Разработка графического плана похода и выполнение предварительной прокладки.

Выбор и расчет пути перехода.

Маршрут движения должен быть наивыгоднейшим. Это значит, что он должен быть в наибольшей степени безопасным в навигационном отношении. При этом он должен в максимальной степени обеспечивать решение всех задач, поставленных кораблю на предстоящий переход.

При трансокеанских переходах иногда за наивыгоднейший путь считается принимается кратчайший путь - путь по дуге большого круга, рассчитываемый с помощью номограммы (адмиралтейский номер 90199).

При выборе и расчете пути учитываются следующие требования, связанные с навигационной безопасностью плавания:

- маршрут движения по возможности должен проходить через районы, свободные от навигационных опасностей и всегда с допустимыми для данного корабля глубинами;

- при выборе маршрута корабля следует учитывать влияние гидрометеорологических факторов (ветра, волнения, течения и ледовой обстановки), изменяющих назначенную скорость фактического перемещения корабля;

- проход сложных в навигационном отношении участков, а также районов с интенсивным судоходством целесообразно планировать на светлое время суток;

- путь в обход участков, покрытых льдом даже незначительной сплоченности, всегда более предпочтительнее пути, проложенного через ледовые образования;

- навигационно-гидрографическое оборудование района плавания должно в максимальной степени обеспечивать безопасность плавания и надежный контроль нахождения корабля на запланированной линии пути;

- график движения по маршруту рассчитывается с учетом строгого выполнения местных правил плавания в проливах, морских каналах и в других районах, в которых плавание осуществляется с режимными ограничениями;

- расстояния между линией пути и навигационными опасностями должны превышать предельную погрешность места корабля, рассчитанную для ожидаемых условий плавания;

- линия пути должна быть удалена от границ территориальных вод иностранных государств на расстояние, установленное командованием. При этом необходимо учитывать погрешности в определении расстояния до территориальных вод;

- географическое положение маршрута движения должно обеспечивать максимальную эффективность решения кораблем оперативно-тактических задач.

 

После выбора маршрута движения составляется графический план похода и выполняется предварительная навигационная прокладка.

Г р а ф и ч е с к и й п л а н п о х о д а (карта предварительных навигационных расчетов) представляет собой проложенный на генеральной карте маршрут движения корабля (в соответствии с замыслом командира корабля) от исходного пункта до пункта (района) назначения.

Основным содержанием графического плана является:

- траектория движения корабля с указанием времени прохода определенных заданных рубежей;

- таблица и график движения корабля по времени;

- допустимые интервалы между обсервациями (с указанием коэффициента точности счисления и предвычисленной СКП исходной обсервации);

- участки пути, проходимые в светлое и темное время суток;

- расстояния по маршруту от исходного пункта (нарастающим итогом) – подписывается у каждой поворотной точки. Расстояние между поворотными точками указывается под линией пути;

- время прохода через районы, в которых установлен особый режим плавания (проливы, каналы, территориальные воды), должно быть согласовано с требованиями документов, регламентирующих плавание в них;

- прогностические данные по основным гидрометеорологическим элементам (указываются на соответствующих участков маршрута);

При необходимости на графическом плане похода может быть показана обстановка по маршруту плавания и некоторые справочные материалы, обобщающие или конкретизирующие результаты изучения условий плавания: протяженность маршрута похода и его отдельных участков, граница ледовых образований и зон, в которых вероятна встреча с айсбергами; места установки буровых вышек и зоны рыболовства и т.п.

П р е д в а р и т е л ь н а я н а в и г а ц и о н н а я п р о к л а д к а – это детальное отображение выбранного пути движения корабля на путевых и частных навигационных картах. Выполняется после утверждения командиром корабля графического плана похода.

При прокладке линий пути на путевых картах особое внимание обращается на их расположение относительно навигационных опасностей. Кратчайшее расстояние между линией пути и навигационной опасностью должно быть больше ожидаемой предельной погрешности места на данном участке маршрута движения. С этой целью относительно опасностей проводятся окружности радиусом, равным допустимому сближению с этой опасностью.

На путевые карты с проложенными на них линиями предстоящего пути корабля наносятся:

-границы назначенной кораблю полосы движения;

-координаты поворотных точек и полярные координаты (относительно ближайшего ориентира) точек перехода с одной карты на другую;

-время перехода с одной карты на другую;

-планируемая скорость корабля на каждом участке плавания (указывается над линией пути);

-время восхода и захода Солнца, начала и конца сумерек, время вы -

хода на назначенные рубежи и время открытия береговой черты;

-сведения о направлении и скорости течения и время начала и конца учета течения на каждом участке маршрута;

-магнитное склонение (через 0,2о), приведенное к году плавания (указывается на горизонтальных рамках карты);

-минимально предельные расстояния, на которые допустимо сближаться с навигационными опасностями (рассчитываются по предельным погрешностям места, соответствующим вероятности 0,95 ¸ 0,99);

-поворотные ориентиры и расчетные поворотные навигационные параметры. Линии положения (навигационные изолинии), соответствующие поворотным навигационным параметрам, должны составлять с линией пути угол, близкий к прямому;

-ограждающие навигационные изолинии и линии естественных створов.

При отсутствии навигационных карт на океанские участки плавания предварительная прокладка выполняется на картах-сетках масштаба 1:500 000 и крупнее. На них, кроме линий пути, наносится оцифровка долготной сетки, навигационные опасности, опасные изобаты. Для обеспечения оперативности и надежности контроля за безопасностью плавания в наиболее сложных условиях изготовляются сетки навигационных изолиний для определения места корабля.

Разрабатываются типовые графические планы вариантов маневрирования корабля при отходе от причалов (подходе к ним), съемке с якоря, бочки. На планах отображается рекомендованный путь корабля, ограждающие навигационные изолинии, точки изменения скоростей.

Для постов радиолокационной прокладки рекомендуется изготовлять карты-планшеты с указанием на них радиолокационных ориентиров и с нанесением на них сеток пеленгов и расстояний.

Предварительная навигационная прокладка утверждается командиром корабля.