Особенности кораблевождения и способы счисления пути корабля.

ТЕМА 6. СЧИСЛЕНИЕ ПУТИ КОРАБЛЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ СЧИСЛИМЫХ КООРДИНАТ.

Для обеспечения безопасности плавания и использования ору­жия необходимо на любой момент времени знать точное место корабля.

Для этого требуется вести непрерывный учет движения корабля по водной поверхности, т. е. вести счисление пути.

Сущность счисления заключается в том, что от известного ис­ходного места на морской навигационной карте прокладываются направления движения корабля и пройденные по ним расстояния с целью получения места корабля на любой заданный момент вре­мени.

Счисление пути ведется по приборам:

— с помощью компасов определяется направление движения корабля;

— с помощью лагов определяются пройденное кораблем рас­стояние и скорость движения корабля.

В отдельных случаях скорость движения корабля определяется по числу оборотов гребных винтов, а пройденное расстояние — по скорости и времени.

Кроме того, при счислении учитывается влияние на корабль ветра и течения, которые вызывают снос корабля с линии истин­ного курса, ускоряют или замедляют его движение.

Таким образом, под счислением пути корабля бу­дем понимать совокупность всех графических работ на карте, выполняемых для получения ме­ста на заданный момент времени по показаниям компаса, лага и морских часов.

Место корабля, полученное по счислению, называется счисли-мым местом.

Счисление пути корабля должно быть непрерывным, т. е. вы­полняться от начала и до конца плавания, простым для выполне­ния, наглядным и точным.

Счисление пути корабля может выполняться двумя способами: графическим и аналитическим.

Графический способ предусматривает прокладку линии пути корабля-и пройденного по нему расстояния, учет циркуляции, сноса от ветра и течения путем графических построений на карте.

Аналитический способ предусматривает расчет коорди­нат места корабля на заданный момент времени по специальным формулам с последующим нанесением места на карту.

Графический и аналитический способы счисления .могут вы­полняться вручную и автоматически.

При ведении счисления вручную весь объем графических по­строений и расчетов выполняется штурманом с помощью прокла­дочного инструмента с использованием различных таблиц и дру­гих пособий.

Автоматическое счисление ведется специальными приборами — автосчислителями и автопрокладчиками, которые, работая по по­казаниям гирокомпаса и лага, автоматически прокладывают ли­нию пути корабля на карте.

Одновременно с прокладкой линии пути корабля на карте про­изводится непрерывный расчет счислимых координат.

Основным способом счисления является пока графическое счи­сление, выполняемое штурманом вручную. Оно имеет хорошую на­глядность, позволяет контролировать движение корабля и следить за его положением относительно окружающих его объектов. С уве­личением скоростей плавания, усложнением маневрирования и по­явлением на кораблях вычислительной техники основным способом счисления в скором времени станет автоматическое счисление.

 

Ручное географическое счисление с учетом циркуляции, с учетом дрейфа и с учетом течения.