Цели и задачи в системе современного менеджмента

Цель это конечное состояние, желаемый результат, которого стремится добиться любая организация. Яркой характеристикой любого экономического субъекта выступает цель его деятельности. Отсутствие четко выраженной цели лишает менеджмент осмыс­ленности. Стратегические цели формулируются на основе миссии организации и отражают долгосрочные экономические интересы субъектов хозяйствования.

При всем разнообразии подходов к определению и структуриро­ванию сфер и стратегических целей один тезис остается решаю­щим: для коммерческих организаций целевая ориентация, в отличие от миссии, так или иначе связана с прибыльностью бизнеса. Прибыльность можно характеризовать различными показателями измерения, но в любом случае она должна быть достаточной для реализации экономической стратегии организации. Меру достаточ­ности теоретически возможно определить на основе концепции вмененных издержек: в долгосрочном периоде право на существо­вание сохраняют лишь организации, доход которых позволяет компенсировать им совокупные затраты, включая нормальную (среднюю, общественно нормальную) прибыль. Подчеркнем, что прибыль сверх нормальной возможна и допустима, но со страте­гической точки зрения на ее получение вряд ли стоит ориентиро­ваться, так как межотраслевая конкуренция и перелив капитала приведут к снижению сверхприбыли до среднего уровня. Кон­кретная форма цели зависит от предполагаемого периода ее дости­жения: чем дольше этот период, тем глобальнее цель.

2. Цели следует устанавливать в следующих областях деятельности: конкуренция и участие в рынке; рост прибыли; предложение продукции потребителям и целевые рынки; маркетинг и сбыт;
производство и труд; распределение доходов; исследования и разработки; результаты производства; финансы и контроль. Ха­рактеристики целей:

конкретность и измеримость;

ориентация во времени, очередность установления целей от долго­
срочных к краткосрочным;

достижимость;

взаимосвязь, отсутствие противоречия в нескольких целях.

3.Достижение целей разбивается на задачи достижения определенных подцелей в заданных временных рамках и ресурсных ограничениях. Понятие "задача" отличается от понятия "цель" подробной конкрети­зацией времени, объема и ресурсов исполнения. Решение задачи — это достижение цели, которая может быть оценена количественно. Задачи делятся по трем основаниям: достижение определенных результатов с сотрудниками, предметами, информацией.

 

Цели организации: типология, предъявляемые требования

 

1. К целям организации предъявляют следующие требования :

• необходимость конкретизации;

операциональность целей — способность их к преобразованию в задачи, рабочие задания, пригодность в качестве базиса и мотивации для исполнения;

нацеленность на концентрацию ресурсов и усилий;

* множественность и сопоставимость целей;

распределение иелей по всем областям, от которых зависит вы­живание организации:

• производство;

• маркетинг;

• финансы;

• инновации;

• персонал;

• менеджмент.

Формулировка целей зависит от избранной предприятием стратегии.

В области инноваций акцент делается на завоевание передовых позиций по производству новых видов продукции.

В области маркетинга выбор новой товарной ниши, создание определенного имиджа у товара.

Производственные цели направлены на повышение производи­тельности труда и эффективности.

В финансовой сфере — сохранение и поддержание на необходимом уровне всех видов финансовых ресурсов, их рациональное исполь­зование.

В управлении персоналом обеспечение высокой мотивации персо­нала, формирование условий, необходимых для развития творче­ского потенциала работников.

2. Цели можно классифииировать по таким основаниям как.

период установления.

• стратегические (долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные);

• тактические;

• оперативные;

содержание.

• экономические;

• социальные;

• организационные;
. политические;

• научные;
сфера действия:

• маркетинговые;

• производственные;

• инновационные;

• финансовые;

• кадровые;

• административные;
среда:

• внутренние;

• внешние;
приоритетность:

• особо приоритетные;

• приоритетные;

• прочие;
измеримость:

• количественные;
. качественные;
повторяемость:

• постоянные;

• разовые;
иерархия:

. цели организации;

• структурных подразделений;
стадия жизненного цикла:

• проектирование и создание организации либо товара,;

• рост;

• зрелость;

• завершение.