Ноября 2007 года

НОВОЕ ВРЕМЯ

Лекция № 12

Итак, премьер-министром Великобритании становится Стэнли Болдуин. Правительство Стэнли Болдуина было у власти 4,5 года, до середины 1929 года. Это было самое продолжительное по времени правительство в 1920е годы. Его деятельность совпала с тем периодом, когда весь западный мир переживал экономический подъем или период частичной стабилизации капитализма. В это время в других странах запада, в Германии, Франции в это время затухала социальная борьба, была политическая стабильность, политический штиль во внутренней политике. Но в Великобритании этого штиля не было.

Серьезным испытанием для правительства Стэнли Болдуина была первая в Великобритании всеобщая забастовка, которая прошла 4-12 мая 1926 года. В ней приняло участие порядка 4 миллионов человек. Она началась с забастовки шахтеров. Носила сугубо экономический характер, речь шла о повышении зарплаты. Правительство ввело в стране чрезвычайное положение, и пыталось бороться с этой забастовкой решительным образом. Начинает ужесточатся политика правительства в отношении участников забастовочного движения.

В этот период принимается ряд важных законов, которые ограничивают социальную активность населения.

в 1927 году принимается закон о промышленных конфликтах и профсоюзах, согласно которому объявлялась незаконной всякая забастовка в знак солидарности. Плюс к этому считалась незаконной всеобщая забастовка. Также запрещалось профсоюзам расходовать средства на поддержку подобных забастовок.

В 1928 году принимается закон, касающийся пособия по безработице, и размеры этих пособий начали сокращаться под предлогом того, что безработные просто не ищут по-настоящему работу.

В 1929 году – закон о бедных. Он ограничивал оказание помощи бедным. И вообще сокращалась помощь малоимущим.

Со 2й половины 1920х годов в Англии начала осуществляться политика Мондизма. По имени одного из промышленник Альфреда Монда. Суть политики заключалась в том, что предусматривалось подчинение деятельности профсоюзов интересам предпринимателей. Т.е. профсоюзы оказывались под контролем капиталистов.

Внешняя политика этого периода рассматривалась нами через историю Германии.

Локарнская конференция (в Локарне) 1925 года. Это была победа англ. дипломатии.

Принятие плана Чарльза Далласа.

Наряду с этим в это время начинается резкое обострение отношений Великобритании с СССР. Фактически происходит процесс конфронтации в международном плане в отношениях между государствами. Это было продиктовано тем, что в данный момент Великобритания, стремясь усилить свои позиции во всем мире, начала наталкиваться на определенное противодействие со стороны СССР. Т.е. начались политические столкновения на международной арене. В частности эти столкновения происходили в определенной зоне влияния Великобритании.

Мы знаем, что Англия укрепила свои позиции в Турции. Так вот, в 1925-27 году в противовес этому был заключен дружественный договор Турции с Советским Союзом.

Был заключен выгодный договор с СССР у Ирана.

Усилилось влияние СССР в Афганистане и Китае.

Эти моменты несколько осложняли советско-английские отношения.

В период всеобщей забастовки советское правительство находилось на стороне участников этой забастовки, явно стремилось поддерживать борьбу англ. трудящихся.

Также важную роль играла новая концепция политики безопасности, которую разрабатывали англичане, это программа Чемберлена, принятая в феврале 1925 года, которая предполагала, что главным противником в Европе для Англии является не Германия, а Советский Союз.

Этот комплекс моментов обусловил явное ухудшение англо-советских отношений. 12 мая 1927 года англ. полиция захватила здание торгового представительства СССР в Лондоне и англо-советское акционерное общество «Аркас». Для чего это было сделано? Англ. полиция искала доказательства финансовой поддержки СССР участников всеобщей забастовки. Англ. полиция взломала сейф, захватили дипломатическую почту. В течение нескольких дней шли обыски в здании. Это было грубейшее нарушение норм международного права. Советское правительство заявило протест. Англичане ничего не нашли. Все эти документы находились в Москве.

