Пример.

Время усвоения

Время усвоения – необходимый промежуток времени для понимания информации (узнавания, усвоения, идентификации).

Марроканец-студент изучает произношение 32 букв русского алфавита. Он смотрит на очередную букву и сравнивает её с 32-мя, которые есть в пособии. В лучшем случае он сразу попадает на нужную, а в наихудшем он делает 32 сравнения. Если предъявляемые буквы равновероятны, то он делает 16,5 сравнений за время .

в этом примере – это среднее время для опознания буквы:

- ограничивает скорость работы

- создаёт запаздывание, за которое поступившая информация успевает устареть.

Это среднее время усвоения информации называют информационным сопротивление системы.

обратно пропорционально пропускной способности системы, т.е. предельной скорости восприятия информации, на которую только способна система.

В линейных системах информационная сопротивляемость не зависит от средней скорости поступления информации: , где - информационный ток.

Однако в некоторых условиях, например в экстремальных ситуациях, у человека (под действием адреналина) время понимания может быть функцией тока.

В линейных информационных цепях (системах) вероятность того, что реальный период поступления информации меньше среднего времени понимания , подчиняется закону . Если учесть , то

(19)

Это соотношение подобно закону Ома для электрических цепей. Его называют информационным законом Ома, где информационный ток определяется, как:

,

где - средний период поступления информации.

Соотношение (19) характеризует производительность труда, связанного с пониманием информации:

, (20)

где N - информационная мощность системы, т.е. производительность интеллектуального труда.

Из (20) с учётом (19) получаем:

. (21)

Выражение (19) соответствует суждениям типа «суть (H) происходящих с Ивановым изменений (J) состоит в том, что он учится на магистра». Причём - время обучения в ННГУ, т.е. время понимания Ивановым магистерской премудрости, а - количество информации по специальности, усваиваемой Ивановым в единицу времени.

Суждение типа (19) констатирует настоящее той или иной информации, предсказывая её будущую суть на фоне происходящих изменений. Оно дополняет суждения типа (13), вместо которого можно писать:

. (22)

Это может означать, что Иванов (J) в настоящее время имеет диплом бакалавра () и учится (I) на магистра ().

Если в выражение (22) подставить , то оно будет сформулировано в настоящем времени и будет означать, что Иванов является бакалавром и учится на магистра, а если подставить , то оно будет сформулировано в прошедшем времени, т.е. будет означать, что он уже проучился некоторое время и продолжает учиться сейчас.