Древний язык и культура 2 страница


дорог, с востока их окружали высокие Уральские горы с густыми лесами, рядом не было других хорошо организованных и сильных народов.

Прошло совсем немного времени после прихода башкир на Урал, как государство гуннов развалилось. Чуваши из рода тюркских народов, живущие на берегах реки Дон, и за ними родственные им булгар-ские тюрки поднялись по реке Идель выше и разместились там; чуваши — в нынешней Чувашской области, булгары в месте слияния рек Кама и Волга образовали Булгарское ханство. Большая часть земель Башкортостана находилась в руках булгар, башкиры стали тесно общаться с ними.

Башкиро-булгарские отношения

Булгары, которые во время движения гуннов переселились на Кубань и на берега Дона, после разгрома гуннского ханства организовали здесь отдельные ханства, общались с развитыми в то время народами: греками, армянами и другими, учились земледелию, ремеслу и торговле. Часть из них ушла в Маджарстан и слилась там с мадьярами. Другая часть двинулась на берега Дуная и, подчинив славян, образовала нынешнее Булгарское государство. Остальные пошли на берега рек Волги и Камы, объединились с родственными им чувашами и образовали Булгарское ханство. Это место находилось на большом торговом пути между пермской чудью, русскими с верховьев Волги и персидским, туркестанскими и кавказскими государствами. Из каждой страны сюда приезжали купцы, и Булгарское государство быстро превратилось в центр торговли, стали развиваться ремесла. Среди приезжих купцов и ремесленников ведущее место занимали мусульмане, которые в то время были высоко развиты в культурном отношении, торговые письма и счета велись на арабском языке. По этой причине здесь широко распространяется мусульманство, ровно тысячу лет тому назад булгарские ханы тоже официально приняли мусульманство и восточную культуру.


 




Будучи близкими соседями, башкиры и Булгарское государство вели широкий обмен товарами, булгары покупали у башкир шкуры зверей и отправляли их в восточные страны, взамен башкирам продавали зерно, оружие, ткани и драгоценности. Благодаря оживленному торговому обмену, отношения между башкирами и булгарами были очень дружелюбными. Среди башкир получают распространение булгарская культура, вместе с ней исламская религия и письменность на основе арабской графики.

Пришедшие тысячу лет тому назад из Туркестана через башкирские земли в город Булгар большим торговым караваном послы арабского государства писали, что башкиры участвуют в сопровождении караванов между Булгаром и Туркестаном и что среди них есть мусульмане.

В то время много башкир жило вдоль дороги между Булгаром и Туркестаном. Земли Уральской и Актюбинской губерний нынешнего Казахстана в то время принадлежали башкирам. Если бы Булгарское государство не распалось и существовало дольше, башкиры могли бы достичь многого в областях экономики и культуры, но преждевременный распад Булгарского государства стал преградой на пути их развития, был прерван экономический и культурный обмен башкир с другими народами.

Башкиры под кабалой Татарского ханства (Пятьсот лет тому назад)

Где-то семьсот — восемьсот лет тому назад татарский народ из рода монгол, живущий в соседстве с Китайским государством, стал очень сильным и начал двигаться на запад, как прежде гунны, сплотив под своей властью многие тюркские племена. Дошел до берегов Волги и образовал там государство — Золотую Орду. Хотя Золотую Орду возглавляли татары, в нее вошли многие тюркские народы. Вместе с татарами сюда прибыло много ремесленников, ученых и купцов, с их помощью в Золотой Орде были построены большие города (как, например, город Сарай).


В то время на западе окреп русский народ и часто нападал на булгар, вследствие чего экономическое состояние Булгарского государства ослабло. Прибывшие татары сумели разгромить русских. Однако булгары не смогли до конца восстановить свое прежнее положение, так как из-за татарского движения прекратилась булгаро-туркестанская торговля, а волжскую торговлю взял в свои руки город Сарай. Татарское движение отрицательно повлияло на выгодную торговлю между Булгаром и Туркестаном, что в свою очередь ухудшило жизнь башкирского народа. Татары сами тоже занимались разведением скота и им тоже нужны были широкие просторы, для этого они стремились захватить земли башкир, живущих между Волгой и Яиком. Это привело к большой битве. Башкиры, сплотив большие силы, выступили против татар, на долинах рек Яик и Узень произошли бои между башкирами и войском татарского хана Бату. Эти бои закончились крупным поражением башкир, они были вынуждены подчиниться Золотой Орде и платить им определенный ясак. Бату-хан направил в Башкортостан своих послов и дал ярлыки некоторым башкирским беям.