24-26 мая 1927 года по поводу советско-английских отношений прошли довольно бурные дебаты в Палате общин. Премьер-министр Болдуин выступил на этих заседаниях с предложением разорвать дипломатические отношения с Советским Союзом и расторгнуть торговый договор. Это и произошло. Ситуация в отношениях между Англией и СССР резко обострилась.

В Советском Союзе считали, что Англия начала сколачивать антисоветский блок из стран западной Европы. В какой-то степени идеи англичан начали поддерживать французы. Но Германия заняла нейтральную позицию.

В условиях резкого ухудшения советско-английских отношений, в СССР тоже началась антианглийская мощная волна. По улицам Москвы носили чучело Чемберлена и сжигали его. Это был «наш ответ Чемберлену».

Между министром иностранных дел Германии Штрейземаном и наркомом иностранных дел СССР Чичериным в июне 1927 года в городе Баден-Бадене состоялась встреча и переговоры. Чичерин твердо заявил о том, что Германия не будет поддерживать Англию в этом отношении. И если потребуется пропуск войск через территорию Германии, то Германия будет оказывать пассивное сопротивление.

На совещании министров иностранных дел, которое тоже проходило в июне 1927 года в Женеве, там присутствовали министры иностранных дел Англии, Германии, Франции, Японии, Италии, Бельгии Штрейземан отклонил идею Чемберлена об организации так называемого крестового похода против Советского Союза. Т.е. это обострение советско-английских отношений не приобрело масштабный характер, но в связях между этими двумя государствами возникли серьезные проблемы.

В это время серьезные вопросы в Лондоне решались в отношении доминионов. После 1й мировой войны у Англии оставалось 6 доминионов. Это Канада, Австралия, Новая Зеландия, Южно-Африканский союз, Ньюфаундленд, Ирландия. В этих доминионах произошли большие сдвиги в экономическом и политическом развитии. Фактически в этих доминионах происходил процесс формирования отдельных наций и государств. И отношения Англии с этими доминионами начали превращаться уже в межгосударственные отношения. Более того, Англия даже начала отставать по некоторым показателям в экономическом развитии от этих доминионов.

И чтобы урегулировать отношения доминионов и метрополии в октябре-ноябре 1926 года проходит Имперская конференция, на которой рассматриваются основные проблемы взаимоотношений Англии с доминионами. Ряд доминионов, Южно-Африканский союз, а также Ирландия, начали выступать на этой конференции с требованиями государственной независимости. Ирландия была самым решительным противником дальнейшего вхождения в состав доминионов. Тем не менее было достигнуто компромиссное соглашение, которое предусматривало провозглашение самостоятельности доминионов в области внутренней и внешней политики. Более того, доминионы стали обладать юридическим равенством с Великобританией.

Единственное, что оставалось у Англии, это то, что эти доминионы рподолжали входить в состав Британской империи, и жители этих доминионов оставались подданными английского короля.

ИТОГ деятельности кабинета Болдуина у власти.

Кабинет не сумел укрепить экономику. Безработица была довольно большая в Англии. Страна была разочарована, измучена и ожидала перемен, которые и наступили. В конце мая 1929 года состоялись выборы в парламент, и консерваторы на этих выборах потерпели поражение. Победителями оказались лейбористы.

Таким образом, лейбористы второй раз в своей истории получили право сформировать правительство и возглавить его.

4 июня 1929 года было сформировано второе лейбористское правительство, которое возглавил Мак-Дональд (так же, как и первое). Им в какой-то степени не повезло, поскольку Англия, как и весь западный мир, находилась на пороге мирового экономического кризиса. И лейбористам приходилось решать проблемы этого кризиса. Иными словами тихая, спокойная сытая жизнь в Англии заканчивалась.

