осуществлению власти. Этим понятием охватывается совокупность существующих в стране партий и принципы взаимоотношений между ними.

Общественная организация — это добровольное объединение граждан на основе общности интересов, имеющее относительно устойчивую организационную структуру снизу доверху, фиксированное (оформленное) индивидуальное или коллективное членство. Для общественной организации характерны: - наличие устава и специализированного управленческого аппарата, - относительная стабильность состава, - материальное участие членов организации в создании ее имущественной основы (членские, целевые взносы).

Под общественным движением понимается совместная деятельность граждан, преследующих определенные общие цели, но не имеющих четкой организационной структуры и фиксированного членства. Общественные движения отличаются массовостью, широкой социальной базой, организационной и идейной аморфностью, нестабильностью ориентации и состава, нередко стихийностью и спонтанностью действий, связи между участниками движения носят идейно-политический, а не организационный характер.

Политическая элита — это составляющая меньшинство общества внутренне дифференцированная, неоднородная, но относительно интегрированная группа лиц (или совокупность групп), в большей или меньшей степени обладающих качествами лидерства и подготовленных к выполнению управленческих функций, занимающих руководящие позиции в общественных институтах и (или) непосредственно влияющих на принятие властных решений в обществе.

Ее существование обусловлено действием следующих основных факторов: 1) психологическим и социальным неравенством людей, их неодинаковыми способностями, возможностями и желанием участвовать в политике; 2) законом разделения труда, который требует профессионального занятия управленческим трудом как условия его эффективности; З) высокой общественной значимостью управленческого труда и ею соответствующим стимулированием; 4) широкими возможностями использования управленческой деятельности для получения социальных привилегий (поскольку политико-управленческий труд прямо связан с распределением ценностей); 5) практической невозможностью осуществления всеобъемлющего контроля за политическими руководителями; б) политической пассивностью широких масс населения, главные интересы которых обычно лежат вне политики.

политическое лидерство представляет собой постоянное приоритетное и легитимное влияние одного или нескольких лиц, занимающих властные позиции, на все общество, организацию или группу. В структуре лидерства выделяют три компонента: - индивидуальные черты лидера; - ресурсы или инструменты, которыми он располагает; - ситуацию, в которой он действует и которая оказывает на него влияние. Все эти компоненты прямо влияют на эффективность лидерства.

конкретными функциями лидера, можно считать следующие:

1. Интеграция общества, объединение масс. 2. Нахождение и принятие оптимальных политических решений. З. Социальный арбитраж и патронаж, защита граждан от беззакония, самоуправства бюрократии, поддержание порядка и законности с помощью контроля, поощрения и наказания. 4. Коммуникация власти и масс, упрочение каналов политической и, особенно, эмоциональной связи, предотвращение отчуждения граждан от власти. 5. Инициирование обновления и социальной энергии, мобилизация масс на реализацию политических целей. 6. Легитимация строя.

 

 

 

Следовательно, политическая идеология - это разновидность корпоративного сознания, отражающая сугубо групповую точку зрения на ход политического и социального развития, отличающаяся склонностью к духовному экспансионизмуТаким образом, основными функциямиполитической идеологии являются: овладение общественным сознанием; внедрение в него собственных критериев оценки прошлого, настоящего и будущего; создание позитивного образа в глазах общественного мнения предлагаемых ею целей и задач политического развития.