Башкортостан оставался в стороне от больших потрясений, не участвовал в них. Татары довольствовались сбором ясака, не вмешивались во внутренние дела. Будучи далеко от Башкортостана, новый торговый и культурный центр Сарай не смог заменить города бывшего Булгарского ханства в области экономического и культурного влияния. В 1361 году в Булгар прибыл хан Золотой Орды Булат, по наущению купцов Сарая он разгромил город до основания. Башкиры перестали общаться с другими народами в экономическом плане.

Башкиры после разгрома Золотой Орды

Захватившая многие земли Золотая Орда просуществовала недолго, после ее разгрома на землях, оставшихся в руках татар, образовались три ханства. Это возглавляемое татарами и основанное древними бул-


тарами Казанское ханство, Астраханское и Сибирское ханства. Большая же часть народов Золотой Орды отделилась от них и организовала полусамостоятельные государства. Земли, принадлежавшие ранее Булгарскому ханству, остались в руках Казанского ханства, а земли нынешних Бугульминского, Бирского кантонов, Самарской, Оренбургской губерний, Уральской губернии Казахстана находились в руках ногайских князей. Ногайские князья вышли за Уральские горы и захватили земли башкир, живущих на востоке.

Эти ногайские княжества не сумели построить свое государство и относились: кто ближе к Казани — к Казанскому ханству, те, которые рядом с Астраханью — к Астраханскому ханству, живущие за Уральскими горами — к Сибирскому ханству, и платили им ясак. Иногда они вмешивались в дела правления, выделяли войско, когда возникала необходимость. В Казанском ханстве в государственном органе, состоявшем из четырех человек и называвшемся «Карачилар диваны», почти всегда был один представитель из ногайцев.

Жизнь башкир под гнетом ногайцев

Башкирские хозяйства, получившие широкое развитие во время булгар, были ослаблены во время сарайского правления, а после захвата ногайцами совсем развалились. Главные князья ногайцев жили в городе Сарай, находившемся в месте впадения реки Яик в Каспийское море, в Башкортостане кочевали только мелкие князья со своими родами.

Роды ногайцев на правах победителей разделили между собой все просторы Башкортостана, считали башкир своими подчиненными. Кроме пользования землями башкир, заставляли их платить каждый год определенную сумму ясака в виде скота, сырья. Будучи останками Сарайского государства, ногайцы в культурном отношении были выше башкир. Но тогдашнее состояние Башкортостана не позволяло ногайцам образовать здесь культурное государство.


Причины этого:

1) Прекратил существование большой торговый
путь Булгар — Туркестан;

2) Вместо этого в больших городах Сибири, в стороне Тары появилось много купцов с юга, началась торговля между Туркестаном, Бухарой и Сибирью.

3) Торговля между недавно созданным Сибирским ханством и постепенно занявшим место бывшего Булгара Казанским проходила через реку Сулман (Кама) севернее Башкортостана.

4) В связи с тем, что ногайцев было мало, ясака, собранного с башкир и других подчиненных народов, вполне хватало им.

Ногайцы товары и сырье, производимые ими и полученные в виде ясака, через город Казань везли в Московское государство, оттуда везли ткани, готовую одежду, изделия из железа, но эта торговля была не денежная, а меновая. Ногайцы не смогли ввести денежное обращение. Из старых документов видно, например, как в 1534 году ногайские мурзы обменяли 8 000 лошадей на товары.

Большая нужда ногайцев в товарах показывает, что ремесленничество было у них на низком уровне. Например, когда со стороны Казанского ханства приглашали ногайцев выступить против Московского государства, ногайский хан Исмаил сказал: «Если мы прекратим торговый обмен с Москвой, не сможем найти даже ткань на саван», что показывает их несогласие.

Московское государство, зная, что ногайцы очень нуждаются в его товарах, наложило большие пошлины на товары, которые ногайцы везли для продажи в Москву, и оценивали их очень дешево. Поэтому такой товар, как скот, меха, которые нужно было отправлять в Москву, ногайцы не покупали и не выменивали у башкир, а получали даром как налог.

Беи башкирских родов должны были выполнять все распоряжения ногайских князей, собирать ясак. Башкиры, воевавшие с чудью, признанные отменными воинами во время обслуживания караванов между Булгаром и Туркестаном, были побеждены Сарай-ским ханством. За время двухсотлетней кабалы но-


 




гайцев они превратились в слабый народ, не воевали с соседями. Но в этом было и положительное: выросла численность башкир.