В области внешней политики в этот период состоялось весьма важное решение. 3 октября 1929 года в Лондоне был подписан протокол о восстановлении дипломатических отношений с Советским Союзом.

РАЗВИТИЕ АНГЛИИ в годы мирового экономического кризиса.

Этот кризис был самым сильным и самым тяжелым и разрушительным в истории Англии. Он выражался в резком сокращении выпуска промышленной продукции и в сокращении сельскохозяйственного производства.

Нужно учитывать особенности мирового экономического кризиса, его отличие от того кризиса, который переживало наше государство в 1980-90 годы.

А Англии это был кризис перепроизводства, т.е. товаров было много, товары были дешевые, и предприниматели, борясь за покупателя, вынуждены были все время сбивать цены. И в конечном итоге бизнеса не получалось. Тратили больше предприниматели, чем получали доходов. Это приводило к закрытию предприятий, к сокращению производства.

Кризис в Англии начался позднее, чем в США и др. странах. Он начался не осенью 1929 года, а в начале 1930 года. Сначала падение производства не было таким обвальным, как в США. Наибольшей глубины кризис достиг весной 1932 года, когда производство упало на 23% от уровня 1929 года.

Самые серьезные удары кризиса обрушились на базовые отрасли экономики Великобритании: на металлургическую промышленность и на судостроение. Выплавка чугуна в годы кризиса сократилась в 2 раза. Это значит, что она упала до уровня 1861 года. Продукция судостроения уменьшилась в 12 раз, т.е. упала до уровня 1843 года.

Объем внешней торговли сократился в 2 раза.

Явно обесценивались деньги. Бушевала инфляция. Число безработных составило в январе 1933 года около 3 миллионов человек. Это меньше, чем в Германии, США, но тоже много. Это 20% всего работающего населения.

Практически замерла экономическая жизнь. В ряде районов Великобритании в Южном Уэльсе, Ланкашире, Шотландии обезлюдели рабочие поселки. Ситуация в экономике становилась весьма напряженной.

В это время у руководства страны находилась рабочая партия – лейбористы.

Как боролся кабинет Мак-Дональда с этим кризисом?

Боролись они не с самим кризисом, а с проявлениями этого кризиса. Чтобы погасить безработицу, правительство настаивало, чтобы предприниматели сокращали рабочий день. Таким образом, платили бы рабочим меньше, но работало бы больше людей. Не 8 часов в день, а 7,5 часов, например.

Был введен закон о страховании, который немного улучшал положение безработных.

Но эти меры никакой эффективной роли не давали.

Забастовочное движение начало нарастать. При этом начинает в особых размерах увеличиваться движение безработных, которые начинают организовывать голодные походы на столицу. В 1930, 1932,1934 году было проведено 3 таких голодных похода в Лондон. Это все показывало насколько социальная стабильность в государстве тревожна.

Тревожным было и то, что в этот период начинает появляться элементы волнения в армии. В сентябре 1931 года на одной из баз в Шотландии военные моряки выступили против понижения жалованья. Была создана специальная комиссия.

В целях выработки рекомендаций по преодолению кризиса в 1931 году образуется специальная королевская комиссия, во главе с крупным банкиром Меем. Комиссия работает 5 месяцев. Она предлагает правительству начать проводить политику жесткой экономии денежных средств путем сокращения пособий по безработице, путем сокращения социальных расходов в целом, и введение новых налогов, прежде всего косвенных. Т.е. предлагает то, что лейбористы принципиально не могли принять. Как только это предложение было внесено на рассмотрение правительством, это привело к правительственному кризису, и к кризису самой лейбористской партии.

Что касается правительства, то за принятие рекомендаций Мея выступило 11 министров, против выступило 10. Т.е. фактически правительство раскололось на 2 части. В этой ситуации Мак-Дональд заявляет об отставке своего кабинета. И 24 августа 1931 года было сформировано новое Национальное правительство. Название вызвано тем, что в этом правительстве были сторонники Мак-Дональда, но плюс к этому и либералы и консерваторы.

