Автоматическое счисление

Сложное счисление

Сложным счислением называется такое счисление, при котором для каждого курса в точке поворота рассчитывается не только РШ и ОТШ, но и РД. Алгебраическая сумма разностей долгот будет называться генеральной разностью долгот:

ГенРД = ∑РДE−∑РДW

Затем рассчитываются координаты промежуточных точек.

Курс, рассчитанный по Ген РШ и Ген ОТШ, ведущий непосредственно в точку пришествия, называется генеральным курсом,а расстояние по генеральному курсу между этими точками называется генеральным плаванием.

Метод составного (сложного) счисления позволяет вести учет постоянного и приливо-отливного течений, а также учет циркуляции. При учете течения его направление принимается за отдельный дополнительный курс, а произведение скорости течения на время его действия — за плавание. По этому отдельному курсу выбирают РШ и ОТШ. При учете циркуляции за курс судна принимается средний курс ИКср, а за плавание — величина d — плавание по среднему курсу на циркуляции.

 

 

Системой автоматического счисления и прокладки называется устройство, предназначенное для вычисления текущих координат места корабля и ведения автоматической графической прокладки в масштабе морской навигационной карты или в постоянном масштабе на листе бумаги (миллиметровке, кальке и пр.).

Такие системы в штурманской практике принято называть автопрокладчиками (АП). Выработанные автопрокладчиком координаты передаются в другие корабельные системы и на боевые посты.

Автопрокладчики могут входить в состав навигационных комплексов или являться самостоятельными системами навигационного вооружения как подводных лодок, так и надводных кораблей ВМФ.

Все автопрокладчики имеют две ярко выраженные системы: счисления и прокладки. Система счисления обеспечивает непрерывное вычисление текущих координат места корабля и , используя зависимости:

(9.1)

где , – начальные координаты места корабля; РШ, РД – разность широт и разность долгот, выработанные схемой счисления.

Начальные координаты , , автопрокладчиком не вычисляются, а вводятся в него, как правило, штурманом вручную. Отсюда следует, что возможная ошибка в начальных координатах может привести к навигационной аварии, а значит, работа схемы счисления в море должна постоянно контролироваться штурманом. Система прокладки обеспечивает непрерывную выработку приращений перемещения корабля в масштабе карты по меридиану и параллели , их геометрическое сложение и визуальное отображение на карте полученного места корабля. Учитывая, что начальное место корабля на карте устанавливает штурман, требование постоянного контроля системы прокладки в море так же актуально, как и в случае с системой счисления.

Классификацию современных автопрокладчиков можно провести по характеру алгоритмов, положенных в основу их работы; по диапазону работы по широте; в зависимости от элементной базы.

В зависимости от алгоритмов автопрокладчики подразделяют на два вида:

АП, осуществляющие выработку счислимых координат и данных для прокладки пути корабля с учетом эллиптичности (сжатия) Земли. Схемы таких АП построены в предположении, что фигурой Земли является эллипсоид вращения с параметрами референц-эллипсоида Красовского. Как правило, такие АП устанавливаются на подводных лодках;

АП, осуществляющие выработку счислимых координат и данных для прокладки пути корабля без учета эллиптичности Земли. Схемы этих АП построены в предположении, что фигурой Земли является шар с постоянным радиусом. Выработка вышеуказанных данных в подобных АП осуществляется с меньшей точностью, но, учитывая, что они устанавливаются, как правило, на надводных кораблях, где возможностей определения места гораздо больше, этот факт не является существенным. Кроме того, они имеют более простые схемы построения.

В зависимости от диапазона работы автопрокладчиков по широте они делятся на всеширотные и ограниченные по широте. Всеширотные АП работают в географической и квазигеографической системах координат. Переход от одной системы координат к другой осуществляется в j = 80-850N. Такие АП, как правило, устанавливаются на подводных лодках.

Ограниченные по широте автопрокладчики работают только в географической системе координат до широт 75-850. Схемы построения таких АП значительно проще. Они устанавливаются, как правило, на надводных кораблях.

В зависимости от элементной базы автопрокладчики подразделяются на аналоговые и цифровые.

Аналоговые АП исторически появились первыми. Их вычислительные устройства построены на электрических, электромеханических и механических элементах. Среди них вращающиеся трансформаторы, сельсины, электродвигатели, тахогенераторы, конусные фрикционы, коноиды, редукторы и прочие элементы. Наибольшее применение в этой группе получили автопрокладчики АП-4 и АП-5.

Цифровые автопрокладчики реализованы на базе специализированных ЦВМ. Они могут входить в состав навигационных комплексов или использоваться как самостоятельные системы. Примером цифрового автопрокладчика может быть система «Топаз». Основные технические характеристики названных систем приведены в прил. 7.