Исторические памятники, оставшиеся в Башкортостане от ногайцев

Ногайские войска представляли собой отдельную организацию, двигались большими группами. Когда наступала зима, собирались в определенном месте и зимовали вместе. У них были зимовки, состоящие из землянок. Но это были временные жилища, после них не оставалось памятников, рассчитанных на долгие года. Оставшиеся от них и сохранившиеся до последнего времени памятники их пребывания — это всего лишь гробницы, построенные на могилах некоторых ханов. Среди них можно указать два таких памятника, которые были построены пятьсот-семьсот лет тому назад и сохранились до сих пор.

Одна из них — гробница на могиле ногайского имама, эмира Хусейнбека сына Гумера, которая находится в пятидесяти километрах от города Уфы, недалеко от станции Чишмы и реки Демы. Эта гробница представляет собой четырехугольное построение с тремя окнами и дверью. Был и потолок, но он развалился и теперь его нет.

Хусейнбек прибыл сюда от ногайских князей по приглашению хана Барача и был занят распространением мусульманства среди башкир, умер примерно шестьсот лет тому назад.

Вторым памятником, оставшимся от ногайцев и сохранившимся до сих пор, является сооружение, находящееся возле деревни Нижние Термы по дороге из Уфы в Казань, тоже недалеко от станции Чишмы. Основа этого здания шириной в десять сажень, высотой с четырехэтажный дом, представляет собой в плане четырехугольник, после некоторого подъема превращаясь в восьмиугольник. Внутри оно раньше было отштукатурено, есть одно маленькое окно. Умение строить такое здание, не используя ни одной доски и куска железа, особенно сделать потолок в фор-


ме куба, показывает, что у ногайцев были такие мастера, но они не строили городов — жизнь только за счет башкир и ведение кочевого образа жизни не позволяли им этого. По древним преданиям, сооружение построено в честь ногайского князя Тура-хана, пришедшего из Сибири после 1400 года, владевшего землями на берегу реки Слак и кочевавшего в тех местах. Рядом с этим зданием стояли несколько надгробий, на одном из которых имелась надпись «Здесь похоронена ханбикэ Сахиб Жамал». Хотя в Башкортостане таких памятников было немало, со временем многие уничтожены. Нынешние города Уфа, Белебей, Оренбург были местами зимовки древних ногайских ханов.

Первая встреча башкир с русскими

Еще во времена Казанского ханства народ города Новгорода, находящегося на севере России, не подчинялся Московскому государству, жил отдельной республикой и вел торговлю со Швецией и другими государствами Европы. Новгородцы приходили в Би-арму (Пермь) и покупали, а чаще всего грабили у местной чуди необходимые для продажи в Европу меха, металлы, соль. Эти грабители всегда ходили со своим войском и захватывали все большую часть государства Биарма — источник своего богатства, и чтоб стать полновластным хозяином, постепенно перемещались на восток в сторону Уральских гор и скоро оказались на землях вокруг нынешних Вятки и Перми на севере Казанского ханства.

В то же время и тюменские татары из Сибирского ханства, торговавшие с Бухарой и Туркестаном, стремились захватить торговлю чудскими товарами в свои руки. Таким образом, Биарма превратилась в поле тяжбы многих стран. В то время Бухара и Туркестан являли собой крупный центр культуры и ремесел, их товары были лучше и дешевле, а северные товары пользовались успехом в Туркестане. Поэтому сотрудничавшие с Бухарой тюменские купцы покупали товары у чуди, а новгородцы, поняв, что


 




путь в Европу труден и цена на сибирские товары там невысока, старались получать их путем грабежа. По этой причине чудь — народ государства Биар-ма — встала на сторону Сибирского ханства.

Эти новгородцы со своим наемным войском из варягов часто на лодках спускались по Вятке до Камы, далее до устья Агидели и нападали на башкир. Но самые большие набеги на башкир в то время совершили войска Московского княжества: в 1468 году напав на Казань, прошли до устья Агидели. Эти события усилили значение Казанского ханства для башкир. Ослабление Казанского ханства означало, что башкиры могут стать рабами русских князей и купцов. Поэтому башкиры всегда общались с Казанским ханством и помогали ему.