Т.е. Мак-Дональд решил создать коалиционное правительство, отводя таким образом от власти лейбористов в полном составе. Он заявил о том, что это правительство должно лечить смертельно больную Англию. Но подобные формы лечения в лейбористской партии вызвали скандал. И Мак-Дональда сразу же исключили из лейбористской партии. Таким образом, он теперь не был связан никакими обязательствами. Мак-Дональд стоял у истоков образования этой партии. Теперь у него был богатый опыт, и он сразу же образовал национальную лейбористскую группу из числа своих сторонников.

Иными словами лейбористская партия раскололась.

Правительство Мак-Дональда стало действовать в соответствии с рекомендациями комиссии Мея, т.е. начался осуществляться план экономии, сокращение бюджетных расходов, уменьшилось пособие по безработице, уменьшились оклады учителям и государственным служащим. Увеличились налоги, как прямые, так и косвенные. Т.е. Мак-Дональд действовал так, как его научил Мей.

Подобные действия дали желаемый результат. Эти меры, а также использование огромных ресурсов колоний, плюс внешние займы, они фактически укрепили позиции английского капитала. В целом, ситуация в экономическом отношении в Англии начинает выходить в нормальное русло. Происходит стабилизация. Кризис не углубляется. Начинается депрессия.

Можно говорить, что кризис был не только экономический, но и политический. Серьезный экономический кризис стал сказываться на политических партиях. Мы говорили о лейбористах, которые раскололись. Но также надо иметь в виду, что в это время резко обострились разногласия внутри второй ведущей политической партии – у консерваторов. У ряда влиятельных консерваторов начало проявляться откровенное недовольство деятельностью лидера Стэнли Болдуина. И в 1930 году оппозиция во главе с лордом Вильмербруком, являвшимся газетным королем Великобритании, образовала самостоятельную партию, которая получила название Объединенная имперская партия.

Кроме этого начинает резко усиливаться позиция Чемберлена внутри консервативной партии. В 1930 году Чемберлен становится председателем консервативной партии, оттесняя Болдуина.

Что касается либеральной партии, то она оказалась в глубоком кризисе. Она фактически распалась на 3 части. Причем эти 3 группировки враждовали друг с другом. Одна из них вышла из либеральной партии и оформилась в Национал-либеральную партию во главе с Джоном Саймоном.

В Англии появляются свои фашисты. В 1932 году бывший лейборист Мосли создает Британский союз фашистов. В Англии наблюдаются определенные тенденции на усиление или рост фашистских тенденций внутри страны. Кульминация выступлений англ. фашистов приходится на 1934 год.

В июне 1934 года британские фашисты провели первое крупное открытое свое сборище в Лондоне в зале Олимпия. Они как бы заявили официально о себе. А затем в сентябре 1934 года устроили аналогичное мероприятие в Гайд-парке. Там принимало участие до 2,5 тысяч человек. Однако это действие вызвало негативную реакцию. И в Гайд-Парке произошли серьезные столкновения людей, которые протестовали против фашистского движения. Полиция всех разогнала.

Постепенно фашистские вступления в Англии начинают спадать. И уже после 1937 года фашистское движение в Англии пошло на убыль. Причем государство боролось против фашизма, принимало соответствующие законодательные решения, которые ограничили фашистское движение в Англии. В частности, в 1934 году был принят закон «О подстрекательстве к мятежу», который расширял права полиции на производство арестов, обысков, и имел направленность против радикально настроенных элементов.

Следующий закон был принят в 1937 году. Он вступил в силу под названием «Закон об общественном порядке». Он ограничивал свободу митингов, собраний, шествий и т.д. Государство действительно вело определенную войну на законодательном уровне против проявлений экстремизма.

