Основные единицы расстояния и скорости.

Движение судна принято делить на относительное со скоростью VО (VЛ), абсолютное со скоростью V (Vа, Vи) и переносное VС под воздействием ветра, течения или их совместном воздействии.

Для измерения скорости и расстояния используются абсолютные и относительные лаги. На судах в основном используются относительные лаги, которые измеряют скорость и пройденное расстояние относительно воды с учётом ветра, но без учёта течения.

Как правило, лаги имеют погрешность, называемую поправкой лага.

Поправкой лага называется систематическая погрешность, выраженная в процентах и взятая с обратным знаком.

(2)

где Sф - фактическое (истинное) расстояние; РОЛ-разность отсчётов лага. РОЛ=ОЛi+1- ОЛi.

- коэффициент лага.

Поправку лага и скорость судна определяют после постройки или ремонта на специальных полигонах - мерных линиях при следующих условиях: волнение не более 3 баллов, ветер до 8 м/с, глубина не менее 6 средних осадок. Поправка лага и скорость судна определяются на ППХ, СПХ, МПХ, СМПХ в грузу и в балласте. Полученные результаты заносят в таблицу маневренных элементов. При отсутствии течения на мерной линии делается 1 пробег.

где Sф и ΔT − расстояние и время соответственно между секущими створами;

При наличии постоянного течения для его исключения делается 2 пробега, т.к. на взаимно обратных курсах из формулы (1) на первом пробеге, предположим, Vо = V1 + VТ, тогда на втором пробеге Vо=V2−VТ. Совместное решение этих двух уравнений позволяет исключить течение и определить скорость судна относительно воды.

 

 


Соответственно определится и поправка лага: где ΔЛ1,2 рассчитываются по формуле (2) для двух пробегов. Для контроля можно сделать 3 пробег. Тогда, если РОЛ1 = РОЛ3 или ΔТ1=ΔТ3, то течение постоянное.

При переменном течении (приливоотливном) делается 3 пробега, т.к. на первом пробеге VО=V1+VТ1, на втором пробеге VО = V1 − VТ2 и на третьем пробеге VО=V1+ VТ3. Предположив, что на втором пробеге и, подставив это выражение во второе уравнение, при совместном решении полученных трёх уравнений можно исключить течение и скорость судна определится по формуле:

 

 


Соответственно определится поправка лага: где ΔЛ1,2,3 рассчитываются по формуле (2) для трёх пробегов.

Если на судне установлен винт фиксированного шага, то во время пробегов замечают скорость оборотов винта N и составляют зависимость от неё скорости судна Vоб. Тогда пройденное расстояние можно определить по формуле:

Sоб = aΔN,

 

где a - аванс, т.е. расстояние проходимое судном относительно воды за один оборот движителя.

Рассчитывается по Vоб и соответствующей ей частоте вращения движителей N: a=Vоб /N. ΔN=N2−N1.

В море скорость и поправка лага определяются по свободно плавающему ориентиру (для исключения течения) с помощью РЛС или с помощью высокоточных обсерваций (по спутникам) с исключением течения графически или по формулам. Для исключения накапливающихся погрешностей длина одного пробега должна составлять при скорости 10 уз. - 2,3 м.мили; 15уз. - 3,6 м. мили; 18 уз. - 4,3 м.м или; 20 уз. - 4,9 м.мили (Н. В. Авербах, Ю. К. Баранов Определение маневренных элементов морского судна и поправки лага). Тогда

 

 


Задачи, решаемые при ведении счисления.

Предвычисление отсчёта лага: ОЛi+1=РОЛ+ ОЛi, где РОЛ=Sл/kл.

Расчёт расстояния, пройденного по лагу: Sл=VлΔT.

Расчёт времени плавания: T= SЛ/VЛ; ΔT= Sи/ Vи;

Расстояние SЛ выражается в стандартных морских милях. Для перехода к морским милям, длина которых изменяется с широтой, можно пользоваться поправкой ΔS=((1852/Δ1)-1)100, где ∆1' - длина дуги меридиана, в средней широте прокладываемого отрезка. При графическом счислении расстояние измеряется напротив того места, где ведётся счисление.

 

10. Морские карты, навигационные руководства и пособия для плавания.

Морская лоция - раздел судовождения, изучающий условия плавания в океанах и морях, рассматривающий системы навигационного оборудования, а также принципы использования карт и пособий для плавания и поддержания их на уровне современности.

Предметом морской лоции является установление оптимального и безопасного пути морского судна.

Морские навигационные руководства и пособия (МНР и МНП) представляют собой издания Главного управления навигации и океанографии министерства обороны РФ (ГУНиО МО РФ) и других ведомств, содержащие навигационную, гидрографическую, гидрометеорологическую, геофизическую и гидробиологическую информацию для мореплавателей по районам Мирового океана, а также правила и рекомендации по обеспечению безопасности плавания, международно-правовые сведения, необходимые для решения совместно с морскими картами задач мореплавания, использования природных ресурсов и специальных задач.

МНР - официальные издания, содержащие правила, наставления, указания, невыполнение которых возлагает на мореплавателя ответственность за возможные последствия.

МНП - официальные издания, содержащие справочную информацию.

Каталог карт и книг - это основной документ по систематизации карт, руководств и пособий для плавания в судовых условиях.

Лоция - МНР, в котором содержится информация об условиях плавания в описываемом районе. В сочетании с данными на морских навигационных картах она позволяет производить опознание на местности географических объектов и назначать безопасный курс судна.

Огни и знаки - МНР, в котором содержится информация для мореплавателей о всех штатных средствах навигационного оборудования (СНО), за исключением вех.

Радиотехнические средства навигационного оборудования (РТСНО) - МНР, в которых содержится информация о радионавигационных системах (РНС), морских радиомаяках (РМк), аэрорадиомаяках (АэроРМк), радиопеленгаторных станциях (РПС), радиолакационных маяках (РЛМк) и других РТСНО.

Каждое руководство и пособие имеет адмиралтейский номер, который состоит из 4-х цифр:

Первая цифра - вид руководства или пособия (1 - лоции, 2- Огни и знаки, 3- РТСНО, 4 - руководства и правила плавания, 5 - резерв, 6- гидрометеорологические пособия, 7 - каталоги, 8 - таблицы определения места судна по РНС, 9 - специальные пособия);

Вторая цифра - океан (1 - Северный Ледовитый, 2 - Атлантический, 3 - Индийский, 4 - Тихий);

Третья и четвёртая цифры - порядковый номер руководства или пособия на данном океане.

Пример: 1225 - лоция, относящаяся к Атлантическому океану, с порядковым номером 25; 3401 - РТСНО; 2401 - Огни и знаки; 7401 - каталог карт и книг.