После разгрома Казанского ханства (1552-1600 годы)

Когда в 1552 году московский князь Иван Грозный со своим большим войском напал на Казань, завоевал город, уничтожил народ и государство, татары, сумевшие спастись, дошли по Каме до устья Агидели и начали борьбу за восстановление Казанского ханства. Чтобы воспользоваться помощью ногайцев, избрали ногайского князя Гали Акрама ханом (родственника Казанской царицы Сююмбике). Хотя ногайцы были на стороне татар, ногайский князь Исмаил выступил против них и угрожал нападением с тыла. Гали Акрам был побежден и убит. Из татарского войска многие были уничтожены, из оставшихся в живых малая часть ушла на Север, остальные вдоль Агидели отступили на территорию Башкортостана.

В руководстве Казанского ханства большинство составляли духовные лица и они активно участвовали в государственных делах, даже главное духовное лицо по имени Шарифкул исполнял обязанности хана, когда того не было. Духовные лица участвовали в курултаях, вся работа по образованию была в их руках. После разгрома Казанского ханства Москов-


ское княжество на исламскую религию смотрело косо. Все татары, не захотевшие принять христианство, были изгнаны из Казани, разгромлены все мечети, многие мусульманские духовные лица вынуждены были бежать в Башкортостан, и там начали настраивать народ против Московского государства.

Чувствуя напористое движение московского правительства на восток, ногайцы, владеющие большой частью Башкортостана, поняв, наконец, опасность положения, постепенно стали переселяться на юг и через несколько лет совсем ушли с земель Башкортостана.

В случае войны, поскольку, во-первых, у более многочисленного московского войска оружие было лучше и ногайцы не могли бы выстоять против них; во-вторых, из-за того, что некоторые бывшие башкирские беи, не захотевшие платить ногайцам ясак, поспешили заручиться покровительством Москвы, ногайцы были бы обречены.

Таким образом, вынужденные несколько сот лет жить под кабалой ногайцев башкиры на некоторое время остались в положении свободном, но не имеющем никакой государственной организации.

Но башкиры не смогли воспользоваться этой свободой. Калмыки и казахи, увидевшие, что Башкортостан остался без войска, без управления, участили набеги и грабежи. Особенно досаждали южные казахи, начавшие переселяться с области Джунгария нынешнего Китайского государства на запад и дошедшие до мест в соседстве с Башкортостаном. Не имеющие своего государства и войска, башкиры смогли бы защитить себя от этих бед только вступив под крыло какой-нибудь реальной силы; такой силой было Московское государство.

Присоединение Башкирии к Московскому княжеству

После овладения Казанским ханством Иван Грозный забрал себе все имущество убитых или бежав-


 




ших мурз, и раздал часть этого имущества в виде подарков тем мурзам, которые помогли московскому войску, предав. Казань. Этот случай послужил примером и для некоторых башкирских беев, потерявших свои права под кабалой ногайцев. В 1556 году они направили своих представителей в Москву к Ивану Грозному и выразили желание присоединиться к Русскому государству. Уставший от набегов калмыков и казахов башкирский народ был не против. Иван Грозный с радостью объявил о присоединении Башкортостана к России. В завещании, написанном им своему сыну в 1572 году, он указывает, что «оставляет ему и государство Башкирдия».

Башкиры ожидали увидеть опору в лице русского государства. Но Иван Грозный начал действовать, считая их пленниками Москвы, сдавшимися без боя, и пугал силой Москвы. Например, он обложил башкир большим ясаком, оказавшимся очень тяжелым для того времени; каждое башкирское хозяйство должно было отдать шкуру одной лисы или куницы в расчете по двадцать пять копеек или определенное количество меда. Кроме этого, должны были обеспечивать бесплатными подводами, заготавливать корм для коней московского войска, возить бесплатно сено, бесплатно работать на мельницах, построенных для помола муки правительственным войскам. В скором времени башкир стали забирать в войско, они должны были дать одного человека на каждые три двора. Из них создавались отдельные отряды, которыми руководили русские.

Самые большие изменения Москва внесла в земельный вопрос. Иван Грозный отменил все вотчинные права у всех башкир, раньше владевших землей в Башкортостане, объявил все земли собственностью московского царя, на основе отдельных грамот начал раздавать земли помогавшим Москве башкирским беям и родам. Это служило, с одной стороны, политической цели искоренения влияния ногайцев и татар, с другой стороны, цели обратить в московское подданство башкир, оставшихся на землях ногайских князей и не отвернувшихся от них.


В то время Московское государство с ослабевшим материальным положением из-за войн со странами Европы и Персией, стремилось собирать как можно больше налогов. У башкир налоги предполагали собирать мехами. Этот налог был тяжелым для них. Башкиры не были охотниками, охота у них была не ремеслом, а сохранялась ради интереса, поэтому им трудно было заготовить нужное количество меха.