Что касается коммунистов, то компартия Англии была маленькая. И в этот период ее численность не увеличивалась. В этой партии наблюдались определенные сектантские течения. Эта партия реально влиять на общественные настроения не могла. В ней насчитывалось 5,5 тысяч человек. Для Великобритании это немного. Хотя англ. коммунисты издавали ежедневную газету, которая должна была объединять сторонников коммунистического движения.

Ситуация в этот период была сложной. Ни одна из политических партий не имела прочного внутреннего единства.

Наибольшей глубины кризис достиг в середине 1932 года. Наибольший упадок в экономике страны.

В 1933 году экономика начинает выходить из этого состояния.

Специфика кризиса в Великобритании была в том, что если в Германии в результате экономического кризиса нацисты пришли к власти; во Франции к власти приходит народный фронт; в США возобладали сторонники так называемого буржуазного реформизма – новый курс президента Рузвельта, а в Великобритании кризис выражается в том, что начинает ужесточаться исполнительная власть государства, т.е. идет процесс ужесточения власти правительства и усиление эксплуатации населения – но без фашизма.

Внешняя политика. Мы ее рассматриваем в комплексе.

В этот период не только Европа переживала острые процессы международного развития, но и на Дальнем Востоке были серьезные изменения.

ПОЛИТИКА АНГЛИИ на Дальнем Востоке.

Поговорим о Дальнем Востоке относительно Англии, которая имела здесь собственные интересы.

21 сентября 1931 года японские войска вторглись в Манчжурию. Фактически Япония напала на Китай. С территории Кореи японцы вторглись в северо-восточный Китай. Китай рассчитывал на понимание и поддержку мировой общественности. Китай рассчитывал на Лигу наций, на Запад – как гарант стабильности. Поэтому руководитель Китая Чан Кайши 11 сентября 1931 года приказал китайским войскам не идти на столкновение с японской армией, хотя численность японцев была значительно меньше, чем китайских солдат. Тем не менее, японцы, благодаря этому приказу, за 12 часов оккупировали всю южную Манчжурию.

А Чан Кайши обратился в Лигу Наций с просьбой принять меры с тем, чтобы заставить Японию прекратить военные действия и вывести японские войска с территории Китая.

Совет Лиги Наций решил обсудить эту проблему. 22 сентября они приступили к рассмотрению жалобы китайского правительства. Но при этом в Лиге Наций, наряду с Англией и Францией, были представители и Японии. Японский представитель охарактеризовал ситуацию, которая происходила в это время в Манчжурии как событие сугубо местного локального характера. И заявил, что все можно уладить путем переговоров Китая и Японии, и не надо вмешиваться в этот процесс.

С японской стороны последовало заверение, что Япония сама отведет войска из Манчжурии, т.е. Япония начала уговаривать Лигу Наций не вмешиваться в эти процессы.

Тем не менее 30 сентября Совет Лиги Наций принял резолюцию, в которой содержался призыв не допускать дальнейшего расширения конфликта. Но при этом никаких обязательств от Японии не требовалось, и не определялся срок отвода японских войск из Манчжурии. Причем японский представитель проголосовал за это решение. Т.е. Японию вполне подобное решение устраивало.

При этом в Манчжурию прибывали все новые японские войска. Это все требовало и заставляло Китай искать поддержку у Лиги Наций.

Новая резолюция по Маньчжурскому вопросу была принята 24 октября и требовала от Японии вывести свои войска из Манчжурии в течение 3х недель. Т.е. уже был определен срок. В данном случае Лига Наций стала пытаться оказывать на Японию давление. Но Лига Наций оказалась неспособной остановить японскую агрессию.

16 ноября совет Лиги Наций собрался в третий раз для обсуждения Маньчжурского вопроса. На этом обсуждении стало ясно, что ни одно из государств не выражает желания принять меры для пресечения этой агрессии.

