Определения места корабля по двум пеленгам.
Сущность способа. Этот способ определения места корабля применяется в тех случаях, когда в видимости корабля имеются только два ориентира. Для определения места по двум пеленгам одновременно измеряются компасные пеленги по гирокомпасу на два видимых с корабля ориентира КПА и КПв. Для получения истинных пеленгов измеренные компасные пеленги исправляются поправкой гирокомпаса.
КПА + ΔГК = ИПА;(1)
КПв + ΔГК = ИПв;
Изолинией пеленга на малых расстояниях является прямая линия, пересекшая меридианы под углом, равным истинному пеленгу и проходящая через место предмета. В момент измерения пеленга корабль находится в одной из точек изолинии.
Так как два пеленга измерялись одновременно находится на двух изолиниях, т.е. в точке пересечения. Проложив А и В в точке пересечения изолиний получают место корабля (Рис.2)
Рис.2
Определение места корабля по трем пеленгам.
Определение места корабля по трем пеленгам возможно в случае, когда в видимости корабля имеются три ориентира для определения одновременно измеряются компасные пеленги на три ориентира: КПА, КПв, КПс. Измеренные компасные пеленги исправляются поправкой гирокомпаса:
КПА' + ΔГК = ИПА(4)
КПв' + ΔГК = ИПв
КПс' + ΔГК = ИПс
Полученным истинным пеленгам соответствует три изолинии. Приложив на карте изолинии трех истинных пеленгов, в точке их пересечения получают место корабля К (Рис.5)
Рис.5
Также как и при определении места по двум пеленгам один наблюдатель измеряет пеленги не одновременно, а последовательно один за другим. Это приводит к появлению погрешности в месте корабля. Для исключения этой погрешности пеленги приводятся к одному месту. Для приведения пеленгов к одному месту производится измерение пяти пеленгов в такой последовательности: КПА1, КПв1, КПс, КПв2, КПА2.
Рассчитывается среднее значение пеленгов на ориентиры А и В:
КПА = (КПА1 + КПА2)/2;(5)
КПв = (КПв1 + КПв2)/2 ;
Полученные средние компасные пеленги на ориентиры А и В исправляются поправкой гирокомпаса. Так же исправляются поправкой компаса и компасный пеленг на ориентир С.
Изолинии, соответствующие полученным истинным пеленгам, проложенные на карте, дадут место, свободное от погрешностей, возникающей от неодновременного измерения пеленгов.
При движении корабля малой скоростью приведение пеленгов к одному месту, как правило не производится. В этом случае для уменьшения погрешностей возникающей от неодновременного измерения пеленгов, необходимо соблюдать порядок пеленгования.
Первым измеряется пеленг на тот ориентир, курсовой угол которого ниже К 0° или 180°.
Получив место корабля в точке К в нее переносят счислимое место корабля. Из полученной точки прокладывается истинный курс или путь, которым идет корабль.
Определение места корабля по пеленгам методом крюйс – способом.
Эти способы определения места корабля применяются в тех случаях, когда в видимости корабля имеется только один ориентир, а на корабле имеется возможность измерить только один навигационный параметр. С помощью одного навигационного параметра можно получить только одну изолинию, но одна изолиния места корабля не определяется.
В этих случаях измеряются два навигационных параметра на один и тот же ориентир через некоторый промежуток времени t.
Суть способа заключается во вращении вектора плавания корабля, проложенной на карте, от точки пересечения ее с линией первого пеленга М1 откладывается пройденное кораблем расстояние S; где S = V(T2 – T1)за время между взятием пеленгов. Из полученной точки М2 проводят линию, параллельную первой линии положения. Точка пересечения приведенной линии первого пеленга, с линией второго пеленга определит счислимо – обсервованное место корабля (Рис.6).
Рис.6