В то время материальное положение башкир было очень тяжелым. С одной стороны, много скота увели с собой ногайцы, во-вторых, в часто повторявшиеся голодные годы погибало много скота. Кроме этого, людям очень трудно было доставлять ясак в Казань. Поэтому башкирский народ вскоре понял, что был обманут. Усилилось недовольство. Когда прошения башкир об уменьшении ясака государству не были приняты, они стали готовиться к вооруженным выступлениям. Убежавшие из разгромленного Казанского ханства с думой об отмщении, татары воспользовались недовольством башкир и стали думать о восстановлении с их помощью Казанского ханства.

Ушедшие на сибирские просторы татарский хан Кучум и его сыновья с помощью башкир пытались восстановить Сибирское ханство и тоже начали подстрекать их. Таким образом, Башкортостан стал превращаться в место вооруженной борьбы, продолжавшейся двести лет.

Построение города Уфы

Почуяв такое положение, Московское правительство решило разместить в Башкортостане большое войско. Предполагалось:

1) Разделить Башкортостан на несколько частей и поставить между ними крепостные линии.

2) По линиям разместить войска, вокруг крепостей поселить русских, чтобы они в нужный момент могли помочь войску и обеспечивали его продуктами.

3) Разделенных крепостными линиями башкир лишить возможности общаться между собой и объеди-


 




ниться. В этих целях московское правительство отправило по реке Агидель в Башкортостан свое войско и на месте нынешнего города Бирска был построен острог, через некоторое время войска были отправлены дальше, в самое сердце Башкортостана, и на месте слияния рек Агидель и Караидель, на горе Ка-ратау (нынешняя Старая Уфа) был построен город Уфа. Место для города Уфы было выбрано в 1574 году, крепость построена позже — в 1586 году войском под руководством боярина Ивана Нагого. Строить город помогли и башкирские беи и роды, владевшие землями по Московской грамоте. Поэтому пытались пояснить народу, что Уфа, мол, строится «по убедительной просьбе самих башкир и чтобы облегчить им оплату ясака». Конечно, башкирам неудобно было везти ясак в Казань, но, пока не построили Уфу, даже башкиры, проживавшие в центре Башкортостана, не подчинялись Москве и не платили налогов.

На месте построения Уфы в древние времена жил народ чудь. Во время раскопок вокруг Уфы находят много вещей, оставшихся от них. После ухода чуди и перехода башкир во власть ногайцев здесь стояли зимовки ногайских князей, владеющих землями вдоль Демы. Это зимовье называлось Уфой. Среди послов, направленных в 1501 году казанским ханом Мухаме-том Амином в Москву для переговоров с московским царем, был и уфимский хан. Последним ханом был Турабабат. Когда русские взяли Казань, он покинул Уфу и ушел в сторону Кавказа.

Сыновья разгромленного сибирского хана Аблай и Тугай, решив воспрепятствовать строительству, напали на Уфу, но проиграли битву, попали в плен. В этой битве участвовали и башкирские беи, получившие от Москвы грамоты на свои земли и поддержавшие русского царя. Оставшиеся на западе и на юге Башкортостана, и не успевшие уйти ногайские князья (во главе с ханом по имени Урыс, также протестовали против построения московским правительством города Уфы, оказать вооруженное сопротивление у них не хватило сил.

Уфа вскоре превратилась в сильную крепость, окруженную с трех сторон большими реками, с четвертой стороны — рвом. В городе расположилось


войско, состоявшее из московских бояр. Им были розданы земли вокруг города, отобранные у башкир. Так начался первый этап колонизации Башкортостана русскими — колонизация войском.

Главные причины массового переселения русских в Башкортостан

Времена царствования Ивана Грозного были для Москвы периодом больших экономических потрясений. В то время окрепло тюркское государство в Анатолии и стало притеснять Византийское государство (греческую империю с центром в нынешнем городе Стамбул), которое вело торговлю с южными частями России (нынешняя Украина), стремясь разгромить и взять его в свои руки. В то же время Польское государство и крымские татары часто нападали на Украину. Из-за этого украинский народ переживал большие экономические неудобства, стал переселяться на север и восток.

Москва росла, вокруг нее стало много народу. В городе увеличилось число ремесленников, получила развитие промышленность. Так в Москве зародился класс буржуазии. То, что государством правили бояре, владеющие большими землями, для буржуазии было неудобно, так как все законы менялись только в пользу бояр, буржуазия же облагалась большими налогами. По этой причине они стали задумываться об отстранении бояр от правления государством и взятии власти в свои руки.