После почти месячной дискуссии решили 10 декабря создать некий Комитет пяти для изучения обстановки на месте. Этот Комитет возглавил англичанин лорд Литтен. Комитет должен был выработать главные рекомендации относительно японской агрессии.

Между тем японские войска продолжали развивать агрессию. Уже 3 января 1932 года завершили оккупацию всей Манчжурии.

Неужели Англия и США не имели особых интересов, позволяя Японии вот так беззастенчиво захватывать государство, которое находилось и под их влиянием? Англия и США действительно особо не препятствовали японской агрессии. Дело в том, что между ними, как и в начале 20 века, не было единства в отношении Японии. Это обнаружилось уже когда в январе 1932 года США обратились с двумя нотами, одна в Китай, другая в Японию, в которой излагалась позиция США. Американское правительство заявило, что оно не будет мириться с нарушением Японией американского принципа «открытых дверей и равных возможностей в Китае», и там же обращалось внимание Японии на нарушение пакта Бриана-Кэллога, о котором мы уже говорили.

Англ. правительство даже этого не сделало. Оно не стало посылать аналогичной ноты Китаю и Японии. А министр иностранных дел Англии Саймон в Палате Общин в марте 1932 года заявил, что его правительство будет действовать по отношению к Японии только дружелюбно.

Тем временем японцы уже начали наносить бомбовые удары по важным стратегическим районам Китая. Японские бомбардировщики начали наносить удары по Шанхаю и столице Китая, которой в то время был город _______ .

Это вызвало возмущение мировой общественности. Чтобы как-то укрепить позиции на захваченной территории Япония 18 февраля 1932 года провозглашает Манчжурию независимой от Китая.

Затем 9 марта Япония вообще образует в Манчжурии некое марионеточное государство Манчжоу-го. Япония его сразу же признала и заключила с ним военный союз. Теперь таким образом, Япония помогала некому государству Манчжоу-го в борьбе против Китая. Таким образом, Япония захватила северо-восточный Китай. Это вызывало удивление, почему ведущие страны Запада никаким образом на это не ответили.

А чем же занимался комитет Литтена? Он был образован для того, чтобы эту проблему решить. Созданный в декабре 1931 года, комитет Литтена начал свою работу не с поездки в Манчжурию, а с выезда в Вашингтон, в США. Потом в Японию. И только в середине марта 1932 года они прибывают в Китай. А в Манчжурию добираются лишь в апреле 1932 года, т.е. после того, как там было образовано марионеточное правительство.

А в октябре 1932 года комитет Литтена уже обнародует итоги своей работы. Они заявляют, что Манчжурия является китайской страной. Рекомендуется воздерживаться от признания Манчжоу-го. Предлагалось сохранять территориальную и административную целостность Китая с предоставлением Манчжурии статуса автономии.

Признавалось наличие в Манчжурии особых интересов и прав Японии.

Таким образом, комитет Литтена, как и Лига Наций в целом, не справилась с задачей предотвращения агрессии, а это была основная задача.

Тем не менее 24 февраля 1934 года на очередной сессии Лиги Нации была принята резолюция о японо-китайском конфликте, который признавал захват Японией Манчжурии незаконным. Вместе с тем, опираясь на доклад комитета Литтена, заявлялось о наличии особых интересов Японии в этой части Китая.

Это был двойственный по своей сути подход. Он оказал серьезное влияние на дальнейшее развитие событий на Дальнем Востоке. Такое решение во многом было вызвано позицией Англии, и Франции, которые не желали ввязываться в положение на Дальнем Востоке. Министр иностранных дел Великобритании Саймон, заявил, что англ. правительство не намерено предпринимать какие-либо шаги против Японии. Т.е. здесь мы наблюдаем очевидные тенденции в политике умиротворения агрессора, т.е. уступить что-то в расчете на то, что это будет последнее, что нужно будет уступить. А за этим возникало новое и новое. Англия, Франция и государства Запада в целом шли на дальнейшие уступки.

