Тема 20. История государства и права Китая в Новое время

В начале XIX в. китайская империя, управляемая династией Цин, переживала период упадка. Феодальная система разлагалась, и в некоторых районах страны широкое распространение получили товарно-денежные отношения. Экономическое положение народа значительно ухудшилось. В нюне 1850 г. началась крестьянская война, получившее название как «тайпинское восстание». Восставшие захватили значительную часть страны. В марте 1853 г. они объявили Нанкин столицей тайпинского государства. Тайпины пропагандировали и осуществляли на практике идеи уравнительного распределения. Эти идеи привлекали в их ряды главным образом обездоленных людей. Но их поддерживали также представители торговой буржуазии и помещиков, так как движение было направлено против засилья маньчжурской династии Цин. Руководство вновь созданным государством опубликовало так называемую «Земельную систему небесной династии» — программный документ преобразования общества и государства. Этот документ предусматривал перераспределение земли на уравнительных началах, предоставление равноправия женщинам, меры борьбы с коррупцией и др. Власть тайпинов на территории Китая просуществовала до 1864 г. В июле этого года столица тайпинов Нанкин была штурмом взята цинскими войсками. Основными причинами их поражения было внутреннее разложение движения, утрата поддержки тайпинов в народе и иностранная интервенция. Это восстание было предвестником буржуазно-демократической революции и национально-освободительной борьбы.

После поражения тайпинов правящие круги Цинской империи вынуждены были пойти на ряд реформ. В 1962 г. была провозглашена политика «самоусиления», которая означала установление контактов с иностранцами, восприятие зарубежных достижений. Китайская армия была реорганизована, усилено строительство заводов, верфей и арсеналов. В то же время эта политика привела к широкому проникновению в Китай иностранных государств.

В 1894-1895 гг. империя Цин потерпела поражение в войне с Японией. Централизованное управление страной ослабло, и возросла автономия различных районов страны. Иностранные державы укрепили свое влияние в Китае. Национальная буржуазия возглавила новое движение за проведение реформ. Это движение выразило свои взгляды в Коллективном меморандуме, в котором императору предлагалось оградить китайских предпринимателей от иностранных конкурентов, изменить методы государственного управления страной, законы, сдерживающие развитие страны, предлагалось ввести конституционную монархию и учредить парламент. Реформаторам сочувствовал молодой император Гуансюй, который издал 50 довольно радикальных указов по вопросам экономики, просвещения и деятельности государственного аппарата. Этот период в 1898 г. вошел в историю Китая под названием «сто дней реформ». Однако реформы не были проведены в жизнь из-за дворцового переворота, который совершила вдовствующая императрица Цыси. Прежний реакционный строй сохранился. Экономика страны пришла в еще больший упадок.

В 1899 г. в Китае вновь вспыхнуло народное восстание, которое носило главным образом антииностранный характер и продолжалось до 1901 г. В 1901 г. представители Цинов подписали так называемый «заключительный протокол», согласно которому Китай обязался выплачивать вторгшимся в страну западным державам огромную контрибуцию и принял ряд других унизительных условий. Китай окончательно превращался в полуколонию. Ненависть народа к маньчжурской династии возросла. В этих условиях Цины вынуждены были предпринять ряд реформ. Так, была реорганизована Главная канцелярия по иностранным делам и создано министерство иностранных дел. Были также созданы новые министерства: образования, почт и путей сообщения, финансов, армии и права.

В 1906 г. правительство издало указ о подготовке конституции, и было создано бюро законодательных реформ, которое готовило кодексы. Но политическая обстановка обострялась, и в течение 1911 г. в ходе очередного вооруженного восстания народа цинская власть была упразднена в ряде районов Китая. В декабре 1911 г. в Нанкине сформировалось временное правительство. В феврале 1912 г. монархия прекратила свое существование.

