Лекция 1. Введение в программную инженерию 3 страница

Перед началом работы прочитай, пожалуйста, это краткое введение.

Тебе предстоит выполнить комплексные задания разных видов и разного уровня сложности: восстановить нарушенный порядок, найти лишнее в перечне, найти ответ на познавательное задание, решить кроссворд, произвести анализ текста, найти противоречия в текстах, сопоставить различные данные и др.

Все задания помещены в данном файле. Ответы необходимо вписывать на отдельный листок (файл), в котором ты укажешь свое имя и фамилию, а также учебное заведение, в котором ты учишься.

Несколько требований к выполнению письменных заданий. Ваша работа не будет зашифрована. Писать нужно только ручкой, аккуратно, четко и разборчиво, кратко, без исправлений.

Для каждого задания указано максимальное количество баллов, которые ты можешь получить за верный и точный ответ. Если ответ не вполне точен, логичен, полон, в нем допущены ошибки, то количество баллов уменьшается. За ответ, не соответствующий требованиям, и при отсутствии ответа баллы не начисляются.

Обратите внимание: к выполнению заданий этой олимпиады допускаются все желающие.

Желаем успеха!

1. По какому принципу образованы ряды? Дайте КРАТКИЙ ответ. [8 баллов]

1. 1497, 1550, 1649 гг.

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

2. 1607, 1670–1671, 1707–1708, 1773–1775 гг.

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

3. 1768, 1839–1843, 1897, 1924, 1947, 1961 гг.

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

4. 1906, 1907, 1912, 1993, 1995, 1999, 2003 гг.

………………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………

2. По какому принципу образованы ряды? Дайте КРАТКИЙ ответ. [8 баллов]

1. Смерд, закуп, рядович, холоп

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

2. свобода от подушной подати, наделение землей совершеннолетних мужчин, право ношения холодного оружия

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

3. Смоленское, Одесское, Киевское, Ленинградское сражения.

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

4. Машина времени, Аквариум, Скоморохи, Воскресенье

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

3.По какому принципу образованы пары? Дайте КРАТКИЙ ответ. [6 баллов]

1. Иван Грозный и Малюта Скуратов, Петр I и Франц Лефорт, Софья и В.В. Голицын, Анна Иоанновна и Эрнст Бирон ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

2. М.Суслов и А.Яковлев, Е.Фурцева и Е. Лигачев, А.Микоян и Э.Шеварнадзе, А.Косыгин и Н.Рыжков

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

3. П.П.Вершигора и А.Н.Сеславин, Д.В.Давыдов и С.А.Ковпак, Г.М.Курин и А.Н. Сабуров, А.Ф.Федоров и Е.В.Четвертаков

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

4.Что или кто является ЛИШНИМ в ряду? Лишнее слово подчеркните. [8 баллов]

1. Российские ученые, чья научная деятельность связана с Московским университетом:

В.О.Ключевский, Б.Н.Чичерин, Л.Н.Гумилев, К.Д. Кавелин,

2. Советские авиаконструкторы, создатели боевых самолетов в годы Великой Отечественной войны:

С.А. Лавочкин, М.И. Гуревич, А.И.Микоян, М.И.Кошкин

3. Литературные произведения, опубликованные в период «оттепели»:

«Люди, годы, жизнь», «Братская ГЭС», «Жизнь и судьба», «Поднятая целина»

4. Российские литераторы, лауреаты Нобелевской премии:

И.Бродский, И.Бунин, В.Вернадский, Б.Пастернак,

5. В русской исторической лексике есть слова и словосочетания, образованные от имен и фамилий деятелей, по разным причинам вошедших в мировую историю. Перед вами имена (или фамилии) трех таких деятелей.

Укажите:

1) кем был каждый исторический деятель;

2) слово или словосочетание, произошедшее от него;

3) краткое определение этого слова или словосочетания.

4) период, когда появилось это слово или словосочетание [18 баллов].

Петр Столыпин

1) ……………………………………………………………………………………………..

2) ……………………………………………………………………………………………..

3) ……………………………………………………………………………………………..

………………………………………………………………………………………………..

4) ……………………………………………………………………………………………..

Лев Бронштейн

1) ……………………………………………………………………………………………..

2) ……………………………………………………………………………………………..

3) ……………………………………………………………………………………………..

………………………………………………………………………………………………..