Т.е. политика умиротворения агрессора в начале 1930х годов уже начала проявляться. Во второй половине 1930х годов эта политика будет еще более рельефной.

Япония вела курс на осуществление захвата территории Китая. Она почувствовала слабость Запада. И японские войска стали продвигаться уже во внутренние территории Китая. А чтобы никакие комитеты больше не мешали Японии, она решила с Лигой Наций вообще порвать. 24 февраля 1933 года Япония выходит из Лиги Наций. Штаб-квартира Лиги Наций находилась в Женеве, в Швейцарии. Причем делегат Японии в Женеве с раздражением заявил о расхождении во взглядах со всеми членами Лиги Наций по вопросам мира на Дальнем Востоке. Официально Япония выходит из Лиги Наций 27 марта 1933 года.

В Китае в это время шла гражданская война, что позволяло Японии без особых усилий захватывать значительные территории. К концу мая 1933 года японские части прорвались в центральный Китай. Они подошли к Пекину. Возникала опасность захвата всей территории центрального Китая.

Лидер Китая Чан Кайши в этот период заявил о том, что он хотел бы заключить с Японией соглашение о перемирии. Он понимал, что рассчитывать на Запад не приходится. А своих сил у него не хватало, чтобы остановить японскую агрессию. А японцы, которые уже довольно много захватили, тоже посчитали, что пора сделать передышку.

И 31 мая 1933 года было подписано соглашение о перемирии, по которому Китай признавал контроль японцев над северо-восточной частью своей территории и над северной частью.

Заключение этого перемирия означало завершение Японией первого этапа осуществления своих агрессивных планов и замыслов на азиатском материке.

Лига Нация и Великобритания оказались не способны пресечь японскую агрессию. Дальний Восток превратился в один из первых очагов будущей 2й мировой войны.

Преодолев экономический кризис, Англия сохранила все-таки определенные рецидивы этого кризиса. Последствия эти заключались в том, что ряд отраслей экономики, которые в принципе можно квалифицировать как профильные отрасли экономики Великобритании, все-таки находились еще в состоянии депрессии. Это можно говорить об угольной промышленности, о текстильном производстве, о судостроении. Эти отрасли промышленности смогли достичь докризисного уровня развития к 1937 году. Рост промышленного производства шел за счет новых отраслей экономики, которые были необходимы Великобритании в условиях весьма очевидного обострения международного положения. Это было производство моторов, автомобилей, самолетов. И развитие военной промышленности.

Развитие этих отраслей экономики позволил говорить о том, что Англия вышла из экономического кризиса.

Безработица сокращалась, но находилась на высоком уровне.

Особенность послекризисного развития Великобритании в том, что в Англии начинает весьма интенсивно развиваться государственное регулирование капиталовложений, и как следствие этого, основная масса капиталов оставалась внутри страны.

Второй момент – продолжающаяся концентрация производства, особенно в автомобильной, химической, судостроительной промышленности.

В целом, давая характеристику экономического развития Великобритании к концу 1930х годов, можно отметить, что Англия начала отставать в экономической области от других ведущих стран Запада, особенно от США, Германии, Японии и даже Италии. Сокращалась также и доля внешней торговли по сравнению с другими странами. В общем ситуация в экономическом отношении характеризовалась технической отсталостью англ. промышленности, и процессом падения производительности труда.

Эти негативные моменты стали сказываться на позиции Англии на европейском континенте. Но так случилось, что именно Англия определяла во многом стратегию Запада в отношении Германии, поскольку Франция полностью выстроилась в кильватер внешней политики Лондона, и таким образом именно Англия определяла перспективы развития отношений с наиболее агрессивными государствами.

В политической ситуации Великобритании произошли определенные изменения. Они выразились в том, что в июне 1935 года образовалось новое правительство, которое заменило правительство Мак-Дональда. Политическое лицо Мак-Дональда к этому периоду поблекло, этот кабинет уже сделал свое дело. Англия вышла из экономического кризиса, и те неудачи и просчеты можно было свалить на премьер-министра, т.е. на Мак-Дональда.