Тема 21. Особенности развития государства и права в странах Латинской Америки

Война за независимость и образование латиноамериканских государств. Испанская и португальская колониальные империи в Америке. Процесс становления колониальных систем Испании и Португалии начался еще в конце XV — начале XVI в., то есть в эпоху средневековья и рассматривался как обращение в христианство язычников индейцев. Конкистадоры уничтожили индейскую государственность, и широкое распространение получила система полукрепостнического и полурабского труда индейцев. Руководство политикой Испании в колониях первоначально осуществляла Торговая палата, а с 1524 г. — Совет по делам Индий, созданный при короле Испании. Этот совет издавал законы для колоний, назначал администрацию и был высшей апелляционной инстанцией для всех колониальных судов. Вице-короли в Америке осуществляли высшую власть и олицетворяли собой испанскую корону. В конце XVIII в. в Латинской Америке существовали четыре вице-королевства: Новая Испания (со столицей в Мехико), Новая Гранада (Богота), Перу (Лима) и Рио-де-ла-Плата (Буэнос-Айрес). В Других колониях, меньших по значению для испанского короля, назначались генерал-капитаны. Они номинально подчинялись вице-королям, но фактически пользовались всей полнотой власти. К концу XIX в. образовались генерал-капитанство в Гватемале, Венесуэле, Чили и на Кубе. В дальнейшем границы, сложившиеся между этими образованиями, станут основой для границ самостоятельных латиноамериканских государств.

На все высшие должности в колониальной администрации назначались выходцы из числа испанской феодальной знати, которых присылали в колонию на срок от 3 до 6 лет. В городах сохранились некоторые традиционные формы муниципального управления Испании. Управление городами осуществляли советники — рехидоры. Католическая церковь играла огромную роль в управлении колониями. Она была крупным землевладельцем.

Постепенно в Латинской Америке сложился многоступенчатый бюрократический аппарат, который, пользуясь отдаленностью, допускал любые беззакония, самовластие. Чтобы регламентировать все стороны жизни, в колонии в 1680 г. издается Свод законов Индий — первый в истории официальный сборник колониального права. Эти законы определяли систему феодальной поземельной собственности и сословное деление общества. Бразилия являлась колонией Португалии, и там система управления была схожа с испанской.

Освободительная война 1810—1826 гг. и образование независимых государств. В колониях постепенно зарождались и развивались капиталистические отношения. На этом фоне в Латинской Америке пробудилось национальное самосознание. Политика метрополий вызывала широкое недовольство различных слоев населения: индейцев, метисов, мулатов, в том числе, нарождающейся буржуазии и латифундистов-креолов. После смещения в Испании Наполеоном I законного короля Фердинанда VII из династии Бурбонов, в 1810 г. начались антииспанские выступления. В 1815 г. восстановленный на престоле испанский король Фердинанд VII вновь утвердил свое господство в колониях. При этом он использовал метод уступок и распространил в Латинской Америке демократическую Кадисскую конституцию 1812 г., принятую в Испании. К концу освободительной войны на месте бывших колоний возникли следующие независимые государства: Аргентина. Боливия, Бразилия, Великая Колумбия, Мексика, Парагвай. Перу, Центрально-Американская федерация, Чили, Уругвай. Это создало более благоприятные условия для развития капиталистических отношений. В большинстве стран была запрещена работорговля, ограничено или отменено рабство, были отменены сословия, упразднены дворянские титулы, утверждалась неограниченная частная собственность и провозглашались свободы. Старый аппарат управления упразднялся. На первых порах вводились новые для молодых государств правовые институты: выборность государственных органов, введено право на защиту, провозглашалась презумпция невиновности. Но преобразования не привели к коренному изменению основ жизни, поскольку население бывших колоний имело низкую правовую культуру и находилось в плену традиционных представлений о незыблемости власти короля и чиновников и не было готово к ликвидации полуфеодального образа жизни и эксплуатации.

Первые конституции стран Латинской Америки. С самого начала основным политико-идеологическим и правовым кредо во всех вновь образованных государствах был конституционализм. Идеи республиканизма легли в основу первых конституций латиноамериканских государств, что было вызвано влиянием конституционной практики в Соединенных Штатах Америки. По конституции 1826 г. в Аргентине и по конституции 1824 г. в Мексике были провозглашены республики. Монархическая форма правления утвердилась лишь в Бразилии. В период становления и развития латиноамериканских государств утвердились идеи федерализма. Еще лидеры войны за независимость выступали за создание сильных унитарных государств, что объективно отражала потребность капиталистического развития. Латифундистские и клерикальные круги поддерживали идею конфедеративного или федеративного государственного устройства, поскольку боялись вмешательства в экономическую жизнь и реформ, затрагивающих их отношения с крестьянством. В своеобразных условиях Латинской Америки провозглашенные в конституциях передовые идеи претерпели существенные изменения, отражавшие особенности латиноамериканского общества в тот период. Первые конституции оказались недолговечными из-за отсутствия политической стабильности, сепаратизма отдельных провинций и постоянной борьбы за власть конкурирующими группировками.