4) ……………………………………………………………………………………………..

Алексей Аракчеев

1) ……………………………………………………………………………………………..

2) ……………………………………………………………………………………………..

3) ……………………………………………………………………………………………..

………………………………………………………………………………………………..

4) ……………………………………………………………………………………………..

6.Расположите в хронологической последовательности [6 баллов]:

1. А. Открытие университета в Харькове. Б. Переход на летосчисление от Рождества Христова. В. Переяславская Рада. Г. Воцарение династии Романовых.

………………………………………………………………………………………………

2. А. Принятие плана ГОЭЛРО. Б. Решение о замене продразверстки продналогом. В. Роспуск Учредительного собрания. Г. Роспуск комитетов бедноты.

………………………………………………………………………………………………

7.«Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите «Да», если не согласны – «Нет». [6 баллов]

1. Новгород в XII–XIII вв. производил хлеб в объемах, обеспечивавших не только внутреннее потребление, но и обширный экспорт.

………………

2. Крестоцеловальная запись, которую Василий Шуйский дал, вступая на престол, получила название Кондиций.

………………

3. Будущий патриарх Никон и будущий духовный лидер старообрядческого движения протопоп Аввакум в конце 1640-х гг. были членами кружка ревнителей благочестия.

………………

4. В начале XIX в. уходивший в город на заработки крестьянин-отходник мог получить паспорт сроком до трех лет.

………………

5. «Безобразовской кликой» в начале ХХ в. называли группу придворных, выступавших за отмену ключевых положений Манифеста 17 октября 1905 г.

………………

6. Решение о создании совнархозов в 1957 г. было продиктовано стремлением восстановить ослабленную в условиях «оттепели» жесткую централизацию управления экономикой.

………………

8. Кем, когда и в связи с чем (о чем) было сказано? Впишите правильный ответ. [9 баллов]

1. «Большие батальоны всегда правы!»

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………

2. «Перестройке –нет альтернативы!»

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………

3. «Даёшь Варшаву, даёшь Берлин!».

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………

9.Перед вами 8 изображений. Если применить единый критерий классификации, их можно сгруппировать в четыре группы, по два изображения в каждом. Предложите свой принцип классификации. Напишите имена деятелей и названия объектов, им соответствующих. Результаты оформите в таблицу [18 баллов]

Кто изображен?          
Что изображено?          

Критерий классификации: …………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………….

10.Расставьте в соответствии с нормами современного русского языка ударения в исторических терминах и понятиях, а также в именах исторических деятелей. [10 баллов]

1. Аутодафе. 2. Полис. 3. Виллан. 4. Дольмен.   5. Принцепс. 6. Гридин. 7. Махатма. 8. Ганза.   9. Задруга. 10. Парсуна.  

 

11. Ученик попросил одноклассника проверить его работу, подчеркнуть все допущенные в ней ошибки и пронумеровать их. Одноклассник оказался не на высоте. Вместо ПЯТИ ошибок, которые были в работе на самом деле, он обнаружил девять. Ваша задача: написав рядом с соответствующей цифрой «да» (если это правильное утверждение) или «нет» (если оно ошибочное) и исправить те утверждения, которые вы считаете ошибочными. [18 баллов]

В X – XIII в. на Руси были известны две азбуки – глаголица (1) и кириллица. Глаголица применялась более широко (2) . В кириллице в то время было 28 букв (3), а в современном русском алфавите их, как известно, 33. Цифры также обозначались при помощи букв (4). Чтобы показать, что буква в данном тексте имеет цифровое значение, ее обводили в кружок (5). С принятием христианства в X в. счет лет вели от Рождества Христова (6). До Х в. (7) существовало летосчисление от Сотворения мира. Разница между счетом лет от Рождества Христова и от Сотворения мира составляла 5508 или 5509 (8) лет. Кроме счета лет по годам пользовались и такой единицей, как индикт, 15-летний (9) цикл, начинавшийся в сентябре.

1. ……………………………………………………………………………………………..

………………………………………………………………………………………………..

2. ……………………………………………………………………………………………..

………………………………………………………………………………………………..

3. ……………………………………………………………………………………………..

………………………………………………………………………………………………..

4. ……………………………………………………………………………………………..

………………………………………………………………………………………………..

5. ……………………………………………………………………………………………..

………………………………………………………………………………………………..

6. ……………………………………………………………………………………………..