Теперь новое правительство возглавил один из лидеров консерваторов Стэнли Болдуин. В данном случае консерваторам уже не нужен был известный рабочий лидер, но сохранялась прежняя тенденция образования национального правительства. Т.е. консерваторы продолжали сотрудничать с определенными партиями в Великобритании, создавали еще видимость национального единения.

Отставка Мак-Дональда произошла еще и потому, что Англия готовилась к очередным парламентским выборам. И консерваторам важно было одержать победу. Жертвоприношение в лице Мак-Дональда могло удовлетворить определенную часть избирателей, и давало больше шансов консерваторам одержать победу.

Более того, консерваторы в это время активно рассуждали относительно необходимости проведения активной внешней политики, борьбы за мир. Популярные пацифистские требования довольно легко ложились на представления избирателя о будущей политике.

На этих выборах, которые прошли в ноябре 1935 года, одержали победу консерваторы. Они получили 387 депутатских мест из 600 в Палате Общин.

А лейбористская партия получила 154 места.

Стэнли Болдуин остался после выборов у власти. Тем не мене, консерваторы уже имели серьезные позиции в жизни страны, могли вмешиваться в дворцовые интриги в королевской семье, которые в этот момент начали разгораться. В этот период произошел очень серьезный дворцовый кризис. Он был связан с тем, что в январе 1936 года умирает англ. король Георг 5. В результате этого на престол вступает его старший сын Эдуард 8. Но он характеризовался как большой демократ. Он проявлял интерес к социальным вопросам, он посещал рабочие районы Лондона, т.е. вел себя нехарактерно для англ. королевской семьи. Он интересовался вопросами политики. Это стало вызывать недовольство консерваторов, т.е. наиболее влиятельной части правительственных кругов. Они постарались устранить короля от власти.

Дело в том, что Эдуард 8 в этот период надумал жениться. По англ. законам ему надо было получить разрешение правительства на этот брак. Но он хотел жениться на дважды разведенной американке Симпсон. Это противоречило англ. королевским традициям. И Стэнли Болдуин предъявил королю ультиматум: либо он отказывается от брака, либо уйдет с престола. Король предпочел жениться, и отказался от престола. В результате этого его преемником становится младший брат Георг 6 (отец современной королевы).

Но то, что правительство так вмешивалось в дворцовые дела, вызывало недовольство не только у определенной части англ. общества, но и у самой консервативной партии. Например, Уинстон Черчилль серьезно критиковал Болдуина за вмешательство в королевские вопросы.

В колониальных делах происходит процесс совершенствования механизма управления колониями. Конкретно речь шла об отношениях с Индией. В 1935 году был принят акт об управлении Индией, который предусматривал усиление влияния в управлении Индией местной знати. Т.е. англичане начали постепенно перестраивать свою политику, опираясь на местные высшие слои индийского общества, но находящиеся под соответствующим контролем индийской администрации.

Подобные действия англичан были характерны в отношении своих колониальных владений. Т.е. опора на местную знать, элиту, с помощью которой и планировалось продолжение управления колониями.

Подобная практика была характерна и для Российской империи.

15 апреля 1939 года впервые в истории Англии парламент принимает закон о всеобщей воинской повинности. Начинают резко усиливаться ассигнования на вооружение. Они увеличились в 12 раз. Но все эти законы были вызваны тем, что резко усиливается обострение международного положения в Европе.

Эту ситуацию уже разруливал другой премьер-министр Великобритании Чемберлен, который стал во главе англ. правительства в 1937 году. Консерваторы наконец отказались от идеи национального правительства. Во главе Великобритании с 1937 года находится сугубо консервативное правительство, однопартийное, которое возглавляет Чемберлен.