История латиноамериканских государств в XIX в. Каудилизм и диктаторские режимы. В большинстве латиноамериканских республик сохранялись крупные латифундии и полуфеодальные, а в Бразилии и рабовладельческая форма эксплуатации. При этом имела место социальная и духовная подавленность большей части населения. После установления конституционного строя сложились две соперничающих группировки. Бывшие монархисты и приверженцы бюрократического управления объединились в консервативную партию. Она стала защищать интересы крупных землевладельцев и церкви. Другие круги латифундистов, заинтересованные в торгово-промышленном развитии своих стран, объединились в либеральную партию. Эти партии получили названия «исторических». В течение XIX в. консерваторы чаще находились у власти. Эти партии ставили перед собой задачу захвата власти и создание авторитарного режима. Они делали ставку на одного сильного лидера (каудильо). Последние зачастую приходили к власти не в результате выборов, а в результате насильственного захвата власти, в том числе, путем государственного переворота. Каудилизм стал системой и строился не на конституционно-правовой основе, а на грубой силе и харизматическом авторитете предводителя. Он тормозил становление демократических форм общественной жизни. Авторитарные и диктаторские режимы базировались на милитаризме. Как правило, власть захватывали каудильо, которые являлись выходцами из армейской верхушки. Армия была поставлена в исключительное положение и часто становилась арбитром в политических конфликтах. В XIX в. государственные перевороты стали частым явлением.

Конституционная нестабильность. Как правило, новый президент-каудильо отменял действовавшую конституцию и спешно принималась новая. В XIX в. в Эквадоре сменились 12 конституций, в Боливии — 9. в Колумбии — 11, в Венесуэле — 11 и т.д. Внешние демократические формы в большинстве конституций сохранялись, но были декорацией для «политических игр». В избирательных системах этих стран установили различные ограничения, которые мешали значительной части населения участвовать в выборах.

Как способ обеспечения политической стабильности во многих государствах использовался особый правовой институт - «осадное положение», согласно которому президент приостанавливал конституционные права и гарантии граждан. Это давало ему возможность расправы со своими оппонентами.

Конституционное развитие Аргентины и Мексики в XIX в. Конституция Аргентины принята в 1853 г., Мексики — в 1857 г. В конституции Аргентины нашли свое отражение идеи североамериканских федералистов конца XVIII в. В Аргентине закрепилась власть местных латифундистов-каудильо. В каждой провинции этого государства была создана своя конституция «республиканского представительного характера». Верховный суд страны рассматривал все конфликты между провинциями. Конституция Аргентины также устанавливала свободу предпринимательства, торговли, единые таможни и тарифы и подтверждала неприкосновенность частной собственности.

Конституция Мексики 1857 г. запрещала рабство и долговую кабалу, ограничивала церковное землевладение, отменяла ряд привилегий военных и церкви, а также декларировала право неприкосновенности личности, политических прав и свобод. Но в дальнейшем, в 1876 г. в Мексике была установлена кровавая 30-летняя диктатура П. Диаса, которого поддерживали латифундисты страны и американские нефтяные компании.

В XIX в. наиболее значительные перемены и государственном строе произошли в Бразилии. В 1888 г. было отменено рабство, усилилась борьба за республику, которая привела к краху монархии. В 1891 г. в Бразилии была принята конституция, которая закрепила федеративное устройство государства. Каждый штат имел свою конституцию, создавал свою систему органов управления, контролировал эксплуатацию рудников и государственных земель, а также обладал другими значительными полномочиями. Федеральные власти не имели права вмешиваться в дела штатов, за исключением тех вопросов, которые отнесены к компетенции центральной власти: содержание армии, внешние дела и др. Эта конституция содействовала становлению гражданского общества в Бразилии.

Раздел 2. История государства и права новейшего времени