Подготовка морских карт и пособий.
ТЕМА 12. НАВИГАЦИОННАЯ ПОДГОТОВКА К ПОХОДУ
Задачи и содержание навигационной подготовки к походу
Цель и задачи навигационной подготовки к походу
Безаварийное плавание корабля и успешное решение всех поставленных кораблю задач во многом зависит от качества навигационной подготовки к походу.
Главная цель подготовки состоит в создании и выборе условий, обеспечивающих не только качественное выполнение поставленных кораблю боевых и тактических задач, но и максимальную вероятность безопасного плавания. Эта цель достигается решением перед выходом в море комплекса организационных, технических и расчетно-аналитических задач, направленных на приведение штурманской службы корабля в готовность к походу и к выполнению свойственных ей функций по обеспечению навигационной безопасности плавания и к выработке навигационных данных, необходимых для ведения кораблем боевой деятельности.
Организационные задачи состоят в планировании процесса подготовки, в пополнении комплекта карт и навигационных пособий, в организации взаимодействия с подразделениями гидрографической службы и с флагманским штурманом соединения, а также в организации подготовки личного состава штурманской службы.
Технические задачи подготовки состоят в подготовке морских
средств навигации, в определении их поправок и в проведении регламентных проверок и в подготовке всех средств и систем к их безаварийной эксплуатации.
Расчетно-аналитические и предварительные навигационные задачи - это задачи, связанные с изучением условий предстоящего плавания, с расчетом элементов движения корабля и параметров навигационной безопасности плавания (составление плана похода, проработка маршрута плавания, составление предварительной прокладки и подготовка справочных материалов).
Предварительная подготовка начинается от момента получения информации о предстоящем плавании корабля и о его задачах и продолжается в течение времени, указанным командиром. Она завершается приведением штурманской службы в заданную готовность к выходу в море.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ НАВИГАЦИОННОЙ ПОДГОТОВКИ
Основным содержанием предварительной навигационной полготовки
складывается из комплекса различных мероприятий.
После получения информации о маршруте, цели и задачах предстоя -
щего похода с помощью каталогов производится набор и корректура навигационных карт и пособий. Для выхода из пунктов базирования и плавания в узкостях подбираются планы и карты частного масштаба (1 : 50 000 и крупнее), для прибрежного плавания - путевые карты масштаба 1 : 100 000 ¸ 1 : 300 000, для плавания в открытом море - карты масштаба 1 : 300 000 ¸ 1 : 500 000 или карты-сетки для требуемого широтного пояса.
По каталогу карт и книг подбираются и получаются на корабль необходимые для предстоящего плавания навигационные пособия.
Все карты и пособия, корректируются со дня имеемых на них отметок о дате последней корректуры. Путевые карты для прибрежных участков моря поднимаются.
Источниками информации для корректуры морских карт и пособий являются:
-извещения мореплавателям Гидрографической службы,
-прибрежные предупреждения ПРИП и COASTAL WARNING –предупреждения, передаваемые по радио на русском и английском языках, об изменении обстановки на ограниченных прибрежных участках,
-местные предупреждения – предупреждения, передаваемые по радио на национальном языке об изменении обстановки на акватории, относящейся к юрисдикции портовых властей.
Все передачи ведутся по расписанию, указанном в специальном Расписании передач. Там же указаны схемы районов ПРИП.
Корректура карт и пособий производится по специальным Правилам и в первую очередь для тех районов, в которых предполагается плавание. О произведенной корректуре делается отметка на нижнем поле карты. Корректура пособий может производиться с помощью вклеек с содержанием текста корректуры. Учет корректуры производится в специальном журнале.
Подъем навигационных карт состоит в выполнении следующих работ: нанесение полигонов боевой подготовки, фарватеров, рекомендованных путей, точек разрешенных якорных стоянок, выделение красным цветом естественных и искусственных подводных препятствий, представляющих опасность для корабля, навигационных и радиолокационных ориентиров, а также нанесение границ территориальных вод иностранных государств, зон переключения тока размагничивающего устройства корабля, границ районов с минной опасностью и закрытых для плавания районов и т п.
Т т Т Т т т |
Т т Т |
^ т т |
H |
Рис.1 |
Для обеспечения безопасности плавания в узкостях и для точек планируемых якорных стоянок на крупномасштабные карты наносится сетки навигационных изолиний, а также проводятся оцифрованные ограждающие (опасные) навигационные изолинии.
О г р а ж д а ю щ и е навигационные изолинии – это линии, соответствующие границе безопасного для плавания района и отвечающие определенному значению навигационного параметра (рис.1).
2.Изучение, анализ и оценка условий плавания: навигационно-гидрографических, гидрометеорологических, правовых и оперативно-тактических условий плавания по маршруту движения.
При изучении навигационно-гидрографических условий плавания обращается внимание на следующие вопросы:
- расположение и характеристика рекомендованных путей и фарватеров, состав средств навигационного оборудования, обеспечивающих плавание по ним;
- наличие наблюдаемых и ненаблюдаемых (подводных) навигационных опасностей и характеристика средств их ограждения;
- районы с опасными для корабля глубинами, отличительные глубины, степень подробности нанесения глубин на карты;
- характеристика рельефа дна и возможность его использования для определения места корабля;
- расположение районов с интенсивным судоходством и районов с разделением движения;
- характеристика береговой черты и возможность ее использования для определения места корабля;
- приметные пункты и естественные ориентиры;
- действующие СНО, включая радионавигационные космические навигационные системы, расположение и режим их работы;
- местные правила плавания, организация прохода по внутренним каналам и проливам иностранных государств;
- закрытые и запретные для плавания районы и районы с остаточной минной опасностью;
- районы лова рыбы;
- наличие систем берегового радиолокационного (навигационного) ориентирования и организация их использования;
- места возможных якорных стоянок;
- обеспеченность района плавания пособиями;
- система передач навигационных оповещений и предупреждений
После изучения навигационно-гидрографических условий плавания производится их анализ: выделяются наиболее сложные в навигационном отношении участки (участки с малыми глубинами и с ненаблюдаемыми навигационными опасностями), оцениваются возможности определения места с помощью различных средств и методов и дается качественная сравнительная оценка возможных путей перехода.
При изучении гидрометеоусловий обращается внимание на следующие вопросы:
- наличие информации о течениях и степень их достоверности;
- количественная характеристика приливов и приливных течений;
- ожидаемая облачность и условия видимости небесных светил (вероятность использования астрономических средств определения места);
- господствующие ветры и сила ветра;
- ожидаемая степень волнения, длина и высота волны, температура и плотность (соленость) морской воды ;
- вероятность штормов, ураганов и тропических циклонов;
- ожидаемая ледовая обстановка – граница льда, вид и сплоченность ледовых образований, наличие и пути вероятного перемещения айсбергов, возможность всплытия подводной лодки на чистой воде, в полыньях и разводьях;
- районы возможного обледенения корабля;
- характеристика визуальной, радиолокационной, гидроакустической видимости;
- система и организация передачи штормовых и ледовых предупреждений по районам плавания, возможность использования иностранных источников информации;
- необходимость и характер дополнительных мер по гидрометеоро- логическому обеспечению безопасности плавания.
При изучении международно-правового режима обращается внимание на ширину территориальных вод и экономических зон иностранных государств и на расположение районов, закрытых для плавания. Изучаются правовые режимы плавания по каналам и в проливах.