Итоги социально-политического развития

Государственное управление в XVII в.


Во второй половине XVII в. Формируется целый ряд приказов, напрямую связанных с царем. Именно через них осуществляется не только управление, но и контроль за государственным аппаратом. Эти приказы стали важным этапом в формировании абсолютизма в России.

Политическое развитие России характеризуется постепенным превращением сословно-представительной монархии в абсолютную, неограниченную. Первоначально царская власть была слаба и нуждалась в поддержке Земских Соборов, то есть представителей сословий. Поэтому вся первая половина XVII века — это время расцвета Земских Соборов. Их функции: введение новых налогов, вопросы внешней политики, издание новых законов. Земский Собор 1648-1649 гг. разработал и принял новый Свод законов – Соборное уложение. Однако по мере укрепления царской власти и окончания восстановительного периода в экономике роль Земских Соборов падает, и их функции переходят к исполнительным органам власти – приказам, подчинявшимся лично царю. С 1670-х гг. Земские Соборы больше не созываются. Это был первый признак усиленияцарской власти.

Второй признак усиления царской власти —политическое подчинение церкви государству ( «дело патриарха Никона» 1658 – 1667гг.).

Третий признак —ослабление позиций знатного боярства в Боярской Думе за счет расширения ее состава и привлечения в нее незнатных дворян, лично преданных царю, а также отмена местничества в 1682 г.

Таким образом, к концу XVII в. происходит усиление централизации государства, окончательно закрепощается крестьянство, прикрепляется посадский люд к посадам, монархия из сословно-представительской постепенно превращается в абсолютную, то есть неограниченную. Процесс этот закончился в ходе реформ Петра I.