ЕС и Россия.

В СССР долгое время относились резко негативно к европейской интеграции, рассматривая ЕС как часть военно-политической борьбы между Западом и Востоком. Официальные отношения между СССР и Европейскими сообществами были установлены лишь в 1988, когда МИД СССР направил вербальную ноту Комиссии ЕС с предложением установить официальные отношения. Взаимное признание открыло путь для подписания 18 декабря 1989 Соглашения о торговле, коммерческом и экономическом сотрудничестве между ЕЭС, ЕОУС и Евратомом, с одной стороны, и СССР – с другой, правопреемником которого стала Российская Федерация.

В конце декабря 1991 ЕС заявили о признании России и других новых независимых государств, возникших после распада СССР. В мае 1992 в Москве состоялась первая встреча Россия – ЕС на высшем уровне. Ее главным результатом стала договоренность о подготовке нового соглашения между ЕС и Россией, которое должно было заменить предыдущее и определить новое качество отношений.

Таким документом стало Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и ЕС (СПС), подписанное на о. Корфу 24 июня 1994 на срок 10 лет с последующим автоматическим продлением, если одна из сторон не уведомит заранее о его денонсации. СПС охватывает четыре важнейших сферы взаимоотношений – политику, экономику, социальную сферу и культуру. Соглашение предусматривает:

– развитие отношений партнерства между Россией и ЕС, осуществляемых на основе норм международного права, прав человека, политических и экономических свобод;

– содействие России в осуществлении политических и экономических реформ с предоставлением России статуса страны с «переходной экономикой» и перспективы создания зоны свободной торговли;

– регулярный политический диалог;

– предоставлениережима наиболее благоприятствуемой нации с отменой всех количественных ограничений в торговле, за исключением секторов, наиболее уязвимых для экономики Сообщества (из них сталь, текстиль – уже отменены). Россия сохраняет за собой право на протекционистские меры в тех областях экономики, которые затронуты структурной перестройкой или несут на себе значительную социальную нагрузку;

–содействие предпринимательской деятельности и связанным с ней вопросам: трансграничной предпринимательской деятельности, учреждения и деятельности компаний, инвестиций, платежей и движения капитала, взаимного предоставления услуг, охраны интеллектуальной собственности и т.д.;

–экономическое сотрудничество, охватывающее около 30 различных областей, включая промышленную кооперацию, конверсию, инвестиции, научные исследования и технологические разработки, сельское хозяйство, энергетику, транспорт, почту и телекоммуникации, информатику, космос, охрану окружающей среды, малый и средний бизнес, защиту потребителей, социальную сферу, образование и профессиональное обучение, региональное развитие, стандартизацию, статистику, туризм и т.д.

– развитие культурного сотрудничества с целью укрепления связей между людьми с помощью свободного обмена информацией, взаимного изучения языков и культур, доступа к культурным ценностям и т.п.

Данные направления сотрудничества были подтверждены и развиты в принятом на Кельнском саммите ЕС (июнь 1999) Общей стратегии ЕС в отношении России и ответной Стратегии России в отношении Европейского Союза, представленной Президентом РФ В.В.Путиным на Тамперском саммите ЕС в декабре 1999.

 

 

Европейская Ассоциация свободной торговли (ЕАСТ)

Экономическая интеграция в Западной Европе не ограничивается только ЕС. Почти одновременно с ЕЭС, с 1960, начала развиваться другая западноевропейская интеграционная группировка – Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ). Если в организации ЕЭС главенствующую роль играла Франция, то инициатором ЕАСТ стала Великобритания

Европейская Ассоциация свободной торговли (ЕАСТ) (European Free Trade Assotiation), была образована в 1960г. Первоначально в нее входили Австрия, Дания, Норвегия, Португалия, Швеция, Швейцария и Великобритания. Вскоре в ассоциацию вступила Финляндия. Зависимые от этих стран европейские государства, а также их колонии за пределами Европы также могли стать членами ассоциации. В соответствии с провозглашенным в соглашении общим принципом любое суверенное государство может подать заявку на членство в ассоциации. Фарерские острова присоединились к ней в декабре 1968 г., а Исландия - в марте 1970 г. В настоящее время в нее входят 4 страны: Исландия, Норвегия, Швейцария, Лихтенштейн.

В своем соглашении ЕАСТ декларирует четыре основные цели:

1) сохранение полной занятости в странах - членах ЕАСТ;

2) обеспечение справедливой конкуренции между членами этой организации;

3) недопущение перекосов при взаимных поставках сырья между странами - членами ЕАСТ;

4) развитие мировой торговли путем снижения торговых барьеров.

Однако в нем не было выражено намерения создать Таможенный союз или Общий рынок.
Отличия ЕАСТ от ЕС:

1. Главное отличие состоит в отсутствии наднациональных ор­ганов, имеющих право издавать законы.

2. Основой ЕАСТ является зона свободной торговли без тамо­женных пошлин и количественных ограничений, но только в отношении промышленных товаров ( действие конвенции ЕАСТ не распространяется на сельскохозяйственную продукцию ).

3. Каждое государство-член ЕАСТ проводит самостоятельную торговую политику в отношении третьих стран.

4. В ЕАСТ нет единого таможенного тарифа.

Торгово-экономические отношения стран ЕАСТ развиты со странами Европейского Союза. ЕС заключил соглашения о свободной торговле с каждой страной ЕАСТ, в соответствии с которыми были снижены пошлины и количественные ограничения на промышленные товары. Постепенно роль этой группировки в мировой экономике падает, так как ЕАСТ не стала полноценной интеграционной группировкой. Фактически она является своеобразным “поставщиком” новых членов для ЕС.

Однако, следует отметить, что в результате соглашения между ЕС и ЕАСТ с 1 января 1993г. возникло единое европейское экономическое пространство (ЕЭП), на котором осуществляется свободное движение товаров, капиталов и людей.

ЕАСТ не продвинулась далее организации беспошлинной торговли, в ее рядах в начале 2000-х остались только четыре страны (Лихтенштейн, Швейцария, Исландия и Норвегия), которые тоже стремятся влиться в ЕС. Когда Швейцария (в 1992) и Норвегия (в 1994) проводили референдум о вступлении в Союз, противники этого шага одержали победу лишь с небольшим перевесом. В будущем ЕАСТ полностью сольется с ЕС.

 

 

Содружество Независимых Государств

Страны-члены СНГ 24 сентября 1993г. заключили договор об Экономическом союзе, который предусматривает создание сначала ассоциаций свободной торговли, затем таможенного союза и наконец – общего рынка. Решение о создании зоны свободной торговли в рамках Содружества Независимых Государств принято 15 апреля 1994г. В результате товары, ввозимые из Азербайджана, Армении, Белоруссии, Грузии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана, Украины3, в настоящее время от импортных пошлин освобождаются.

 

 

2. 2. ВТОРОЙ УРОВЕНЬ ИНТЕГРАЦИИ -