………………………………………………………………………………………………..

7. ……………………………………………………………………………………………..

………………………………………………………………………………………………..

8. ……………………………………………………………………………………………..

………………………………………………………………………………………………..

9. ……………………………………………………………………………………………..

………………………………………………………………………………………………..

12.Замените выделенный курсивом фрагмент историческим термином. [6 баллов]

1. При проведении рекрутской реформы вводился порядок, при котором родственники должны были ручаться за новобранца, что он не убежит, а если он все же бежал, велено было забирать в армию тех, кто за него ручался.

………………………………………………………………………………………………..

2. В условиях нэпа государство прибегало и к такой мере, как заключение договоров о сдаче иностранным фирмам предприятий или участков земли с правом производственной деятельности.

………………………………………………………………………………………………..

13. Перед вами несколько фрагментов из «Курса русской истории» В.О.Ключевского. Назовите имена всех исторических деятелей, о которых говорится в каждом из них. [14 баллов]

1. С обильным запасом величавых античных образов и самоновейших политических идей вступил [он] в действительную жизнь; она встретила его как-то двусмысленно или двулично: он должен был вращаться между бабушкой и отцом, а это были не только два лица, а даже два особых мира. То были два двора, совсем не похожие один на другой, между которыми расстояние нравственное было гораздо больше географического.

……………………………………………………………………………………………….

2. Самым важным успехом московского князя было то, что он приобрел своему стольному граду значение церковной столицы Руси…. Случилось так, что этом городе владыку застигла смерть (1326 г.). Но эта случайность стала заветом для дальнейших митрополитов. Церковь русская причислила его [владыку] к сонму святых предстоятелей русской земли. и русские люди клялись его именем уже в XIV в.

……………………………………………………………………………………………….

3. Он налетел на университет, пошарил кое-что, пробыл всего несть дней в Казани и, воротившись, доложил, что университет по всей справедливости и строгости законов подлежит уничтожению, притом в виде публичного его разрушения. Император положил на доклад резолюцию: «Зачем разрушать, можно исправить». Исправлять университет был послан [он же], назначенный попечителем Казанского университета… чтобы поставить преподавание, как он говорил, на началах Священного союза.

……………………………………………………………………………………………….

14.Внимательно рассмотрите иллюстрации. О каком событии рассказывает каждая из них? Укажите год, когда это событие произошло. [20 баллов]

 

…………………………………………. …………………………………………………

…………………………………………. …………………………………………………

…………………………………………. …………………………………………………

«Кур обобществил, а как быть с воронами − ума не приложу»

 

………………………………………………. …………………………………………..

………………………………………………. …………………………………………..

………………………………………………. …………………………………………..

15.Дайте объяснение приведённому ниже факту :

Княгиня Ольга в отместку за убитого древлянами мужа длительное время проявляла чудеса жестокости: закапывала живыми послов, сжигала их в бане, хитростью подожгла и уничтожила вместе с жителями столицу древлян Искоростень и т. д. И тем не менее Ольга Православной церковью канонизирована.

16. О покушении на какого государственного деятеля России говорится в приведенном отрывке: "Они, не признающие тормозов революционеры, совершали подвиги самопожертвования и безумия. Четверо молодых людей, переодевшись в форму одного из гвардейских полков, явились на прием к… Охрана далась в обман. Мнимые гвардейцы пронесли в своих касках бомбы, и дом взлетел на воздух. При этом погибло сорок человек".

17. 2. Укажите, каким историческим термином называется:

а) Крестьянин, купленный к заводу, мануфактуре;

б) Смерд, попавший в зависимость от владельца земли за ссуду
деньгами, зерном и др.;

в) В СССР документ о трудовой деятельности наемного работника. Ведутся на работающих св. 5 дней на предприятии, в учреждении, организации.

г) Работа крестьянина со своим инвентарем в барском хозяйстве;

д) Время, когда запрещался уход крестьянина от феодала;

е) Плата крестьянина продуктами или деньгами за право пользо­вания землей, принадлежащей феодалу;

ж) Время, в течение которого феодал мог искать и возвращать
беглого крестьянина;

з) В Советской России нормативный акт, изданный главой государства или правительства.

и) Время, когда крестьянин мог уйти от одного феодала к друго­му;

к) Обезземеливание крестьянства, увеличение барской запашки за счет сокращения крестьянских наделов.