Вынужденные быть прислугой у крупных бояр мелкие бояре и дворяне, в целях улучшения своей жизни тоже встали на сторону буржуазии и начали борьбу против власти. Не захотевший быть игрушкой в руках крупных бояр московский князь Иван Грозный тоже ограничил их права, в целях обогащения своей казны решил воспользоваться новыми силами. Таким образом, в Московском государстве, с одной стороны, объединялись буржуазия и трудящийся народ, с другой — мелкие дворяне и бояре. Московский князь стремился расширить свои права и стать само-


 




держцем. В то же время в Москве большую силу представляла третья группа — духовенство. После разгрома Византийского государства турки там оставили греческие монастыри и церкви, ранее владевшие большими землями и оказывавшие огромное влияние на экономическую и политическую жизнь. Однако Их земли поделили между главами турецкого войска. Это стало большим препятствием на пути экономического развития греческой церкви. Византийцы не были согласны с таким положением и решили с помощью единственного в то время православного — Московского княжества, освободиться от турков и, чтобы вернуть себе правление, объявили московского князя главой православной церкви. Иван Грозный стал покровителем Византии. То, что его объявили главой православной религии и наследником трона Византийского государства, было в пользу московским духовным лицам. Бежавшие от турков греческие духовные лица переезжают в Москву.

Эти три силы подталкивали Московское княжество к продвижению на Восток. Духовные лица были заинтересованы в распространении своей религии, уничтожении мусульманских народов и мечтали заполучить на востоке земли для церквей и монастырей. А буржуазия, потерявшая торговые пути в Индостан, Туркестан и Китай после перехода Стамбула в руки турков, ищет новые торговые пути. Мелкие дворяне стремились стать наемниками в войске Ивана Грозного, захватить земли и разбогатеть. После вхождения Башкортостана в состав Московского государства буржуазия стала добиваться следующего:

1) В Башкортостане народу должно остаться меньше и он должен быть очень бедным;

2) Центральное правительство забирало у башкир природные богатства (меха, сырье) в виде налога, для буржуазии было выгодно покупать их в Казани;

3) После уплаты налога у башкир оставалось мало товаров для продажи;

4) Из-за того, что торговый путь в Туркестан и Индостан, проходивший через Башкортостан, не был


более коротким и удобным, а московские торговцы не были готовы водить караваны через широкие просторы, буржуазия начала вести торговлю с Персией и Кавказом по Волге через Астрахань, не заходя в Башкортостан.

А мелкие бояре, духовные лица и чиновники (в основном те, которые участвовали во взятии Казани и смогли захватить достаточное количество земель) хлынули в Башкортостан, чтобы теперь уже захватить башкирские земли и стать их хозяевами.

Московское государство, будучи не в состоянии оплатить жалованье деньгами чиновникам и тем, кто участвовал в битвах, отдавало им земли и предоставляло права, которые позволяли еще больше грабить башкир.

Таким образом, первыми колонизаторами Башкортостана были военные и чиновники. Кроме того, Московское правительство ссылало сюда преступников и политически неблагонадежных людей, которые представляли опасность для центра.

Первый этап колонизации Башкортостана

Как шла колонизации Башкортостана на первом этапе? Следующие цифры ярко показывают это: с 1625 по 1636 год — за двенадцать лет — из Москвы были переселены 560 чиновников, около 2 700 военных и некоторое количество неугодных власти лиц. Они расположились вокруг Уфы, захватив обширные земли. Владевшие перед революцией большими земельными наделами вокруг Уфы люди представляли собой потомство именно тех бояр. Земли в Башкортостане получили и московские монастыри. Туда прибыли монахи и большое количество монастырских крестьян.

В 1665 года Московское царство воевало с Польским государством. Многих польских дворян и крестьян, отобрав их земли, переселяли в Башкортостан, в Мензелинский и Бугульминские кантоны (теперь —

-


Татарстан), некоторых разместили в Шешминском и Туинском острогах. После войны усилилось переселение в Башкортостан военных и земледельцев. В 1663 году были построен город Бирск, в том же году южнее Уфы, недалеко от Агидели, на берегу реки Усолки — Табынский острог. На землях башкирского бая Таймаса Шаимова, получившего за заслуги перед Москвой тарханство, под предлогом защиты от казахов, был построен Челябинский острог. Во все эти остроги переселялись военные с семьями.